Редакция от 04.08.2023

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 18.03.2023 N 65-ФЗ, от 03.04.2023 N 107-ФЗ, от 04.08.2023 N 487-ФЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 1 статьи 7.1 подпунктом 6. См. текст новой редакции

6) наземное оборудование, необходимое для предоставления поставщиками

услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными

системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее - наземное

оборудование по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными

системами и контроля беспилотных авиационных систем).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта 3 пункта 1 статьи 8

старая редакция новая редакция

3) светосигнальное и 3) светосигнальное и

метеорологическое оборудование, метеорологическое оборудование,

устанавливаемое на устанавливаемое на

сертифицированных аэродромах, сертифицированных аэродромах,

предназначенных для взлета, предназначенных для взлета,

посадки, руления и стоянки посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов, а гражданских воздушных судов, а

также радиотехническое также радиотехническое

оборудование и оборудование оборудование и оборудование

авиационной электросвязи, авиационной электросвязи,

используемые для обслуживания используемые для обслуживания

воздушного движения; воздушного движения, наземное

оборудование по обслуживанию линий

управления беспилотными

авиационными системами и контроля

беспилотных авиационных систем;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 3 статьи 8

старая редакция новая редакция

3. Юридические лица, 3. Юридические лица,

осуществляющие аэронавигационное осуществляющие аэронавигационное

обслуживание полетов воздушных обслуживание полетов воздушных

судов пользователей воздушного судов пользователей воздушного

пространства Российской Федерации, пространства Российской Федерации,

обеспечение авиационной обеспечение авиационной

безопасности, юридические лица, безопасности, юридические лица,

индивидуальные предприниматели, индивидуальные предприниматели,

осуществляющие коммерческие осуществляющие коммерческие

воздушные перевозки и (или) воздушные перевозки и (или)

выполняющие определенные выполняющие определенные

федеральным органом исполнительной федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики выработке государственной политики

и нормативно-правовому и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской регулированию в сфере гражданской

авиации, авиационные работы, авиации, авиационные работы,

заправку гражданских воздушных заправку гражданских воздушных

судов авиационными судов авиационными

горюче-смазочными материалами и горюче-смазочными материалами и

(или) обработку специальными (или) обработку специальными

жидкостями, техническое жидкостями, техническое

обслуживание подлежащих обслуживание подлежащих

обязательной сертификации обязательной сертификации

беспилотных авиационных систем и беспилотных авиационных систем и

(или) их элементов, гражданских (или) их элементов, гражданских

воздушных судов, авиационных воздушных судов, авиационных

двигателей, воздушных винтов, за двигателей, воздушных винтов, за

исключением легких, сверхлегких исключением легких, сверхлегких

гражданских воздушных судов, не гражданских воздушных судов, не

осуществляющих коммерческих осуществляющих коммерческих

воздушных перевозок и авиационных воздушных перевозок и авиационных

работ, управление поддержанием работ, управление поддержанием

летной годности подлежащих летной годности подлежащих

обязательной сертификации обязательной сертификации

беспилотных авиационных систем и беспилотных авиационных систем и

(или) их элементов, гражданских (или) их элементов, гражданских

воздушных судов, авиационных воздушных судов, авиационных

двигателей, воздушных винтов, за двигателей, воздушных винтов, за

исключением легких, сверхлегких исключением легких, сверхлегких

гражданских воздушных судов, не гражданских воздушных судов, не

осуществляющих коммерческих осуществляющих коммерческих

воздушных перевозок и авиационных воздушных перевозок и авиационных

работ, образовательные организации работ, образовательные организации

и организации, осуществляющие и организации, осуществляющие

обучение специалистов обучение специалистов

соответствующего уровня согласно соответствующего уровня согласно

перечням специалистов авиационного перечням специалистов авиационного

персонала, а также операторы персонала, юридические лица и

аэродромов гражданской авиации индивидуальные предприниматели,

осуществляют свою деятельность при являющиеся поставщиками услуг по

наличии выданного органами, обслуживанию линий управления

уполномоченными Правительством беспилотными авиационными

Российской Федерации, документа, системами и контроля беспилотных

подтверждающего соответствие авиационных систем, а также

указанных юридических лиц, операторы аэродромов гражданской

индивидуальных предпринимателей, авиации осуществляют свою

операторов требованиям федеральных деятельность при наличии выданного

авиационных правил. Форма и органами, уполномоченными

порядок выдачи данного документа Правительством Российской

устанавливаются федеральным Федерации, документа,

органом исполнительной власти, подтверждающего соответствие

осуществляющим функции по указанных юридических лиц,

выработке государственной политики индивидуальных предпринимателей,

и нормативно-правовому операторов требованиям федеральных

регулированию в сфере гражданской авиационных правил. Форма и

авиации. порядок выдачи данного документа

устанавливаются федеральным

органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по

выработке государственной политики

и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской

авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьей 8.3. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 3 статьи 9 - исключен. См. текст старой редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 6 статьи 32 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

6. Беспилотная авиационная 6. Беспилотная авиационная

система - комплекс взаимосвязанных система - комплекс взаимосвязанных

элементов, включающий в себя одно элементов, включающий в себя одно

или несколько беспилотных или несколько беспилотных

воздушных судов, средства воздушных судов, средства

обеспечения взлета и посадки, управления полетом одного или

средства управления полетом одного нескольких беспилотных воздушных

или нескольких беспилотных судов и контроля за полетом одного

воздушных судов и контроля за или нескольких беспилотных

полетом одного или нескольких воздушных судов (станцию внешнего

беспилотных воздушных судов. пилота и линию управления

беспилотными авиационными

системами и контроля беспилотной

авиационной системы), а также

средства осуществления взлета и

посадки беспилотных воздушных

судов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 32 пунктом 7. См. текст новой редакции

7. Линия управления беспилотными авиационными системами и контроля

беспилотной авиационной системы - канал связи между станцией внешнего

пилота и беспилотным воздушным судном, который включает в себя

оборудование передачи данных, необходимых для управления полетом

беспилотного воздушного судна и контроля за его полетом, и может

дополнительно обеспечивать радиосвязь, а также обмен сообщениями между

внешним пилотом беспилотной авиационной системы и органом обслуживания

воздушного движения (управления полетами).

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3.2 статьи 33

старая редакция новая редакция

3.2. Беспилотные гражданские 3.2. Беспилотные гражданские

воздушные суда с максимальной воздушные суда с максимальной

взлетной массой от 0,15 килограмма взлетной массой от 0,15 килограмма

до 30 килограммов, ввезенные в до 30 килограммов, сверхлегкие

Российскую Федерацию или пилотируемые гражданские воздушные

произведенные в Российской суда с массой конструкции 115

Федерации, подлежат килограммов и менее, ввезенные в

государственному учету федеральным Российскую Федерацию или

органом исполнительной власти, произведенные в Российской

осуществляющим функции по оказанию Федерации, подлежат

государственных услуг и управлению государственному учету федеральным

государственным имуществом в сфере органом исполнительной власти,

гражданской авиации, в порядке, осуществляющим функции по оказанию

установленном Правительством государственных услуг и управлению

Российской Федерации. государственным имуществом в сфере

гражданской авиации, в порядке,

установленном Правительством

Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 1 статьи 37

старая редакция новая редакция

1. Обязательная сертификация 1. Обязательная сертификация

гражданских воздушных судов, гражданских воздушных судов,

авиационных двигателей и воздушных авиационных двигателей и воздушных

винтов нового типа, беспилотных винтов нового типа, беспилотных

авиационных систем и их элементов авиационных систем и их элементов

проводится в соответствии с проводится в соответствии с

федеральными авиационными федеральными авиационными

правилами, устанавливающими правилами, устанавливающими

порядок обязательной сертификации. порядок обязательной сертификации.

Обязательная сертификация Обязательная сертификация

завершается выдачей сертификата завершается выдачей сертификата

типа, если в ходе проведения типа, если в ходе проведения

сертификации установлено, что сертификации установлено, что

гражданские воздушные суда, гражданские воздушные суда,

авиационные двигатели и воздушные авиационные двигатели и воздушные

винты нового типа, беспилотные винты нового типа, беспилотные

авиационные системы и (или) их авиационные системы и (или) их

элементы соответствуют требованиям элементы соответствуют требованиям

сертификационного базиса и сертификационных базисов,

конструкция гражданских воздушных необходимых для сертификации

судов, авиационных двигателей и гражданских воздушных судов,

воздушных винтов нового типа авиационных двигателей, воздушных

признана в качестве типовой. винтов, беспилотных авиационных

систем и (или) их элементов (далее

- сертификационный базис

гражданского воздушного судна,

авиационного двигателя, воздушного

винта, беспилотной авиационной

системы и (или) ее элемента), и

конструкция гражданских воздушных

судов, авиационных двигателей и

воздушных винтов нового типа

признана в качестве типовой.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 1.1 статьи 37

старая редакция новая редакция

1.1. Сертификационный базис - 1.1. Сертификационный базис

совокупность требований, гражданского воздушного судна,

необходимых для обеспечения авиационного двигателя, воздушного

безопасной эксплуатации винта, беспилотной авиационной

беспилотных авиационных систем и системы и (или) ее элемента -

(или) их элементов, гражданских совокупность требований,

воздушных судов, авиационных необходимых для обеспечения

двигателей, воздушных винтов и безопасной эксплуатации

охраны окружающей среды от беспилотных авиационных систем и

воздействия деятельности в области (или) их элементов, гражданских

авиации. воздушных судов, авиационных

двигателей, воздушных винтов и

охраны окружающей среды от

воздействия деятельности в области

авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца второго пункта 1.1 статьи 37

старая редакция новая редакция

Сертификационный базис Сертификационный базис

разрабатывается юридическим лицом, гражданского воздушного судна,

осуществляющим разработку авиационного двигателя, воздушного

беспилотной авиационной системы и винта, беспилотной авиационной

(или) ее элемента, гражданского системы и (или) ее элемента

воздушного судна, авиационного разрабатывается юридическим лицом,

двигателя, воздушного винта на осуществляющим разработку

основании требований к летной беспилотной авиационной системы и

годности и к охране окружающей (или) ее элемента, гражданского

среды, применимых к конкретному воздушного судна, авиационного

типу беспилотной авиационной двигателя, воздушного винта на

системы и (или) ее элемента, основании требований к летной

гражданского воздушного судна, годности и к охране окружающей

авиационного двигателя, воздушного среды, применимых к конкретному

винта, и утверждается федеральным типу беспилотной авиационной

органом исполнительной власти, системы и (или) ее элемента,

осуществляющим функции по оказанию гражданского воздушного судна,

государственных услуг и управлению авиационного двигателя, воздушного

государственным имуществом в сфере винта, и утверждается федеральным

гражданской авиации. органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по оказанию

государственных услуг и управлению

государственным имуществом в сфере

гражданской авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца третьего пункта 1.1 статьи 37

старая редакция новая редакция

Порядок разработки и Порядок разработки и

утверждения сертификационного утверждения сертификационного

базиса устанавливается базиса гражданского воздушного

федеральными авиационными судна, авиационного двигателя,

правилами. воздушного винта, беспилотной

авиационной системы и (или) ее

элемента устанавливается

федеральными авиационными

правилами.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 4 статьи 37

старая редакция новая редакция

4. Обеспечение соответствия 4. Обеспечение соответствия

требованиям сертификационного требованиям сертификационного

базиса типовых конструкций базиса гражданского воздушного

беспилотных авиационных систем и судна, авиационного двигателя,

(или) их элементов, гражданских воздушного винта, беспилотной

воздушных судов, авиационных авиационной системы и (или) ее

двигателей, воздушных винтов либо элемента типовых конструкций

изменения их типовых конструкций беспилотных авиационных систем и

возлагается на разработчика (или) их элементов, гражданских

беспилотных авиационных систем и воздушных судов, авиационных

(или) их элементов, гражданских двигателей, воздушных винтов либо

воздушных судов, авиационных изменения их типовых конструкций

двигателей, воздушных винтов либо возлагается на разработчика

разработчика изменений их типовых беспилотных авиационных систем и

конструкций. Обеспечение (или) их элементов, гражданских

соответствия каждых серийно воздушных судов, авиационных

производимой беспилотной двигателей, воздушных винтов либо

авиационной системы и (или) ее разработчика изменений их типовых

элемента, гражданского воздушного конструкций. Обеспечение

судна, авиационного двигателя, соответствия каждых серийно

воздушного винта типовой производимой беспилотной

конструкции возлагается на авиационной системы и (или) ее

изготовителя. элемента, гражданского воздушного

судна, авиационного двигателя,

воздушного винта типовой

конструкции возлагается на

изготовителя.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 4 статьи 44 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

4. Аэродромы совместного 4. Аэродромы совместного

базирования гражданских воздушных базирования гражданских воздушных

судов и государственных воздушных судов, государственных воздушных

судов и аэродромы совместного судов и (или) воздушных судов

использования должны отвечать экспериментальной авиации, а также

требованиям, предъявляемым к аэродромы совместного

гражданским аэродромам. использования должны отвечать

требованиям, предъявляемым к

аэродромам гражданской авиации, с

учетом установленных настоящей

статьей особенностей.

Аэродромы совместного

базирования и аэродромы

совместного использования

разделяются на сектора

гражданской, государственной и

(или) экспериментальной авиации в

порядке, установленном федеральным

органом исполнительной власти,

осуществляющим функции по

выработке государственной политики

и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской

авиации, уполномоченным органом в

области обороны, уполномоченным

органом в области оборонной

промышленности.

Деятельность в границах

секторов гражданской,

государственной и

экспериментальной авиации

осуществляется в соответствии с

законодательством в области

гражданской, государственной и

экспериментальной авиации

соответственно.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Статья 48 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Статья 48. Требования к Статья 48. Требования к

аэродромам, вертодромам и аэродромам, вертодромам и

посадочным площадкам, посадочным площадкам,

предназначенным для взлета, предназначенным для взлета,

посадки, руления и стоянки посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов гражданских воздушных судов.

Требования к светосигнальному и

Требования, предъявляемые к метеорологическому оборудованию,

предназначенным для взлета, устанавливаемому на

посадки, руления и стоянки сертифицированных аэродромах,

гражданских воздушных судов предназначенных для взлета,

аэродромам, вертодромам и посадки, руления и стоянки

посадочным площадкам, а также гражданских воздушных судов, а

правила их эксплуатации в также радиотехническому

зависимости от видов полетов оборудованию и оборудованию

воздушных судов и характеристик авиационной электросвязи,

обслуживаемых воздушных судов, используемым для обслуживания

правила борьбы с опасностью, воздушного движения

создаваемой объектами животного

мира на аэродромах, Требования к аэродромам,

устанавливаются федеральными вертодромам и посадочным

авиационными правилами. площадкам, предназначенным для

взлета, посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов,

требования к светосигнальному и

метеорологическому оборудованию,

устанавливаемому на

сертифицированных аэродромах,

предназначенных для взлета,

посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов, а

также радиотехническому

оборудованию и оборудованию

авиационной электросвязи,

используемым для обслуживания

воздушного движения,

устанавливаются федеральными

авиационными правилами,

утверждаемыми федеральным органом

исполнительной власти,

осуществляющим функции по

выработке государственной политики

и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской

авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 49 пунктом 7. См. текст новой редакции

7. Правила эксплуатации аэродромов, вертодромов и посадочных

площадок, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки

гражданских воздушных судов, в зависимости от видов полетов воздушных

судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов, правила борьбы с

опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах,

устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию

в сфере гражданской авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 1 статьи 69 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

1. Аэронавигационное 1. Аэронавигационное

обслуживание полетов воздушных обслуживание полетов воздушных

судов (организация и обслуживание судов (организация воздушного

воздушного движения, обеспечение движения, радиотехническое

авиационной электросвязи, обеспечение полетов, включая

предоставление аэронавигационной и обеспечение авиационной

метеорологической информации, электросвязи, предоставление

поиск и спасание), а также радио- аэронавигационной и

и светотехническое, метеорологической информации,

инженерно-авиационное, поиск и спасание), а также

аэродромное, аварийно-спасательное светотехническое,

и другое обеспечение полетов инженерно-авиационное,

воздушных судов осуществляется на аэродромное, аварийно-спасательное

единообразных условиях с взиманием и другое обеспечение полетов

платы, если иное не предусмотрено воздушных судов, в том числе

законодательством Российской предоставление поставщиком услуг

Федерации. по обслуживанию линий управления

беспилотными авиационными

системами и контроля беспилотных

авиационных систем, осуществляется

на единообразных условиях с

взиманием платы, если иное не

предусмотрено законодательством

Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение главы X статьей 78.1. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 1 статьи 95

старая редакция новая редакция

1. Авиационное происшествие или 1. Авиационное происшествие или

инцидент с гражданским, инцидент с гражданским,

государственным или государственным или

экспериментальным воздушным судном экспериментальным воздушным судном

Российской Федерации либо с Российской Федерации либо с

воздушным судном иностранного воздушным судном иностранного

государства на территории государства на территории

Российской Федерации подлежат Российской Федерации, а также с

обязательному расследованию. используемым в целях гражданской

авиации воздушным судном, не

зарегистрированным (не учтенным) в

порядке, установленном статьей 33

настоящего Кодекса, подлежат

обязательному расследованию.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *