Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральным законом от 30.12.2015 N 462-ФЗ. См. справку к редакции.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 8
старая редакция новая редакция
2) гражданские воздушные суда, 2) пилотируемые гражданские
авиационные двигатели, воздушные воздушные суда, авиационные
винты и бортовое авиационное двигатели, воздушные винты и
оборудование гражданских бортовое авиационное оборудование
воздушных судов, за исключением гражданских воздушных судов, за
гражданских воздушных судов, исключением пилотируемых
которым сертификат летной гражданских воздушных судов,
годности выдается на основании которым сертификат летной
сертификата типа, аттестата о годности выдается на основании
годности к эксплуатации либо сертификата типа, аттестата о
иного акта об утверждении типовой годности к эксплуатации либо
конструкции гражданского иного акта об утверждении типовой
воздушного судна, выданного до 1 конструкции гражданского
января 1967 года, или акта оценки воздушного судна, выданного до 1
конкретного воздушного судна на января 1967 года, или акта оценки
соответствие конкретного конкретного воздушного судна на
воздушного судна требованиям к соответствие конкретного
летной годности гражданских воздушного судна требованиям к
воздушных судов и требованиям в летной годности гражданских
области охраны окружающей среды воздушных судов и требованиям в
от воздействия деятельности в области охраны окружающей среды
области авиации; от воздействия деятельности в
области авиации, а также
сверхлегких пилотируемых
гражданских воздушных судов с
массой конструкции 115
килограммов и менее;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение пункта 1 статьи 8 подпунктом 2.1. См. текст новой редакции
2.1) беспилотные авиационные системы, за исключением беспилотных
авиационных систем, включающих в себя беспилотные гражданские воздушные
суда, на которые сертификат летной годности выдается на основании
сертификата типа или акта оценки конкретного воздушного судна на его
соответствие требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и
требованиям в области охраны окружающей среды от воздействия
деятельности в области авиации;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пункт 2 статьи 32 - изложен в новой редакции
старая редакция новая редакция
2. Легкое воздушное судно - 2. Легкое воздушное судно -
воздушное судно, максимальный воздушное судно, максимальная
взлетный вес которого составляет взлетная масса которого
менее 5700 килограмм, в том числе составляет менее 5700
вертолет, максимальный взлетный килограммов, в том числе
вес которого составляет менее вертолет, максимальная взлетная
3100 килограмм. масса которого составляет менее
3100 килограммов.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пункт 3 статьи 32 - изложен в новой редакции
старая редакция новая редакция
3. Сверхлегкое воздушное судно 3. Сверхлегкое воздушное судно
- воздушное судно, максимальный - воздушное судно, максимальная
взлетный вес которого составляет взлетная масса которого
не более 495 килограмм без учета составляет не более 495
веса авиационных средств килограммов без учета массы
спасания. авиационных средств спасания.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение статьи 32 пунктами 4 - 6. См. текст новой редакции
4. Пилотируемое воздушное судно - воздушное судно, управляемое в
полете пилотом, находящимся на его борту.
5. Беспилотное воздушное судно - воздушное судно, управляемое в
полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний
пилот).
6. Беспилотная авиационная система - комплекс, включающий в себя одно
или несколько беспилотных воздушных судов, технические средства и
оборудование, используемые для управления полетом такого воздушного
судна или таких воздушных судов.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пункт 1 статьи 33 - изложен в новой редакции
старая редакция новая редакция
1. Воздушные суда, 1. Государственной регистрации
предназначенные для выполнения подлежат предназначенные для
полетов, подлежат государственной выполнения полетов следующие
регистрации в следующем порядке: воздушные суда:
гражданские воздушные суда, за 1) беспилотные воздушные суда,
исключением сверхлегких за исключением беспилотных
гражданских воздушных судов гражданских воздушных судов с
авиации общего назначения, - в максимальной взлетной массой 0,25
Государственном реестре килограмма и менее, и
гражданских воздушных судов пилотируемые гражданские
Российской Федерации с выдачей воздушные суда, за исключением
свидетельств о государственной сверхлегких пилотируемых
регистрации или в государственном гражданских воздушных судов с
реестре гражданских воздушных массой конструкции 115
судов иностранного государства килограммов и менее;
при условии заключения соглашения 2) государственные воздушные
о поддержании летной годности суда.
между Российской Федерацией и
государством регистрации;
сверхлегкие гражданские
воздушные суда авиации общего
назначения - в порядке,
установленном уполномоченным
органом в области гражданской
авиации;
государственные воздушные суда
- в порядке, установленном
уполномоченным органом в области
обороны по согласованию с
уполномоченными органами,
имеющими подразделения
государственной авиации.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение статьи 33 пунктами 1.1 - 1.4. См. текст новой редакции
1.1. Пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие
государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
настоящей статьи, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских
воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских
воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о
государственной регистрации или в государственном реестре гражданских
воздушных судов иностранного государства при условии заключения
соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и
государством регистрации.
1.2. Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие
государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном уполномоченным
органом в области гражданской авиации.
1.3. Беспилотные гражданские воздушные суда, подлежащие
государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1
настоящей статьи, регистрируются в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
1.4. Государственные воздушные суда регистрируются в порядке,
установленном уполномоченным органом в области обороны, по согласованию
с уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной
авиации.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение статьи 33 пунктом 3.1. См. текст новой редакции
3.1. Беспилотные воздушные суда, ввезенные в Российскую Федерацию или
произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 34
старая редакция новая редакция
1. При включении данных о 1. При государственной
гражданском воздушном судне в регистрации гражданского
Государственный реестр воздушного судна ему
гражданских воздушных судов присваиваются государственный и
Российской Федерации этому регистрационный опознавательные
воздушному судну присваиваются знаки, которые наносятся на
государственный и регистрационный воздушное судно.
опознавательные знаки, которые
наносятся на воздушное судно.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Пункт 1 статьи 36 - изложен в новой редакции
старая редакция новая редакция
1. Гражданские воздушные суда 1. Гражданские воздушные суда,
допускаются к эксплуатации при за исключением сверхлегких
наличии сертификата летной пилотируемых гражданских
годности. Сертификат летной воздушных судов с массой
годности выдается на основании конструкции 115 килограммов и
сертификата типа, аттестата о менее, допускаются к эксплуатации
годности к эксплуатации либо при наличии сертификата летной
иного акта об утверждении типовой годности. Сертификат летной
конструкции гражданского годности выдается на основании
воздушного судна, выданного до 1 сертификата типа, аттестата о
января 1967 года, или акта оценки годности к эксплуатации либо
воздушного судна на его иного акта об утверждении типовой
соответствие требованиям к летной конструкции гражданского
годности и к охране окружающей воздушного судна, выданного до 1
среды. Использование гражданского января 1967 года, или акта оценки
воздушного судна, имеющего воздушного судна на его
сертификат летной годности, соответствие требованиям к летной
выданный на основании указанного годности и к охране окружающей
акта оценки, для осуществления среды. Использование гражданского
коммерческих воздушных перевозок воздушного судна, имеющего
не допускается. сертификат летной годности,
выданный на основании указанного
акта оценки, для осуществления
коммерческих воздушных перевозок
не допускается.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 53
старая редакция новая редакция
1. К выполнению функций членов 1. К выполнению функций членов
экипажа гражданского воздушного экипажа гражданского воздушного
судна, сотрудников по обеспечению судна, за исключением
полетов гражданской авиации, а сверхлегкого пилотируемого
также функций по техническому гражданского воздушного судна с
обслуживанию воздушных судов, по массой конструкции 115
диспетчерскому обслуживанию килограммов и менее, сотрудников
воздушного движения допускаются по обеспечению полетов
лица из числа специалистов гражданской авиации, а также
авиационного персонала функций по техническому
гражданской авиации, имеющие обслуживанию воздушных судов, по
выданные уполномоченным органом в диспетчерскому обслуживанию
области гражданской авиации воздушного движения допускаются
соответствующие свидетельства. лица из числа специалистов
авиационного персонала
гражданской авиации, имеющие
выданные уполномоченным органом в
области гражданской авиации
соответствующие свидетельства.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 56
старая редакция новая редакция
1. Экипаж воздушного судна 1. Экипаж пилотируемого
состоит из летного экипажа воздушного судна состоит из
(командира, других лиц летного летного экипажа (командира,
состава) и кабинного экипажа других лиц летного состава) и
(бортоператоров и кабинного экипажа (бортоператоров
бортпроводников). Полет и бортпроводников). Полет
гражданского воздушного судна не гражданского воздушного судна не
разрешается в случае, если состав разрешается в случае, если состав
летного экипажа меньше минимально летного экипажа меньше минимально
установленного состава. установленного состава.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение статьи 56 пунктом 1.1. См. текст новой редакции
1.1. Экипаж беспилотного воздушного судна состоит из одного либо
нескольких внешних пилотов, одного из которых владелец беспилотного
воздушного судна назначает командиром такого воздушного судна.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 57
старая редакция новая редакция
1. Командиром воздушного судна 1. Командиром воздушного
является лицо, имеющее судна, за исключением
действующее свидетельство пилота сверхлегкого пилотируемого
(летчика), а также подготовку и гражданского воздушного судна с
опыт, необходимые для массой конструкции 115
самостоятельного управления килограммов и менее, является
воздушным судном определенного лицо, имеющее действующее
типа. свидетельство пилота (летчика,
внешнего пилота), а также
подготовку и опыт, необходимые
для самостоятельного управления
воздушным судном определенного
типа.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 2 статьи 57
старая редакция новая редакция
2. Командир воздушного судна 2. Командир пилотируемого
руководит работой экипажа воздушного судна руководит
воздушного судна, отвечает за работой экипажа воздушного судна,
дисциплину и порядок на воздушном отвечает за дисциплину и порядок
судне, а также принимает на воздушном судне, а также
необходимые меры по обеспечению принимает необходимые меры по
безопасности находящихся на борту обеспечению безопасности
воздушного судна людей, находящихся на борту воздушного
сохранности воздушного судна и судна людей, сохранности
находящегося на нем имущества. воздушного судна и находящегося
на нем имущества.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение пункта 2 статьи 57 абзацем. См. текст новой редакции
Командир беспилотного воздушного судна руководит работой экипажа
беспилотного воздушного судна и отвечает за безопасное выполнение
полета.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение статьей 58.1. См. текст новой редакции
Статья 58.1. Права командира беспилотного воздушного судна
Командир беспилотного воздушного судна имеет право:
1) принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке
беспилотного воздушного судна, а также о прекращении полета и
возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы
безопасности полета беспилотного воздушного судна. Такие решения могут
быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего
органа единой системы организации воздушного движения и задания на
полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания
воздушного движения (управления полетами) и по возможности в
соответствии с установленными правилами полетов;
2) принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета
беспилотного воздушного судна.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Статья 59 - изложена в новой редакции
старая редакция новая редакция
Статья 59. Действия экипажа Статья 59. Действия экипажа
воздушного судна в случае пилотируемого воздушного судна в
бедствия случае бедствия
Если воздушное судно терпит Если пилотируемое воздушное
или потерпело бедствие, командир судно терпит или потерпело
воздушного судна и другие члены бедствие, командир пилотируемого
экипажа воздушного судна обязаны воздушного судна и другие члены
принять все возможные меры по экипажа пилотируемого воздушного
сохранению жизни и здоровья судна обязаны принять все
находящихся на борту воздушного возможные меры по сохранению
судна людей, а также по жизни и здоровья находящихся на
обеспечению сохранности борту пилотируемого воздушного
воздушного судна и находящегося судна людей, а также по
на нем имущества. обеспечению сохранности
пилотируемого воздушного судна и
находящегося на нем имущества.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Абзац первый пункта 1 статьи 67 - изложен в новой редакции
старая редакция новая редакция
1. Каждое гражданское 1. На борту гражданского
воздушное судно должно иметь на воздушного судна должна
борту следующую документацию: находиться следующая
документация:
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 67
старая редакция новая редакция
свидетельство о свидетельство о
государственной регистрации; государственной регистрации для
воздушных судов, подлежащих
государственной регистрации;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 67
старая редакция новая редакция
сертификат летной годности; сертификат летной годности, за
исключением воздушных судов,
эксплуатация которых допускается
без сертификата летной годности;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение абзаца пятого подпункта 1 пункта 1 статьи 67
старая редакция новая редакция
бортовой и санитарный журналы, бортовой и санитарный журналы,
руководство по летной руководство по летной
эксплуатации (при эксплуатации эксплуатации (при эксплуатации
сверхлегких гражданских воздушных сверхлегких и беспилотных
судов наличие бортового и гражданских воздушных судов
санитарного журналов, руководства наличие бортового и санитарного
по летной эксплуатации журналов, руководства по летной
необязательно); эксплуатации необязательно);
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 67
старая редакция новая редакция
2) соответствующие документы 2) соответствующие документы
на каждого члена экипажа; на каждого члена экипажа
пилотируемого воздушного судна;
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение пункта 2 статьи 84 подпунктом 6. См. текст новой редакции
6) исключения возможности несанкционированного доступа посторонних
лиц к беспилотным авиационным системам.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 3 статьи 86
старая редакция новая редакция
3. Терпящее или потерпевшее 3. Терпящее или потерпевшее
бедствие воздушное судно подлежит бедствие пилотируемое воздушное
немедленному поиску и спасанию. судно подлежит немедленному
поиску и спасанию.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 88
старая редакция новая редакция
1. Поиск и спасание терпящих 1. Поиск и спасание терпящих
или потерпевших бедствие или потерпевших бедствие
воздушных судов, их пассажиров и пилотируемых воздушных судов, их
экипажей организует и пассажиров и экипажей организует
осуществляет уполномоченный орган и осуществляет уполномоченный
в области использования орган в области использования
воздушного пространства во воздушного пространства во
взаимодействии с федеральными взаимодействии с федеральными
органами исполнительной власти, органами исполнительной власти,
на которые в установленном на которые в установленном
порядке возложены обязанности по порядке возложены обязанности по
формированию и содержанию служб формированию и содержанию служб
поиска и спасания. поиска и спасания.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Дополнение пункта 1 статьи 88 абзацем. См. текст новой редакции
Поиск и спасание терпящих или потерпевших бедствие беспилотных
воздушных судов организует и осуществляет владелец такого воздушного
судна.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 4 статьи 88
старая редакция новая редакция
4. Полеты воздушных судов, не 4. Полеты пилотируемых
обеспеченных поисковыми и воздушных судов, не обеспеченных
аварийно-спасательными поисковыми и аварийно-
средствами, запрещаются. спасательными средствами,
запрещаются.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 2 статьи 131
старая редакция новая редакция
2. При выполнении полетов и 2. При выполнении полетов и
авиационных работ в воздушном авиационных работ в воздушном
пространстве Российской Федерации пространстве Российской Федерации
минимальный размер страховой минимальный размер страховой
суммы устанавливается в размере суммы устанавливается в размере
не менее чем два минимальных не менее чем два минимальных
размера оплаты труда, размера оплаты труда,
установленных федеральным законом установленных федеральным законом
на момент заключения договора на момент заключения договора
страхования, за каждый килограмм страхования, за каждый килограмм
максимального взлетного веса максимальной взлетной массы
воздушного судна. воздушного судна.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение наименования статьи 132
старая редакция новая редакция
Статья 132. Обязательное Статья 132. Обязательное
страхование жизни и здоровья страхование жизни и здоровья
членов экипажа воздушного судна членов экипажа пилотируемого
воздушного судна
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 1 статьи 132
старая редакция новая редакция
1. Страхование жизни и 1. Страхование жизни и
здоровья членов экипажа здоровья членов экипажа
воздушного судна при исполнении пилотируемого воздушного судна
ими служебных обязанностей при исполнении ими служебных
является обязательным. обязанностей является
обязательным.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Изменение пункта 2 статьи 132
старая редакция новая редакция
2. Страховая сумма на каждого 2. Страховая сумма на каждого
члена экипажа воздушного судна члена экипажа пилотируемого
устанавливается в размере не воздушного судна устанавливается
менее чем тысяча минимальных в размере не менее чем тысяча
размеров оплаты труда, минимальных размеров оплаты
установленных федеральным законом труда, установленных федеральным
на момент заключения договора законом на момент заключения
страхования. договора страхования.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
* * *
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей