Решение Верховного Суда РФ от 23.05.2007 N ВКПИ07-49 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства РФ от 23.02.2007 N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", установившего в 2007 году денежную компенсацию военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки>
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М., с участием представителя Правительства Российской Федерации - заместителя начальника юридической службы 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ полковника Павлова О.Б., старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", установившего выплату в 2007 году денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки,
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", установившего выплату в 2007 году денежной компенсации военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, считая, что эта норма правового акта противоречит статье 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в ее взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 379-О и от 5 ноября 2004 г. N 349-О. При этом он просит о признании недействующим этого Постановления Правительства Российской Федерации в части установления в 2007 году денежной компенсации взамен продовольственного пайка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту не в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (лишенным с 1 января 2005 г. права получать продовольственный паек продуктами на руки), в размере 20 рублей в сутки, в той мере, в которой указанный размер не соответствует реальной стоимости продовольственного пайка (его реальная стоимость, по мнению заявителя, превышает размер компенсации почти в три раза).
В дополнении к заявлению С. также указывает, что, принимая Постановление от 23 февраля 2007 года N 126, Правительство Российской Федерации не обеспечило посредством установления денежной компенсации сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих, как это предписывалось преамбулой и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В возражениях на заявление представитель Правительства Российской Федерации - заместитель начальника юридической службы 1 управления Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ полковник Павлов О.Б., полагая, что указанное в заявлении С. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 принято в строгом соответствии с действующим законодательством, просил суд в удовлетворении его необоснованных требований отказать.
В связи с неявкой в суд заявителя, своевременно извещенного о времени и месте судебного заседания и не представившего сведений о причине неявки, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, гражданское дело рассмотрено в отсутствие С.
Представитель Правительства Российской Федерации Павлов О.Б. в суде заявил, что обжалуемое Постановление не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральному закону "О статусе военнослужащих", ни правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу, а поэтому не нарушает и прав военнослужащих.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Правительства Российской Федерации Павлова О.Б., заключение старшего военного прокурора отдела 6 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении требований заявителя отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление С. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 14 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, предусматривающие, что с 1 января 2005 года размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается Правительством Российской Федерации, а выдача продовольственного пайка производится только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая это, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год". Денежная компенсация взамен продовольственного пайка в соответствии с п. 47 Постановления установлена военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в размере 20 рублей в сутки.
Приведенные выше обстоятельства позволяют сделать суду вывод о том, что Правительство Российской Федерации имело право устанавливать денежную компенсацию военнослужащим взамен продовольственного пайка в указанном размере и действовало при этом в строгом соответствии с требованиями законодательства.
Утверждение заявителя о том, что п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 г. N 126 противоречит концептуальным задачам сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты военнослужащих, поставленным в преамбуле, статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и в пункте 4 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не соответствует действительности, поскольку эти законодательные нормы в своем единстве направлены на недопущение снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.
Выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продпайка является не льготой, а одной из форм продовольственного обеспечения. Установленный же Правительством Российской Федерации в 2007 году размер компенсации (20 рублей в сутки) аналогичен размеру таких выплат, начиная с 2000 года, что никак не может свидетельствовать о снижении уровня социальной защиты военнослужащих.
Что же касается ссылки заявителя на предписания частей 2 и 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, то она является беспредметной, поскольку эти требования Основного закона России правовых отношений, вытекающих из оспариваемой им нормы, в прямой постановке не регулируют.
Не могут иметь характер обязательных предписаний для разрешения заявления С. и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября и 5 ноября 2004 года, поскольку они вынесены по проблемам конституционности законодательной регламентации вопроса продовольственного обеспечения военнослужащих до 1 января 2005 года.
Вопреки доводам заявителя, обжалуемый пункт 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", которым на 2007 год установлена денежная компенсация военнослужащим взамен продовольственного пайка также в размере 20 рублей в сутки, не противоречит ни Конституции Российской Федерации, ни Федеральным законам от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О статусе военнослужащих", ни правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по этому вопросу, а поэтому не нарушает и прав военнослужащих.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации,
в удовлетворении заявления С. о признании недействующим пункта 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 2007 года N 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", установившего в 2007 году денежную компенсацию военнослужащим взамен продовольственного пайка в размере 20 рублей в сутки, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей