Редакция от 04.06.2014

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным конституционным законом от 04.06.2014 N 9-ФКЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение части первой статьи 3 пунктом 5.1. См. текст новой редакции

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации

вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с

федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума

Российской Федерации;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть вторая статьи 4 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Конституционный Суд Российской Конституционный Суд Российской

Федерации вправе осуществлять Федерации правомочен осуществлять

свою деятельность при наличии в свою деятельность при наличии

его составе не менее трех двух третей от общего числа

четвертей от общего числа судей. судей.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть четвертая статьи 9 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

В случае выбытия судьи из Если в случае выбытия судьи из

состава Конституционного Суда состава Конституционного Суда

Российской Федерации Российской Федерации число судей

представление о назначении окажется менее двух третей от

другого лица на вакантное место общего числа судей, представление

судьи вносится Президентом о назначении другого лица на

Российской Федерации в Совет вакантное место судьи вносится

Федерации не позднее месяца со Президентом Российской Федерации

дня открытия вакансии. в Совет Федерации не позднее

месяца со дня открытия вакансии.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части первой статьи 12

старая редакция новая редакция

Полномочия судьи Полномочия судьи

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации не ограничены Федерации не ограничены

определенным сроком. Предельный определенным сроком. Предельный

возраст пребывания в должности возраст пребывания в должности

судьи Конституционного Суда судьи Конституционного Суда

Российской Федерации - семьдесят Российской Федерации - семьдесят

лет. Судья Конституционного Суда лет. Судья Конституционного Суда

Российской Федерации считается Российской Федерации считается

вступившим в должность с момента вступившим в должность с момента

принятия им присяги. Его принятия им присяги. Его

полномочия прекращаются в полномочия прекращаются в

последний день месяца, в котором последний день месяца, в котором

ему исполняется семьдесят лет. ему исполняется семьдесят лет.

Судья Конституционного Суда Судья Конституционного Суда

Российской Федерации, достигший Российской Федерации, достигший

предельного возраста пребывания в предельного возраста пребывания в

должности судьи, продолжает должности судьи, продолжает

исполнять обязанности судьи до исполнять обязанности судьи до

принятия итогового решения по принятия итогового решения по

делу, начатому с его участием, делу, слушание по которому

или до назначения на должность проведено с его участием.

нового судьи.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 12 частью второй. См. текст новой редакции

Если в случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда

Российской Федерации по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части

первой статьи 18 настоящего Федерального конституционного закона, число

судей окажется менее двух третей от общего числа судей, он продолжает

исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть пятая статьи 18 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Прекращение полномочий судьи Прекращение полномочий судьи

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации по основанию, Федерации по основанию,

указанному в пункте 6, 7 или 8 указанному в пункте 6, 7 или 8

части первой настоящей статьи, части первой настоящей статьи,

производится Советом Федерации по производится Советом Федерации по

представлению Конституционного представлению Конституционного

Суда Российской Федерации, Суда Российской Федерации,

принятому большинством не менее принятому большинством не менее

двух третей от общего числа двух третей голосов от числа

судей. действующих судей.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части пятой статьи 23

старая редакция новая редакция

Полномочия Председателя или Полномочия Председателя или

заместителей Председателя заместителей Председателя

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации могут быть досрочно Федерации могут быть досрочно

прекращены Советом Федерации по прекращены Советом Федерации по

представлению Президента представлению Президента

Российской Федерации в случае, Российской Федерации в случае,

если решением Конституционного если решением Конституционного

Суда Российской Федерации Суда Российской Федерации

установлено, что Председатель или установлено, что Председатель или

заместитель Председателя заместитель Председателя

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации не исполняет Федерации не исполняет

должностные обязанности или должностные обязанности или

исполняет их ненадлежащим исполняет их ненадлежащим

образом. Указанное решение образом. Указанное решение

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации принимается Федерации принимается

большинством не менее двух третей большинством не менее двух третей

голосов от общего числа судей голосов от числа действующих

Конституционного Суда Российской судей Конституционного Суда

Федерации тайным голосованием в Российской Федерации тайным

порядке, установленном голосованием в порядке,

Регламентом Конституционного Суда установленном Регламентом

Российской Федерации. Прекращение Конституционного Суда Российской

полномочий Председателя или Федерации. Прекращение полномочий

заместителя Председателя Председателя или заместителя

Конституционного Суда Российской Председателя Конституционного

Федерации в качестве судьи Суда Российской Федерации в

Конституционного Суда Российской качестве судьи Конституционного

Федерации по основанию, Суда Российской Федерации по

предусмотренному пунктом 1, 6, 7 основанию, предусмотренному

или 8 части первой статьи 18 пунктом 1, 6, 7 или 8 части

настоящего Федерального первой статьи 18 настоящего

конституционного закона, без Федерального конституционного

прекращения его полномочий как закона, без прекращения его

Председателя или заместителя полномочий как Председателя или

Председателя Конституционного заместителя Председателя

Суда Российской Федерации не Конституционного Суда Российской

допускается. Федерации не допускается.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части шестой статьи 23

старая редакция новая редакция

В случае, если должность В случае, если должность

Председателя или заместителя Председателя или заместителя

Председателя Конституционного Председателя Конституционного

Суда Российской Федерации Суда Российской Федерации

окажется вакантной, Председатель окажется вакантной, Председатель

или заместитель Председателя или заместитель Председателя

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации назначается на Федерации назначается на

должность в порядке, должность в порядке,

установленном настоящей статьей, установленном настоящей статьей.

не позднее двух месяцев со дня По истечении срока полномочий

открытия вакансии. По истечении Председатель или заместитель

срока полномочий Председатель или Председателя Конституционного

заместитель Председателя Суда Российской Федерации

Конституционного Суда Российской продолжает исполнять свои

Федерации продолжает исполнять обязанности до назначения на

свои обязанности до назначения на должность нового Председателя или

должность нового Председателя или заместителя Председателя

заместителя Председателя Конституционного Суда Российской

Конституционного Суда Российской Федерации.

Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 4 части первой статьи 24

старая редакция новая редакция

4) осуществляет общее 4) осуществляет общее

руководство аппаратом руководство аппаратом

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации, представляет на Федерации, представляет на

утверждение Конституционного Суда утверждение Конституционного Суда

Российской Федерации кандидатуры Российской Федерации кандидатуры

руководителей аппарата и руководителя аппарата и

Секретариата Конституционного руководителя Секретариата

Суда Российской Федерации, а Конституционного Суда Российской

также Положение о Секретариате Федерации, а также Положение о

Конституционного Суда Российской Секретариате Конституционного

Федерации и структуру аппарата; Суда Российской Федерации и

структуру аппарата;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части второй статьи 30

старая редакция новая редакция

Конституционный Суд Российской Конституционный Суд Российской

Федерации правомочен принимать Федерации правомочен принимать

решения в заседаниях при наличии решения в заседаниях при наличии

не менее двух третей от общего не менее двух третей от числа

числа судей. действующих судей.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части третьей статьи 38

старая редакция новая редакция

Обращение и прилагаемые к нему Обращение и прилагаемые к нему

в соответствии с частью первой в соответствии с частью первой

настоящей статьи документы и иные настоящей статьи документы и иные

материалы представляются в материалы представляются в

Конституционный Суд Российской Конституционный Суд Российской

Федерации с копиями в количестве Федерации с одной копией.

тридцати экземпляров. Граждане

представляют необходимые

документы с копиями в количестве

трех экземпляров.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение части второй статьи 40 пунктом 5. См. текст новой редакции

5) не может быть признано допустимым в связи с истечением на момент

подачи индивидуальной или коллективной жалобы на нарушение законом

конституционных прав и свобод предусмотренного статьей 97 настоящего

Федерального конституционного закона срока со дня завершения

рассмотрения в суде конкретного дела, в котором применен оспариваемый

закон.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части первой статьи 41

старая редакция новая редакция

Председатель Конституционного Председатель Конституционного

Суда Российской Федерации в Суда Российской Федерации в

порядке, установленном порядке, установленном

Конституционным Судом Российской Конституционным Судом Российской

Федерации, поручает одному или Федерации, поручает одному или

нескольким судьям предварительное нескольким судьям предварительное

изучение обращения, которое изучение обращения.

должно быть завершено не позднее Предварительное изучение

двух месяцев с момента обращения судьей (судьями)

регистрации обращения. является обязательной стадией

Предварительное изучение производства в Конституционном

обращения судьей (судьями) Суде Российской Федерации.

является обязательной стадией

производства в Конституционном

Суде Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части первой статьи 42

старая редакция новая редакция

Решение по вопросу о принятии Решение по вопросу о принятии

обращения к рассмотрению обращения к рассмотрению

принимается Конституционным Судом принимается Конституционным Судом

Российской Федерации в заседании Российской Федерации в заседании

не позднее месяца с момента не позднее трех месяцев с момента

завершения предварительного регистрации обращения.

изучения обращения судьей

(судьями).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3 части первой статьи 43

старая редакция новая редакция

3) по предмету обращения 3) по предмету обращения

Конституционным Судом Российской Конституционным Судом Российской

Федерации ранее было вынесено Федерации ранее было вынесено

постановление, сохраняющее свою постановление, сохраняющее свою

силу, за исключением случаев, силу, за исключением случаев,

предусмотренных статьей 47.1 когда обращение направлено в

настоящего Федерального соответствии с частью первой

конституционного закона. статьи 85 или частью второй

статьи 101 настоящего

Федерального конституционного

закона в связи с принятием

решения межгосударственным

органом по защите прав и свобод

человека;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение части первой статьи 43 пунктом 4. См. текст новой редакции

4) акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или

утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к

правоотношениям, возникшим в период его действия.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть вторая статьи 43 - исключена. См. текст старой редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть первая статьи 47.1 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Конституционный Суд Российской Конституционный Суд Российской

Федерации может рассматривать и Федерации может рассматривать и

разрешать дела о соответствии разрешать дела о соответствии

Конституции Российской Федерации Конституции Российской Федерации

указанных в пункте 1 части первой указанных в пункте 1 части первой

статьи 3 настоящего Федерального статьи 3 настоящего Федерального

конституционного закона конституционного закона

нормативных правовых актов (за нормативных правовых актов,

исключением федерального проверять по жалобе на нарушение

конституционного закона, конституционных прав и свобод

федерального закона, конституции граждан конституционность закона,

республики, устава края, области, примененного в конкретном деле,

города федерального значения, или проверять по запросу суда

автономной области, автономного конституционность закона,

округа), проверять по жалобе на подлежащего применению в

нарушение конституционных прав и конкретном деле, без проведения

свобод граждан конституционность слушания, если придет к выводу о

закона, примененного в конкретном том, что вопрос о

деле, или проверять по запросу конституционности нормативного

суда конституционность закона, правового акта может быть

подлежащего применению в разрешен на основании

конкретном деле, без проведения содержащихся в ранее принятых

слушания, если придет к выводу о постановлениях Конституционного

том, что оспариваемые заявителем Суда Российской Федерации

положения нормативного правового правовых позиций и проведение

акта аналогичны нормам, ранее слушания не является необходимым

признанным не соответствующими для обеспечения прав заявителя -

Конституции Российской Федерации гражданина или объединения

постановлением Конституционного граждан.

Суда Российской Федерации,

сохраняющим силу, либо что

оспариваемая заявителем норма,

ранее признанная

неконституционной постановлением

Конституционного Суда Российской

Федерации, сохраняющим силу,

применена судом в конкретном

деле, а подтверждение

Конституционным Судом Российской

Федерации неконституционности

нормы необходимо для устранения

фактов нарушений конституционных

прав и свобод граждан в

правоприменительной практике.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Часть вторая статьи 47.1 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Дело не подлежит разрешению Ходатайство с возражением

без проведения слушания, если: против применения процедуры

1) ходатайство с возражением разрешения дела без проведения

против применения такой процедуры слушания вправе подать орган

подано Президентом Российской государственной власти в случае,

Федерации, Советом Федерации, когда предполагается

Государственной Думой, разбирательство дела о

Правительством Российской соответствии Конституции

Федерации или органом Российской Федерации принятого

государственной власти субъекта соответствующим органом

Российской Федерации в случае, государственной власти

когда предполагается нормативного правового акта, или

разбирательство дела о заявитель.

соответствии Конституции

Российской Федерации принятого

соответствующим органом

нормативного правового акта;

2) ходатайство подано

заявителем в случае, когда

проведение слушаний необходимо

для обеспечения его прав.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части второй статьи 71

старая редакция новая редакция

Итоговое решение Итоговое решение

Конституционного Суда Российской Конституционного Суда Российской

Федерации по существу любого из Федерации по существу любого из

вопросов, перечисленных в пунктах вопросов, перечисленных в пунктах

1, 2, 3, 3.1 и 4 части первой 1, 2, 3, 3.1, 4 и 5.1 части

статьи 3 настоящего Федерального первой статьи 3 настоящего

конституционного закона, Федерального конституционного

именуется постановлением. закона, именуется постановлением.

Постановления выносятся именем Постановления выносятся именем

Российской Федерации. Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части четвертой статьи 72

старая редакция новая редакция

Решение о толковании Решение о толковании

Конституции Российской Федерации Конституции Российской Федерации

принимается большинством не менее принимается большинством не менее

двух третей от общего числа двух третей от числа действующих

судей. судей.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение части первой статьи 85

старая редакция новая редакция

Запрос в Конституционный Суд Запрос в Конституционный Суд

Российской Федерации о проверке Российской Федерации о проверке

конституционности нормативного конституционности нормативного

акта органа государственной акта органа государственной

власти или договора между власти или договора между

органами государственной власти органами государственной власти

либо отдельных их положений либо отдельных их положений

допустим, если заявитель считает допустим, если заявитель считает

их не подлежащими действию из-за их не подлежащими действию из-за

неконституционности либо неконституционности либо

подлежащими действию вопреки подлежащими действию вопреки

официально принятому решению официально принятому решению

федеральных органов федеральных органов

государственной власти, высших государственной власти, высших

государственных органов субъектов государственных органов субъектов

Российской Федерации или их Российской Федерации или их

должностных лиц об отказе должностных лиц об отказе

применять и исполнять их как не применять и исполнять их как не

соответствующие Конституции соответствующие Конституции

Российской Федерации. Российской Федерации или вопреки

официально принятому

межгосударственным органом по

защите прав и свобод человека

решению, в котором констатируется

нарушение в Российской Федерации

прав и свобод человека при

применении соответствующего

нормативного акта или договора и

необходимость внесения в них

изменений, устраняющих отмеченные

нарушения.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 2 статьи 97 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

2) закон применен в конкретном 2) закон применен в конкретном

деле, рассмотрение которого деле, рассмотрение которого

завершено в суде. завершено в суде, при этом жалоба

должна быть подана в срок не

позднее одного года после

рассмотрения дела в суде.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 101 частью второй. См. текст новой редакции

Суд при пересмотре в случаях, установленных процессуальным

законодательством, дела в связи с принятием межгосударственным органом

по защите прав и свобод человека решения, в котором констатируется

нарушение в Российской Федерации прав и свобод человека при применении

закона либо отдельных его положений, придя к выводу, что вопрос о

возможности применения соответствующего закона может быть решен только

после подтверждения его соответствия Конституции Российской Федерации,

обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о

проверке конституционности этого закона.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *