Решение Верховного Суда РФ от 17.05.2007 N ВКПИ07-53 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и недействующим пункта 45 порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2007 г. N ВКПИ07-53

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре Шароватовой И.А., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Зарубина О.В., представителей заинтересованных лиц Кузнецова О.Л. и Каравичева В.О. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании незаконным и недействующим п. 45 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации",

установила:

А. обратился в Верховный Суд РФ с указанным заявлением, утверждая, что он в период с 5 февраля по 13 марта 2007 года (37 дней) временно исполнял служебные обязанности по невакантной воинской должности с большим должностным окладом.

Однако денежное довольствие ему было выплачено по занимаемой штатной воинской должности, поскольку в соответствии с п. 45 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" военнослужащим, на которых возложено временное исполнение обязанностей по невакантным воинским должностям (врио), выплачиваются оклады по занимаемым ими штатным воинским должностям.

Оспаривая данное нормативное указание, А. в заявлении утверждает, что ни Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ни другие федеральные конституционные законы или федеральные законы не ограничивают право военнослужащих на выплату месячного оклада по той воинской должности, временное исполнение обязанностей по которой на них возлагается на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы. Поэтому в тех случаях, когда военнослужащий не является штатным заместителем и в его должностные обязанности не входит замещение отсутствующего лица, предусмотренное подзаконным актом, ограничение на получение оклада по воинской должности, по которой исполняются обязанности, не подлежит применению как не соответствующее требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Заявитель также обращает внимание, что аналогичное нормативное положение об ограничении выплаты должностных окладов офицерам, прапорщикам и военнослужащим сверхсрочной службы, допущенных приказом командира части к временному исполнению невакантной должности, установленное ранее ст. 59 Положения о денежном довольствии военнослужащих Советской Армии и ВМФ и введенное в действие Приказом МО СССР от 14 августа 1978 года N 075, определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12 апреля 2005 года было признано недействующим.

А., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл и, настаивая на удовлетворении своих требований, в телеграмме просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица Кузнецов О.Л. возражал против удовлетворения заявления А., указав, что п. 45 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (Приказ МО РФ от 30 июня 2006 года N 200) соответствует действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.

Представитель Минюста РФ, представив отзыв на заявление А., возражал против заявленных требований.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавших необходимым в удовлетворении заявления А. отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" военная служба является видом федеральной государственной службы. Принципы ее построения и функционирования закреплены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", согласно п. 2 ст. 43 которого на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по воинской должности, которую он не занимает, с освобождением его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности на срок, определяемый Положением о порядке прохождения военной службы.

Этим Положением (ст. 12), утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы", предусмотрен порядок возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности. В соответствии с п. "б" данной статьи в связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное (до 4 месяцев) исполнение обязанностей по равной или высшей невакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей - врио).

В этом случае военнослужащий освобождается только от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но саму воинскую должность установленным порядком не освобождает. Не предусмотрено законодателем и какого-либо особого порядка производства выплат военнослужащим, допущенным к временному исполнению обязанностей по другим воинским должностям.

Таковой содержится лишь в п. 45 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200.

Утверждение А. в заявлении о том, что установленный порядок противоречит Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", не содержащему ограничений на выплату военнослужащим месячного оклада по той воинской должности, которую они временно замещают, является ошибочным.

Анализ названного Федерального закона, а также Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" позволяет утверждать, что военнослужащие реализуют свое право на труд путем прохождения военной службы на соответствующих воинских должностях.

В частности, такое указание содержится в ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в силу которой для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей.

Перечень оснований, когда военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, предусмотрен п. 4 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и обусловлен решением вопросов его дальнейшего прохождения военной службы. Временное исполнение военнослужащим обязанностей по вакантным или невакантным должностям в этот перечень не входит.

Согласно п. 1 ст. 12 названного Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат.

В п. 3 ст. 12 того же Закона указано, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 утвержден такой Порядок, в п. 45 которого предусмотрена выплата окладов по занимаемым штатным воинским должностям для военнослужащих, на которых возложено временное исполнение обязанностей по невакантным воинским должностям.

Данный ведомственный нормативный правовой акт 15 сентября 2006 года зарегистрирован в Минюсте РФ под N 8304 и опубликован для всеобщего сведения в "Российской газете" за N 215 от 27 сентября 2006 года.

Таким образом, издав приказ, регламентирующий в том числе и порядок выплаты денежного довольствия военнослужащим, допущенным к временному исполнению обязанностей по невакантным воинским должностям, Министр обороны РФ действовал в пределах предоставленных ему полномочий и законных прав А. не нарушил.

Иное толкование п. 45 оспариваемого нормативного правового акта повлекло бы нарушение прав военнослужащего, обязанности которого временно исполнял А., поскольку на период лечения он от занимаемой должности не освобождался и обеспечивался денежным довольствием в полном объеме, а выплата двум военнослужащим оклада по одной воинской должности действующим законодательством не предусмотрена.

Что же касается определения Кассационной коллегии от 12 апреля 2005 года по гражданскому делу по заявлению Венедиктова А.А. (КАС 05-137), на которое А. ссылается в заявлении, то оно на выводы суда не влияет, поскольку было вынесено в связи с проверкой другого ведомственного нормативного правового акта.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ,

решила:

в удовлетворении заявления А. о признании незаконным и недействующим п. 45 "Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО