Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.1. Метод детальной оценки

4.1.1. Метод детальной оценки является наиболее точным, но и наиболее трудоемким. Метод рекомендуется к применению на особо важных, наиболее опасных объектах, а также на мелких объектах, где мало число объектов, подверженных негативным факторам аварии СГТС, и по ним имеются необходимые сведения.

При наличии в составе гидроузла нескольких СГТС расчет вероятного вреда следует производить для того сценария аварии, где масштабы последствий аварии максимальны. Для объектов, в состав которых входят несколько СГТС, расчеты вероятного вреда должны выполняться для каждого сооружения отдельно. При определении максимального вреда следует учитывать возможные последствия аварии на одном из СГТС объекта на безопасность и функционирование других СГТС.

4.1.2. В зоне возможного негативного воздействия аварии СГТС необходимо при проведении экспедиционного обследования выявить народно-хозяйственные объекты, транспортные магистрали, инженерные коммуникации и т.п. и определить их собственников, в т.ч. объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, местных органов исполнительной власти; определить места проживания, нахождения населения; выявить зоны различного использования территории и т.п.

4.1.3. Оценка вреда должна основываться на техническом состоянии СГТС и объектов, могущих попасть в зону затопления на момент выполнения расчетов. При этом используются текущие коэффициенты индексации цен, другие коэффициенты, установленные соответствующими органами.

Допускается прогнозная оценка изменения величины вреда на 5-летний период. Такая оценка рекомендуется в том случае, если решениями органов власти, органов надзора, проектной и другой документацией установлены конкретные сроки изменения состояния СГТС в зоне затопления, а вероятность реализации таких изменений (строительство, вывод из эксплуатации, перепрофилирование и т.п.) для организации, рассчитывающей ущерб (собственника), очевидна.

4.1.4. Возможный в результате аварии СГТС вред определяется как сумма социального ущерба, в основном характеризующегося количеством пострадавших и степенью вреда их здоровью, а в стоимостной форме - компенсационными затратами, а также реального ущерба, нанесенного материальным объектам в результате аварии СГТС, в т.ч. и ущерба от загрязнения окружающей среды в натуральном и денежном выражении. Каждый из вышеперечисленных ущербов определяется суммированием нескольких составляющих.

4.1.5. Расчеты следует производить с разумным приближением, более точно учитывая составляющие, вносящие максимальный вклад в итоговый результат. При этом следует использовать результаты анализа и оценки безопасности СГТС, например, учитывая вероятность нахождения людей в зоне затопления, объемы разрушения СГТС и т.д.

Примечание: При наличии в период, предшествующий выполнению оценок, факта аварии СГТС необходимо использовать результаты расчетов ущербов собственникам, платы за загрязнение природной среды, сметы ремонтно-восстановительных работ и т.д. Рекомендуется использовать метод аналогий, а для составляющих, вклад которых незначителен, - укрупненные стоимостные показатели. Возможно также вероятные затраты на возмещение имущественного и других ущербов оценивать методом экспертных оценок, с включением в состав экспертов представителя собственника.