Документ не применяется. Подробнее см. Справку

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 июля 1995 г. N 80К

Центральный банк Российской Федерации доводит до сведения, что органами Госналогслужбы России в I квартале т.г. проведена массовая проверка выполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 в части соблюдения условий работы с денежной наличностью.

Проверка показала, что банки и другие кредитные учреждения, руководствуясь Порядком применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", установленным Госналогслужбой России, Минфином России и Центральным Банком России (письмо от 13.08.94 N ВГ-4-13/94н, 104 и 104), принимают определенные меры по организации и практическому осуществлению контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, передачи налоговым органам материалов проверок, которыми установлены нарушения, для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных Указом. В результате в проверенном периоде налоговыми органами по представлениям банков взысканы штрафы с хозяйствующих субъектов и их должностных лиц за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм, неоприходование в кассу денежной наличности, несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств и накопление их в кассах сверх установленных лимитов на общую сумму 139,8 млрд. рублей.

Госналогинспекцией по Красноярскому краю за нарушение расчетов между юридическими лицами сверх установленных предельных сумм бюро услуг "Интертурвиза" предъявлены финансовые санкции в сумме 752,5 млн. рублей, Госналогинспекцией по г. Москве по представлению Первомайского филиала коммерческого банка "Мосиндустриалбанк" применены финансовые санкции к филиалу "Энергомонтажтеплоизоляция" АООТ "Энергозащита" в сумме 871,4 млн. рублей, Госналогинспекцией по Оренбургской области акционерному обществу "Ормез" по представлению Орского филиала Оренбургского коммерческого банка "Южный Урал" предъявлены финансовые санкции за накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита в сумме 237,8 млн. рублей.

Вместе с тем в организации контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации проверкой выявлены серьезные недостатки и нарушения, вследствие чего проводимые мероприятия не дают должного результата и требования Указа в этой части во многих случаях не выполняются.

В отдельных регионах нормативные документы, регламентирующие порядок работы с денежной наличностью и организацию контроля, доведены не до всех коммерческих банков и других кредитных учреждений. В частности, в Волгоградской области они не были доведены до коммерческих банков "Агропромбанк", "Меридиан - Плюс", "Волгофондбанк", "Газпромбанк", в Вологодской области - до банков "Бумеранг", "Соколбанк", "Череповецкомбанк", в Республике Башкортостан - до коммерческого банка "Башкирия". Аналогичные факты выявлены в Пермской и Самарской областях, г. г. Москве и Санкт - Петербурге и других субъектах Российской Федерации.

В республиках Башкортостан, Марий Эл, Карелия, Мордовия, в областях Вологодской, Калининградской, Кемеровской, Курской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Омской, Ростовской, Сахалинской, Свердловской, городах Москве и Санкт - Петербурге большое количество банков вообще не проводили проверки по данному вопросу хозяйствующих субъектов, находящихся на их расчетно - кассовом обслуживании.

Вследствие такой неудовлетворительной организации контроля за соблюдением условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, при наличии массовых нарушений со стороны хозяйствующих субъектов, проверке подвергается крайне незначительное их количество, что не способствует своевременному устранению имеющихся нарушений, а в итоге обеспечению полного поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также укреплению денежного обращения в стране.

Коммерческим банком "Костромасоцбанк" (Костромская область) в 1994 году проверками было охвачено всего лишь 0,9% находящихся на расчетно - кассовом обслуживании предприятий, учреждений и организаций, "Наратбанк" (Саратовская область) - 1%, Новоторьяльским отделением "Агропромбанка" (Республика Марий Эл) - 1,6%, Кунцевским филиалом Московского индустриального банка - 2,6%, коммерческим банком "Московия" - 2,9%.

В Самарской области в 1994 году банками и кредитными учреждениями в среднем проверено только 5% обслуживаемых клиентов - юридических лиц, Краснодарском крае - 6,4%, Амурской области - 6,8%, Читинской - 7%, Камчатской - 8,2%, Архангельской и Владимирской областях - 10 процентов.

Многими учреждениями банков в нарушение действующего порядка не устанавливаются обслуживаемым предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим налично - денежные расчеты, лимиты остатка денег в кассе или устанавливаются в значительно завышенных размерах, что также не способствует зачислению денежных средств на их расчетные счета и своевременной уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В Камчатской области коммерческим банком "Пико - банк" лимиты остатка денежных средств в кассе установлены 5 хозяйствующим субъектам из 90 обслуживаемых (5,5%), банком "Нефтепродукт" - соответственно 16 из 52 (30,7%), а банком "Востокмежкомбанк" лимиты остатка денег в кассе клиентам вообще не устанавливались. В Омской области Корниловским отделением "Агропромбанка" не были установлены лимиты 218 и Называевским отделением этого же банка - 155 юридическим лицам.

Кировским филиалом Межкомбанка (Кировская область) индивидуально - частному предприятию "ВС" при среднедневной торговой выручке 87 тыс. рублей лимит остатка денег в кассе установлен в размере 2 млн. рублей, Гусь - Хрустальным филиалом "Владинвестбанка" (Владимирская область) предприятие "Эдельвейс" при ежедневной выручке 44 тыс. рублей лимит установлен также в размере 2 млн. рублей. "Камчаткомагропромбанком" совместному предприятию "Камкайдо" при фактическом поступлении в кассу выручки в сентябре, октябре и ноябре 1994 года соответственно 3,4 млн. рублей, 3,3 млн. рублей и 20 млн. рублей лимит установлен в размере 25 млн. рублей. Филиалом "Кредитпромбанка" (Новосибирская область) лимит остатка денежных средств в кассе акционерному обществу "Юнникс" установлен в сумме 10 млн. рублей, вместо 600 тысяч, рассчитанных, исходя из среднедневной выручки за три предшествующих месяца. Зубово - Полянским отделением "Агропромбанка" (Республика Мордовия) колхозу "Знамя труда" лимит завышен в 6,4 раза, Мордовскому заводу дубильных экстрактов - в 3,4 раза.

Учреждениями банков практически повсеместно не выполняются требования Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 и совместных указаний Госналогслужбы России, Минфина России и Центрального Банка России о порядке применения его положений в части направления в налоговые органы представлений для рассмотрения дел об административных правонарушениях. Во многих случаях такие представления не направляются вообще или направляются с длительной задержкой, что не позволяет налоговым органам принимать решение о привлечении виновных в нарушениях должностных лиц к административной ответственности в связи с истечением для этого установленного срока.

Коммерческим банком "Уникомбанк" (Московская область) в 1994 г. и I квартале т.г. при проверке обслуживаемых предприятий, учреждений и организаций установлено 213 случаев нарушений условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а представления налоговым органам направлены только по 16 фактам нарушений (7,5%). Калмыцким коммерческим банком "Бульба" за этот же период проведено 117 проверок, нарушения установлены при 62 проверках, а представления в налоговые органы направлены по 4 проверкам.

Учреждениями банков в Амурской области представления в налоговые органы направляются лишь по каждой шестой проверке, которой установлены нарушения, Владимирской области - каждой четвертой, Приморского края - каждой второй проверке, а учреждениями банков в Республике Северная Осетия представления не направлялись вовсе. Муромским филиалом Московского индустриального банка с задержкой более чем на 2 месяца переданы представления по 17 материалам проверок из 26, направленных в налоговые органы. Факты несвоевременного направления в налоговые органы представлений по нарушениям условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций выявлены и во многих других регионах Российской Федерации.

Качество представлений и материалов проверок, направляемых банками в налоговые органы, не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Во многих из них нечетко излагаются характер, виды и размеры нарушений, не заполняется раздел IV справки "Распоряжение руководителя учреждения банка о принятии мер по результатам проверки" Рекомендаций Центрального Банка России от 30.09.94 N 113, не указываются конкретные должностные лица, ответственные за допущенные нарушения. В результате значительное количество представлений возвращаются на доработку и дооформление, что в значительной мере задерживает принятие по ним правомерных решений.

КонсультантПлюс: примечание.

Рекомендации ЦБ РФ от 30.09.1994 N 113 утратили силу в связи с изданием Положения от 05.01.1998 N 14-П, утвержденного Советом директоров Банка России 19.12.1997 N 47.

По указанным выше причинам налоговыми органами Липецкой области из 120 представлений возвращены на дооформление 75 представлений. Практически все материалы возвращались банковским учреждениям госналогинспекциями по г. Нижнеудинску и Заларинскому району Иркутской области, налоговыми органами Тульской области.

Недостаточно активно учреждения банков реагируют на информации налоговых органов о нарушениях условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выявленных при документальных проверках соблюдения налогового законодательства хозяйствующими субъектами, и не организуют по ним проверки. При этом многие из них необоснованно считают, что они не должны проводить проверки и направлять налоговым органам представления по нарушениям, допущенным при осуществлении расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями.

Так, в I квартале т.г. налоговыми органами Волгоградской области в банки было направлено 96 информаций об имеющихся нарушениях по указанным выше вопросам, а обратно от них получено представлений для рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложении штрафов только по 44 информациям. Налоговыми органами Московской области представления получены по 13-ти своим информациям из 49, направленных учреждениям банков. Коммерческим банком "Уникомбанк" было получено от налоговых органов 15 информаций о нарушениях, а проверки проведены только по 3 информациям.

Учитывая, что в соответствии со ст. 4 п. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, в целях сокращения неоправданного наличного денежного оборота в хозяйстве Российской Федерации поручаем:

- обратить внимание кредитных организаций на необходимость усиления контроля за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, неукоснительного выполнения положений Указа Президента России от 23.05.94 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", активизацию работы в части осуществления проверок по данному вопросу и обязательное информирование органов Госналогслужбы Российской Федерации по фактам выявленных нарушений;

- при инспектировании кредитных организаций обращать серьезное внимание на выполнение нормативных актов Российской Федерации, указаний Банка России по данному вопросу и предъявлять к банкам требования, предусмотренные ст. 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

- проанализировать за I полугодие и 9 месяцев 1995 г. сложившееся положение в регионе по соблюдению предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью и выполнению п. 9 Указа Президента N 1006;

- о результатах сообщить Департаменту регулирования денежного обращения соответственно к 15 августа и 15 октября текущего года с приложением справки о проверках соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

А.А.ХАНДРУЕВ