Решение Верховного Суда РФ от 28.08.2007 N ГКПИ07-882 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 5.4.1 и 5.4.2 Указания Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коммерческого Банка "Русский банк делового сотрудничества" (общество с ограниченной ответственностью) о признании недействующими пунктов 5.4.1 и 5.4.2 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов",
Коммерческий Банк "Русский банк делового сотрудничества" обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими пункты 5.4.1 и 5.4.2 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1379-У (в редакции Указания от 20 сентября 2006 года N 1724-У) "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (далее - Указание), устанавливающие показатель чистой процентной маржи (ПД5) и чистого спреда от кредитных операций (ПД6).
В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что показатели чистой процентной маржи (ПД5) и чистого спреда от кредитных операций (ПД6) не являются цифровыми показателями доходности ни одной из банковских операций, а поэтому неприменимы для оценки доходности отдельных видов операций и банка в целом. В связи с чем пункты 5.4.1 и 5.4.2 Указания противоречат пункту 4 части 4 статьи 44 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", статьям 1 и 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
На основании оспариваемых норм решением Комитета банковского надзора Банка России от 21.09.2005 вынесено отрицательное заключение о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов, у Банка отозвана лицензия на работу с физическими лицами.
Представители Центрального банка Российской Федерации возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что состав группы показателей оценки доходности, установленный главой 5 Указания N 1379-У, и методология их определения полностью соответствуют требованиям пункта 4 части 4 статьи 44 Закона о страховании вкладов, определяющим, что группа показателей оценки доходности включает показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. Показатели чистой процентной маржи и чистого спреда от кредитных операций являются наиболее употребимыми в международной практике для оценки эффективности операций банков по размещению денежных средств, т.е. эффективности их ссудной деятельности.
Выслушав объяснения представителей Коммерческого Банка "Русский банк делового сотрудничества" Тоболина С.В. и Терехова А.Г., представителей Банка России Галеня Е.Е., Будановой И.Н., Ханачевской А.Е., представителя Министерства юстиции РФ Башиловой В.Е., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд находит заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (п. 9 ст. 4), по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7).
Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ (далее - Закон о страховании вкладов) было введено обязательное страхование вкладов физических лиц в банках, правовое регулирование которого направлено на обеспечение таких целей, как: защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации; укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации; стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации (ст. 1 Закона).
В соответствии с частью 5 статьи 1 указанного Федерального закона отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются данным Федеральным законом, иными федеральными законами, а в случаях, предусмотренных Законом о страховании, - принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Статьей 44 Закона о страховании вкладов определено, что одним из необходимых условий для признания банка удовлетворяющим требования к участию в системе страхования вкладов является признание Банком России финансовой устойчивости банка достаточной (ч. 1); финансовая устойчивость банка оценивается Банком России по группам показателей, указанным в части 4 статьи 44 Закона о страховании вкладов, с определением по каждой из них обобщающего результата "удовлетворительно" или "неудовлетворительно" и признается Банком России достаточной при наличии результата "удовлетворительно" по всем группам показателей (ч. 3 ст. 44); состав показателей, указанных в статье 44 Закона о страховании вкладов, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним устанавливаются нормативными актами Банка России и опубликовываются Банком России в "Вестнике Банка России" не позднее месяца со дня вступления в силу Закона о страховании вкладов (ч. 5 ст. 44).
В целях реализации указанного положения Закона о страховании вкладов и в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России установил состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов в Указании Банка России от 16.01.2004 N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов".
Указание N 1379-У зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 23.01.2004 N 5485 и опубликовано в "Вестнике Банка России" N 5 от 27.01.2004.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят Банком России в пределах предоставленной ему компетенции.
В силу части 4 статьи 44 Закона о страховании вкладов для оценки финансовой устойчивости банков применяются следующие группы показателей: группа показателей оценки капитала, группа показателей оценки активов, группа показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, группа показателей оценки ликвидности, а также группа показателей оценки доходности, включающая показатели рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом (п. 4).
Таким образом, показатель оценки доходности должен состоять из показателей рентабельности активов и капитала, структуры доходов и расходов, доходности отдельных видов операций и банка в целом. При этом Федеральный закон не определяет состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата, предоставив это право Банку России.
Оспариваемыми пунктами 5.4.1 и 5.4.2 Указания к числу показателей оценки доходности отнесены показатели, характеризующие рентабельность активов (ПД1) и капитала (ПД2), структуру доходов (ПД3) и расходов (ПД4), а также доходность отдельных видов операций и банка в целом - чистую процентную маржу (ПД5) и чистый спред от кредитных операций (ПД6).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт не содержит каких-либо иных показателей оценки доходности, кроме указанных в п. 4 ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов.
Пунктом 5.4.1 Указания установлено, что показатель чистой процентной маржи (ПД5) определяется как процентное отношение (в процентах годовых) чистого процентного дохода к средней величине активов и рассчитывается по следующей формуле:
ЧДп - чистые процентные и аналогичные доходы. Определяются в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок формирования показателей публикуемой формы "Отчет о прибылях и убытках", по методу начисления с применением принципа разделения отчетных периодов (отнесения доходов (расходов) к тому отчетному периоду, в котором они получены (произведены)).
Пунктом 5.4.2 Указания установлено, что показатель чистого спреда от кредитных операций (ПД6) определяется как разница между процентными (в процентах годовых) отношениями процентных доходов по ссудам к средней величине ссуд и процентов, уплаченных и аналогичных расходов к средней величине обязательств, генерирующих процентные выплаты, и рассчитывается по следующей формуле:
Дп - процентные доходы по ссудам. Представляют собой сумму показателей "Процентов полученных и аналогичных доходов от размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов, займов и на счетах в других банках" и "Процентов полученных и аналогичных доходов от ссуд, предоставленных другим клиентам", определяемых в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок формирования показателей публикуемой формы "Отчет о прибылях и убытках", по методу начисления с применением принципа разделения отчетных периодов (отнесения доходов (расходов) к тому отчетному периоду, в котором они получены (произведены));
Рп - проценты уплаченные и аналогичные расходы. Определяются в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок формирования показателей публикуемой формы "Отчет о прибылях и убытках", по методу начисления с применением принципа разделения отчетных периодов (отнесения доходов (расходов) к тому отчетному периоду, в котором они получены (произведены));
СЗср - средняя величина ссуд. Рассчитывается по формуле средней хронологической (по данным отчетности по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, за все месяцы, начиная с отчетности по состоянию на 1 января и заканчивая отчетностью на дату, на которую рассчитывается числитель) для показателя СЗ;
ОБср - средняя величина обязательств, генерирующих процентные выплаты. Рассчитывается по формуле средней хронологической (по данным отчетности по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным, за все месяцы, начиная с отчетности по состоянию на 1 января и заканчивая отчетностью на дату, на которую рассчитывается числитель). Обязательства, генерирующие процентные выплаты, представляют собой показатель "Всего обязательств" за минусом показателей "Прочие обязательства" и "Резервы на возможные потери по срочным сделкам, внебалансовым обязательствам, расчетам с дебиторами по операциям с резидентами офшорных зон", которые определяются в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок формирования показателей публикуемой формы "Бухгалтерский баланс".
Таким образом, оспариваемыми пунктами установлен состав показателей доходности отдельных видов операций и банка в целом и методика их расчета.
Оспаривая указанные положения, заявитель ссылается на то, что пункты 5.4.1 и 5.4.2 противоречат п. 4 ч. 4 ст. 44 Закона о страховании вкладов, поскольку вместо оценки доходности банковских операций, предусмотренных ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", оцениваются иные показатели, не предусмотренные федеральным законом.
Нельзя признать эти доводы обоснованными, поскольку Закон о страховании вкладов обязывает Банк России оценивать доходность не всех банковских операций, а отдельных видов операций и банка в целом (п. 4 ч. 4 ст. 44), оставляя при этом на усмотрение Банка состав показателей и методику их расчета.
Как пояснили представители заинтересованного лица в судебном заседании, при определении состава показателей Банк России исходил из того, что доходы от финансового посредничества, т.е. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности, являются наиболее стабильной частью доходов банка, позволяющей ему поддерживать размер собственных средств (капитала) на уровне, адекватном масштабу бизнеса банка, не прибегая к внешним источникам пополнения собственных средств (капитала).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" банк - это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Таким образом, основным видом деятельности банка является финансовое посредничество, т.е. привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности.
Суд считает, что учет Банком России в ПД5 и ПД6 доходов от привлечения во вклады денежных средств физических и юридических лиц и размещение указанных средств при оценке доходности банка отвечает целям защиты прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации и не противоречит федеральному закону.
С учетом изложенного доводы заявителя о том, что показатель чистой процентной маржи и показатель чистого спреда от кредитных операций не являются цифровыми показателями доходности ни одной из банковских операций, нельзя признать обоснованными.
Как видно из содержания оспариваемых норм, показатели чистой процентной маржи и чистого спреда рассчитываются по формуле, значения в которой определяются в соответствии с нормативным актом Банка России, регламентирующим порядок формирования показателей публикуемой формы "Отчет о прибылях и убытках". Показатели группы оценки доходности рассчитываются в соответствии с порядком определения показателей публикуемых форм отчетности, установленных Указанием ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1375-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". Перечень форм публикуемой отчетности приведен в Указании Банка России N 1270-У от 14 апреля 2003 г. "О публикуемой отчетности кредитных организаций и банковских/консолидированных групп".
В связи с чем несостоятельным является довод заявителя о том, что Банк России подверг расчету не определенную законом совокупность каких-то показателей.
Нельзя признать обоснованными доводы заявителя о том, что методика учитывает одни виды дохода и не учитывает иные виды дохода банка, ликвидность других операций, поскольку доходы от иных видов операций учитываются при расчете показателей рентабельности активов и капитала (ПД1 и ПД2), ликвидность банковских операций учитывается при расчете показателей оценки ликвидности.
Довод заявителя о вмешательстве Банка России в оперативную деятельность кредитных организаций также является необоснованным, т.к. в соответствии с частью 2 статьи 56 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В данном случае Банк России Федеральным законом о страховании вкладов наделен полномочиями по определению состава показателей и методики их расчета.
Заявитель также указывал на то, что поскольку банк не осуществляет размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады от своего имени и за свой счет, у банка отсутствуют такие показатели, участвующие в расчете ПД5 и ПД6, как процентный доход, ссудная задолженность (кредиты) и активы, приносящие процентный доход, то показатели чистой процентной маржи (ПД5) и чистого спреда от кредитных операций (ПД6) не должны применяться при расчете показателя финансовой устойчивости Коммерческого Банка "Русский банк делового сотрудничества".
Однако эти доводы не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении данного дела, поскольку проверка законности и обоснованности принятых в отношении КБ "Русский банк делового сотрудничества" правоприменительных решений, в том числе оценка правомерности решения Комитета банковского надзора Банка России, на чем фактически настаивает заявитель, не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку закрепленные в пунктах 5.4.1 и 5.4.2 Указания Банка России от 16 января 2004 года N 1379-У положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Коммерческого Банка "Русский банк делового сотрудничества" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей