Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Письмо Госналогслужбы РФ от 04.08.1995 N НП-4-01/46н (ред. от 14.11.1995) "Методические указания по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 "О Порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетом субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.08.1995 N 932)

Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 августа 1995 г. N 932


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ИЮЛЯ 1995 Г. N 660

"О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ БЮДЖЕТОМ И БЮДЖЕТОМ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ

ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ СТРУКТУРНЫЕ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОТДЕЛЬНОГО

БАЛАНСА И РАСЧЕТНОГО (ТЕКУЩЕГО,

КОРРЕСПОНДЕНТСКОГО) СЧЕТА"

(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 14.11.95

N НП-4-01/76н)

Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что по предприятиям, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом сумма налога по указанным предприятиям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти предприятия и структурные подразделения.

Государственная налоговая служба Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 и в соответствии с Порядком расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, утвержденным этим Постановлением, сообщает следующее.

1. Указанный порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации распространяется на предприятия и организации, включая организации с иностранными инвестициями, кредитные и страховые организации (далее именуются - организации), являющиеся плательщиками налога на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в состав которых входят территориально-обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета (далее именуются - структурные подразделения). К таким структурным подразделениям относятся также филиалы страховых организаций, не имеющие баланса с конечным финансовым результатом.

(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 14.11.95 N НП-4-01/76н)

Этот порядок расчетов с бюджетами не распространяется на предприятия и организации, относящиеся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также объединения и предприятия по газификации и эксплуатации газового хозяйства, для которых порядок уплаты налога согласно пункту 2 статьи 1 указанного Закона установлен Правительством Российской Федерации.

(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 14.11.95 N НП-4-01/76н)

КонсультантПлюс: примечание.

Нормы пункта 2 статьи 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 соответствуют нормам пункта 3 статьи 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 (ред. от 05.08.2000).

Указанный порядок расчетов с бюджетами не распространяется на организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. В тех случаях, когда в состав организации входят структурные подразделения, находящиеся как на территории других субъектов Российской Федерации, так и на территории того же субъекта Российской Федерации, что и сама организация, расчеты по налогу на прибыль организация должна производить отдельно по каждому структурному подразделению, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации, а по налогу на прибыль структурных подразделений, находящихся на одной территории с организацией, - в составе расчета по налогу на прибыль этой организации.

(в ред. письма Госналогслужбы РФ от 14.11.95 N НП-4-01/76н)

Доля прибыли, которая приходится на структурные подразделения организаций и по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Например, фактическая среднесписочная численность работников по организации в целом составляет за I полугодие 10000 человек, в том числе структурного подразделения - 2000 человек, стоимость основных производственных фондов соответственно - 26000 млн. рублей и 4000 млн. рублей. Исходя из этого удельный вес среднесписочной численности работников структурного подразделения в среднесписочной численности работников организации в целом составит 20% (2000 : 10000 x 100%), соответственно стоимости основных производственных фондов - 15,38% (4000 : 26000 x 100%), средняя величина удельного веса - 17,69% ((20% + 15,38%) : 2). В случае, если структурное подразделение не имеет основных производственных фондов, средняя величина удельного веса составит 10% ((20% + 0) : 2).

Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизмененным в течение отчетного года. Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без структурных подразделений) и по их структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их структурных подразделений.

В фактическую среднесписочную численность работников включаются работники, состоящие в штате, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате (выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера за соответствующий отчетный период), отражаемые по строке 2 расчета налога с суммы превышения расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной (приложение N 1 к Инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 г. N 4).

КонсультантПлюс: примечание.

Инструкция Госналогслужбы РФ от 06.03.1992 N 4 утратила силу в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 N 37. В настоящее время действует Инструкция МНС РФ от 15.06.2000 N 62.

Стоимость основных производственных фондов определяется исходя из их стоимости, числящейся по балансу у организации за вычетом износа.

Исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения.

Организации сообщают финансовым органам субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений сведения о своем наименовании и почтовом адресе для учета в составе налогоплательщиков, учет которых ведут налоговые органы, а также наименование и почтовый адрес структурных подразделений.

Финансовые органы субъекта Российской Федерации, где находится структурное подразделение организации, не позднее чем через 5 дней после установления законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет этого субъекта, сообщают о ее размере организациям, составляющим расчеты по налогу на прибыль, и налоговому органу по месту нахождения указанной организации с разбивкой для зачисления налога в бюджеты субъекта Российской Федерации разных уровней: в бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных образований, а также в бюджеты районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов. Одновременно направляются образцы заполнения платежного поручения для зачисления налога.

Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляется налоговыми органами.

Поскольку структурные подразделения не являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль, на учете в налоговом органе по месту нахождения структурного подразделения должна стоять организация, на которую возложена обязанность перечислять налог в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурного подразделения.

2. Сведения о суммах авансовых взносов налога по структурным подразделениям, а также суммах налога, определенных исходя из фактически полученной прибыли, сообщаются организациями налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, соответственно, до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов. При определении авансовых сумм налога на прибыль по организациям и входящим в них структурным подразделениям принимается предполагаемая среднесписочная численность работающих (предполагаемый фонд оплаты труда) и предполагаемая средняя остаточная стоимость основных производственных фондов на соответствующий отчетный период.

При определении фактических сумм налога на прибыль принимаются фактические показатели по среднесписочной численности работающих (фонду оплаты труда) и средней остаточной стоимости основных производственных фондов за отчетный период нарастающим итогом с начала года.

Например, на 1 января стоимость основных производственных фондов составила 1000,0 тыс. рублей, на 1 апреля - 1200,0 тыс. рублей, на 1 июля - 1300,0 тыс. рублей, на 1 октября - 1500,0 тыс. рублей, на 1 января следующего года - 1500,0 тыс. рублей. Средняя стоимость этих фондов составит за I квартал 1100,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей) : 2), за первое полугодие - 1166 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей) : 3), за 9 месяцев - 1250,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей) : 4), за год - 1300,0 тыс. рублей ((1000,0 тыс. рублей + 1200,0 тыс. рублей + 1300,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей + 1500,0 тыс. рублей) : 5).

Расчеты по налогу от фактической прибыли производятся организациями применительно к форме расчета налога от фактической прибыли (приложение N 4 к Инструкции Госналогслужбы России от 6 марта 1992 г. N 4). При этом налогооблагаемая прибыль каждого структурного подразделения определяется путем применения средней величины удельного веса, исчисленной в указанном выше порядке, к налогооблагаемой прибыли организации, отраженной по строке 5 расчета (пример расчета приведен в Приложении к Методическим указаниям).

Исчисление налога от фактически полученной прибыли и его перечисление в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета.

Настоящий порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации применяется при определении авансовых взносов налога начиная с III квартала 1995 г. и сумм налога по фактически полученной прибыли начиная с расчетов за первое полугодие 1995 года.

3. Распределение суммы превышения фактических расходов на оплату труда работников над их нормируемой величиной между организациями (без структурных подразделений) и их структурными подразделениями, а также исчисление налога с этого превышения, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации, производятся в порядке, аналогичном порядку исчисления налога на прибыль, т.е. исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Сведения о суммах указанного налога, причитающихся уплате в бюджет, сообщаются организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, причитающихся внесению в бюджет исходя из фактически полученной прибыли.

Перечисление налога в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль.

4. Определение разницы между суммой налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации (возврату из бюджетов) исходя из фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, корректируемой на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации за пользование банковским кредитом, производится организацией отдельно по организации (без структурных подразделений) и отдельно по каждому структурному подразделению.

Сведения о суммах указанных платежей, причитающихся уплате в бюджет (возврату из бюджета), сообщаются организацией налоговым органам по субъектам Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений одновременно со сведениями о суммах налога на прибыль, причитающихся внесению в бюджет исходя из фактически полученной прибыли.

Перечисление этих сумм в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений производит организация, в состав которой они входят, аналогично порядку по налогу на прибыль.

5. Исчисление и уплата в федеральный бюджет налога на прибыль, налога с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, а также дополнительных платежей, рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем квартале Банком России, производятся организациями по месту своего нахождения без распределения сумм налогов и дополнительных платежей по структурным подразделениям. Такой же порядок применяется к средствам, подлежащим возврату из бюджета.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 25.04.1995 N 64-ФЗ налог с сумм превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной отменен с 1 января 1996 года.

6. Ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации налогов, причитающихся со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения.

Начисленные в соответствии с действующим законодательством штрафные санкции по результатам проверок организаций, а также пени за несвоевременное перечисление платежей взыскиваются в бюджет в установленном порядке с этих организаций.

Суммы, внесенные в бюджеты субъектов Российской Федерации организацией по месту своего нахождения по итогам деятельности за первое полугодие 1995 г. и в счет авансовых взносов за III квартал 1995 г., в связи с изменением порядка взаимоотношений с бюджетом подлежат возврату этой организации в части, приходящейся к уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений, которые по получении их организацией должны перечисляться без задержки в указанные бюджеты. Пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджеты по месту нахождения структурных подразделений в данном случае не начисляются.

Пени за несвоевременное перечисление авансовых платежей налога по срокам 15 июля и 15 августа 1995 г. и по результатам перерасчетов за первое полугодие 1995 г. в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурных подразделений не взыскиваются.

7. Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на объекты социально-культурной сферы (дома отдыха, детские лагеря отдыха и другие), находящиеся на балансе организации и являющиеся ее структурными подразделениями, содержащиеся за счет прибыли этой организации.

8. Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации, в состав которой входят структурные подразделения.

С этой целью организация представляет в указанные налоговые органы в установленные сроки справки об авансовых взносах налога в бюджет с указанием суммы налога в федеральный бюджет исходя из предполагаемой прибыли на квартал по организации, в целом включая структурные подразделения, а также об авансовых взносах в бюджеты субъектов Российской Федерации по организации без структурных подразделений и отдельно по каждому структурному подразделению с указанием их местонахождения и даты направления этих сведений в налоговые органы субъектов Российской Федерации по месту нахождения каждого структурного подразделения. Одновременно с бухгалтерскими отчетами и балансами представляются расчеты налога от фактической прибыли, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, составленные в аналогичном порядке.

Ведение оперативно-бухгалтерского учета поступлений в бюджеты субъектов Российской Федерации налога на прибыль, налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной, дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), рассчитанных исходя из процента за пользование банковским кредитом, установленного Банком России, и отражение их в формах налоговой отчетности осуществляют налоговые органы по месту нахождения структурных подразделений, входящих в состав организации.

9. С 1 января 1996 г. указанный порядок расчетов с бюджетом в части налога с суммы превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормируемой величиной не применяется.

Заместитель Руководителя

Государственной налоговой службы

Российской Федерации -

Государственный советник

налоговой службы 1 ранга

Н.В.ПОПОВ

Согласовано

Заместитель Министра финансов

Российской Федерации

С.Д.ШАТАЛОВ

Приложение

к Методическим указаниям

Госналогслужбы России

от 04.08.95 N НП-4-01/46н

ПРИМЕР РАСЧЕТА

НАЛОГА ОТ ФАКТИЧЕСКОЙ ПРИБЫЛИ ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ,

В СОСТАВ КОТОРЫХ ВХОДЯТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО ОБОСОБЛЕННЫЕ

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

(тыс. руб.)

┌─────────────────────────────┬─────────┬────────────────────────┐

│ │ │ В том числе │

│ │По орга- ├────────┬───────┬───────┤

│ │низации, │по орга-│по │по │

│ │включая │низации │струк- │струк- │

│ │структур-│без │турному│турному│

│ │ные под- │струк- │подраз-│подраз-│

│ │разделе- │турных │делению│делению│

│ │ния │подраз- │N 1 │N 2 │

│ │ │делений │ │ │

├─────────────────────────────┼─────────┼────────┼───────┼───────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │

├─────────────────────────────┼─────────┼────────┼───────┼───────┤

│1. Валовая прибыль - всего │ 100.000 │ - │ - │ - │

│2. Из валовой прибыли, │ │ │ │ │

│подлежащей налогообложению, │ │ │ │ │

│исключаются суммы, показанные│ │ │ │ │

│в итоге строки 2 расчета по │ │ │ │ │

│налогу от фактической прибыли│ │ │ │ │

│(приложение N 4 к Инструкции │ │ │ │ │

│Госналогслужбы России │ │ │ │ │

│от 6 марта 1992 г.) │ 10.000 │ - │ - │ - │

│3. Сумма отчислений │ │ │ │ │

│в резервный или другие │ │ │ │ │

│аналогичные фонды, создание │ │ │ │ │

│которых предусмотрено │ │ │ │ │

│законодательством │ │ │ │ │

│(до достижения размеров этих │ │ │ │ │

│фондов не более 25% уставного│ │ │ │ │

│фонда, но не свыше 50% │ │ │ │ │

│прибыли, подлежащей │ │ │ │ │

│налогообложению) │ - │ - │ - │ - │

│4. Льготы по налогу │ │ │ │ │

│на прибыль (по специальному │ │ │ │ │

│расчету) │ 30.000 │ - │ - │ - │

│5. Налогооблагаемая прибыль │ │ │ │ │

│(стр. 1 - стр. 2 - стр. 3 - │ │ │ │ │

│стр. 4) │ 60.000 │ - │ - │ - │

│5а. Средняя величина │ │ │ │ │

│удельного веса - в % <*> │ - │ 50 │ 20 │ 30 │

│5б. Налогооблагаемая прибыль │ │ │ │ │

│исходя из средней величины │ │ │ │ │

│удельного веса │ - │30.000 │12.000 │ 18.000│

│6. Ставка налога на прибыль -│ │ │ │ │

│всего в % │ 13 │ 22 │ 22 │ 22 │

│ в том числе: │ │ │ │ │

│а) в федеральный бюджет │ 13 │ - │ - │ - │

│б) в бюджеты республик в │ │ │ │ │

│составе Российской Федерации,│ │ │ │ │

│бюджеты краев, областей, │ │ │ │ │

│городов Москвы и │ │ │ │ │

│Санкт-Петербурга, автономных │ │ │ │ │

│образований │ - │ 15 │ 17 │ 16 │

│в) в бюджеты районов, │ │ │ │ │

│городов, районов в городах, │ │ │ │ │

│поселков, сельских населенных│ │ │ │ │

│пунктов │ - │ 7 │ 5 │ 6 │

│7. Сумма налога на прибыль - │ │ │ │ │

│всего <**> │ 7.800 │ 6.600 │2.640 │ 3.960 │

│ в том числе: │ │ │ │ │

│а) в федеральный бюджет │ │ │ │ │

│(стр. 5 x стр. 6 "а") : 100 │ 7.800 │ - │ - │ - │

│б) в бюджеты республик в │ │ │ │ │

│составе Российской Федерации,│ │ │ │ │

│бюджеты краев, областей, │ │ │ │ │

│городов Москвы и │ │ │ │ │

│Санкт-Петербурга, автономных │ │ │ │ │

│образований (стр. 5 x │ │ │ │ │

│стр. 6 "б") : 100 │ - │ 4.500 │2.040 │ 2.880 │

│в) в бюджеты районов, │ │ │ │ │

│городов, районов в городах, │ │ │ │ │

│поселков, сельских населенных│ │ │ │ │

│пунктов (стр. 5 x │ │ │ │ │

│стр. 6 "в") : 100 │ - │ 2.100 │ 600 │1.080 │

└─────────────────────────────┴─────────┴────────┴───────┴───────┘

--------------------------------

<*> Показатель средней величины удельного веса, определенный условно, применяется к строке 5 (графа 2) и составляет по организации без структурных подразделений - 50%, по структурному подразделению N 1 - 20%, по структурному подразделению N 2 - 30%.

<**> Организация уплачивает по месту своего нахождения налог в федеральный бюджет в сумме 7.800 тыс. рублей и в бюджеты субъектов Российской Федерации - 6.600 тыс. рублей и перечисляет в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту нахождения структурного подразделения N 1 - 2.640 тыс. рублей и структурного подразделения N 2 - 3.960 тыс. рублей.