Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 марта 2008 г. N 158

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2006 Г. N 99

1. В Постановлении:

а) в наименовании и пункте 1 после слов "на 2006 - 2010 годы" дополнить словами "и на период до 2012 года";

б) в пункте 4 слова "2006 - 2010 годах" заменить словами "2006 - 2012 годах".

2. Федеральную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы", утвержденную указанным Постановлением, изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ

КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"

ПАСПОРТ

Наименование Программы - федеральная целевая программа

"Сохранение и восстановление

плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения и

агроландшафтов как национального

достояния России на 2006 - 2010 годы и

на период до 2012 года"

Дата принятия решения - распоряжение Правительства Российской

о разработке Программы Федерации от 1 октября 2005 г. N 1564-р

Государственный заказчик - - Министерство сельского хозяйства

координатор Программы Российской Федерации

Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства

Программы Российской Федерации, Федеральное

агентство водных ресурсов, Российская

академия сельскохозяйственных наук

Основные разработчики - Министерство сельского хозяйства

Программы Российской Федерации,

Федеральное агентство водных ресурсов,

федеральное государственное унитарное

предприятие "Специализированный

научный центр "Госэкомелиовод" с

участием Всероссийского научно-

исследовательского института

агролесомелиорации,

Центрального научно-

исследовательского института

экспериментального проектирования

сельского строительства, Всероссийского

научно-исследовательского института

гидротехники и мелиорации,

Всероссийского научно-

исследовательского института

агрохимии, федерального

государственного научного учреждения

"Всероссийский научно-исследовательский

институт систем орошения и

сельхозводоснабжения "Радуга"

Цели Программы - сохранение и рациональное

использование земель

сельскохозяйственного назначения и

агроландшафтов, создание условий для

увеличения объемов производства

высококачественной сельскохозяйственной

продукции на основе восстановления

и повышения плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения при

выполнении комплекса агрохимических,

гидромелиоративных, культуртехнических,

агролесомелиоративных,

водохозяйственных и организационных

мероприятий с использованием

современных достижений науки и

техники

Задачи Программы - рациональное использование

биоклиматического потенциала,

получение стабильных урожаев,

систематическое воспроизводство

природного плодородия почв, улучшение

баланса питательных веществ без

отрицательного воздействия на все

компоненты агроландшафтов;

организация мониторинга плодородия

почв земель сельскохозяйственного

назначения и формирование

информационной базы данных по

плодородию почв земель

сельскохозяйственного назначения на

основе проведения агрохимического и

эколого-токсикологического

обследования земель

сельскохозяйственного назначения;

защита земель от затопления и

подтопления путем строительства и

реконструкции гидротехнических и

мелиоративных сооружений, охрана

сельскохозяйственных угодий от водной

и ветровой эрозии, опустынивания;

разработка системы

агролесомелиоративных мероприятий,

обеспечивающих оптимизацию

воздушного и гидротермического

режимов агроландшафтов, улучшение

качества природной среды и

поверхностных водоисточников;

улучшение социальных условий в

сельских районах путем сохранения и

создания новых рабочих мест,

сокращения заболеваемости населения за

счет получения качественной и

безопасной (без токсикантов)

сельскохозяйственной продукции и

повышения водообеспеченности

сельских районов;

научное и информационно-аналитическое,

нормативное правовое и методическое

обеспечение Программы, разработка

научных методик, рекомендаций и

технологий для проведения работ

по сохранению и повышению плодородия

почв земель сельскохозяйственного

назначения и агроландшафтов

Важнейшие целевые - предотвращение выбытия из

индикаторы и показатели сельскохозяйственного оборота

Программы 5,55 млн. гектаров сельскохозяйственных

угодий и введение в

сельскохозяйственный оборот

3,2 млн. гектаров таких угодий;

ввод в эксплуатацию 397 тыс. гектаров

мелиорируемых земель;

вовлечение в сельскохозяйственный

оборот 37 тыс. гектаров земель,

пострадавших в результате аварии на

Чернобыльской АЭС;

внесение 15,8 млн. тонн минеральных

удобрений в почву в пересчете на

действующее вещество;

защита 158,7 тыс. гектаров земель от

водной эрозии, затопления и подтопления;

защита и сохранение 585 тыс. гектаров

сельскохозяйственных угодий от

ветровой эрозии и опустынивания;

преобразование материалов

комплексного разномасштабного

картирования плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения на

основе агроинформационных систем

для проведения мониторинга плодородия

почв 5,2 млн. гектаров земель

сельскохозяйственного назначения;

уменьшение степени кислотности почв

путем проведения их известкования на

площади 2037,5 тыс. гектаров и

фосфоритования на площади 475 тыс.

гектаров;

уменьшение степени солонцеватости

почв путем проведения гипсования

солонцов на площади 162,5 тыс. гектаров

и мелиоративной обработки солонцов на

площади 233 тыс. гектаров;

сохранение существующих и создание

108 тыс. рабочих мест в сельской

местности

Сроки и этапы реализации - первый этап - 2006 - 2008 годы;

Программы второй этап - 2009 - 2010 годы;

третий этап - 2011 - 2012 годы

Объемы и источники - общий объем финансирования

финансирования Программы составляет 370949,282 млн.

Программы рублей с учетом прогноза цен на

соответствующие годы, в том числе:

средства федерального бюджета -

63767,782 млн. рублей;

средства бюджетов субъектов

Российской Федерации -

81748,5 млн. рублей;

средства внебюджетных источников -

225433 млн. рублей

Ожидаемые конечные - предотвращение выбытия из

результаты реализации сельскохозяйственного оборота

Программы и показатели 5,55 млн. гектаров сельскохозяйственных

социально-экономической угодий;

эффективности повышение класса почв по пригодности

для использования в

сельскохозяйственном производстве на

2 разряда в пределах одного класса;

прирост сельскохозяйственной

продукции за годы реализации

Программы, составляющий не менее

100 млн. тонн зерновых единиц;

сохранение существующих и создание

108 тыс. рабочих мест

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ

Анализ современного состояния и возможных сценариев развития сельскохозяйственного производства подтверждает необходимость проведения комплекса мероприятий по стабилизации и восстановлению сельскохозяйственных угодий, обеспечивающих повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, а также улучшение общей экологической обстановки.

Сельскохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн. гектаров, более 56 млн. гектаров пашни характеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой дефицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 тонны на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв.

Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.

Федеральные законы "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", Водный кодекс Российской Федерации и Земельный кодекс Российской Федерации, а также Основные направления агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001 - 2010 годы определили необходимость разработки федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы и на период до 2012 года" (далее - Программа) как важнейшей общегосударственной задачи.

Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.

Программа должна создать благоприятные условия для функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации, наиболее полного и рационального использования природно-климатического и экономического потенциала, направленного на повышение продуктивности отечественного сельскохозяйственного производства, его экологизацию в целях обеспечения населения страны качественным продовольствием и улучшения социальной обстановки и жизни на селе, включая сохранение существующих и создание новых рабочих мест.

В настоящее время назрела необходимость:

освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;

проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;

выполнения гидромелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель;

осуществления агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий.

Программа предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных технических, организационных, экологических, технологических и хозяйственных мероприятий с соответствующим финансовым, материально-техническим, научным и информационным обеспечением при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

Составляющие элементы сохранения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения весьма многогранны и представляют собой совокупность самых разнообразных факторов, влияющих на потенциальную отдачу сельскохозяйственных угодий в виде урожая.

Без проведения комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, произойдет снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайности до естественного (природного) уровня.

Риски в реализации Программы связаны со следующими факторами:

нарушение или изменение научно обоснованной системы земледелия или отказ в проведении агротехнических мероприятий;

влияние природных факторов (засухи, подтопления и резкого изменения уровня подземных вод);

опустынивание земель, водная и ветровая эрозия;

дефицит органических удобрений в связи с недостаточным развитием животноводства;

ухудшение мелиоративного и водно-воздушного состояния орошаемых и осушенных земель;

отсутствие необходимой качественной сельскохозяйственной и мелиоративной техники;

безопасность функционирования гидротехнических сооружений;

продвижение процесса подкисления почв на юг России.

Реализация мероприятий Программы позволит сохранить, восстановить и повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения.

II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПОКАЗАТЕЛИ

Целями Программы являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культуртехнических, агролесомелиоративных, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Основной задачей Программы является систематическое воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, получение стабильных урожаев и улучшение баланса питательных веществ в почвах с учетом биоклиматического потенциала агроландшафтов.

Также задачами Программы являются:

рациональное использование биоклиматического потенциала, получение стабильных урожаев, систематическое воспроизводство природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, улучшение баланса питательных веществ в почвах без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;

организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения на основе проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также выборочного анализа материалов картографирования;

сохранение достигнутого уровня плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в системе земледелия и защита земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;

защита и сохранение сельскохозяйственных угодий от водной и ветровой эрозии и опустынивания;

внесение в почву минеральных удобрений;

снижение степени кислотности и солонцеватости почв;

сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;

научное, информационно-аналитическое, нормативное правовое и методическое обеспечение Программы, разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

создание стимулов для субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей по интенсификации сельскохозяйственного производства;

сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, сокращение заболеваемости населения за счет получения качественной и безопасной (без токсикантов) сельскохозяйственной продукции и повышения водообеспеченности сельских районов.

Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются:

предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 5,55 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий;

вовлечение в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн. гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель 397 тыс. гектаров;

вовлечение в сельскохозяйственный оборот 37 тыс. гектаров земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

внесение в почву минеральных удобрений 15,8 млн. тонн;

защита 158,7 тыс. гектаров земель от водной эрозии, затопления и подтопления;

защита и сохранение 585 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;

преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 5,2 млн. гектаров;

уменьшение степени кислотности почв путем проведения их известкования на площади 2037,5 тыс. гектаров и фосфоритования на площади 475 тыс. гектаров;

уменьшение степени солонцеватости почв путем проведения гипсования солонцов на площади 162,5 тыс. гектаров и мелиоративной обработки солонцов на площади 233 тыс. гектаров;

сохранение существующих и создание 108 тыс. рабочих мест в сельской местности.

Реализация мероприятий Программы осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе (2006 - 2008 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:

агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв, составление картограмм и формирование базы данных агрохимических работ (на индикаторные показатели), передача землепользователям планов применения удобрений, известкования, фосфоритования и гипсования, проведение анализа данных агрохимического обследования и разработка научно обоснованных систем земледелия;

развитие материально-технической базы государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в том числе услуг в области содержания и эксплуатации государственных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений;

агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения;

преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,5 млн. гектаров;

разработка научных методик, рекомендаций и технологий для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

На этом этапе проводятся работы по реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, орошению и осушению земель сельскохозяйственного назначения, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений, а также осуществляются агрохимические мероприятия.

На втором этапе (2009 - 2010 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:

преобразование материалов комплексного разномасштабного картирования плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на основе агроинформационных систем для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на площади 1,7 млн. гектаров;

проведение анализа данных ежегодного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения в субъектах Российской Федерации в объеме 17 - 19 млн. гектаров, или до 14 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий;

проведение мониторинга плодородия почв мелиорированных земель;

корректировка отдельных показателей, отражающих результаты проведенного агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения;

сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства по результатам проведения агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения. Продолжатся работы по проведению агрохимических мероприятий, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем, орошению и осушению земель, строительству противоэрозионных гидротехнических сооружений, агролесомелиоративному обустройству земель сельскохозяйственного назначения, а также по развитию материально-технической базы федеральных государственных учреждений, в том числе научных, по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и эксплуатации государственных мелиоративных систем и гидротехнических сооружений.

На третьем этапе (2011 - 2012 годы) предусматривается проведение следующих мероприятий:

развитие базы федеральных государственных учреждений по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, обеспечивающих предоставление услуг в области повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, в том числе услуг по эксплуатации государственных мелиоративных систем, и повышения надежности гидротехнических сооружений;

проведение комплекса агрохимических, гидротехнических и культуртехнических мероприятий, создание полезащитных лесных полос, борьба с опустыниванием, ветровой и водной эрозией, подтоплением и затоплением сельскохозяйственных угодий;

завершение разработки научно-методических документов, рекомендаций, технологий и техники для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, реконструкции и эксплуатации гидромелиоративных систем.

Проведение указанных мероприятий будет способствовать:

увеличению объемов внесения в почву минеральных удобрений в субъектах Российской Федерации с возмещением на цели Программы части затрат (до 30 процентов) за счет средств федерального бюджета;

созданию лесных насаждений на площади 192 тыс. гектаров с обеспечением защиты 2,3 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий;

вовлечению в интенсивный сельскохозяйственный оборот до 37 тыс. гектаров земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

вводу площадей орошаемых и осушенных земель;

сокращению количества объектов незавершенного строительства мелиоративного назначения.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении N 1.

Программа носит межведомственный характер.

В качестве государственного заказчика - координатора Программы и государственного заказчика Программы определено Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Государственными заказчиками Программы также являются Федеральное агентство водных ресурсов и Российская академия сельскохозяйственных наук.

Программой предусматривается направление средств федерального бюджета на капитальные вложения, строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов, осуществление других расходов (включая субсидии на проведение агрохимических мероприятий), выполнение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, создание картографической основы систем земледелия и землеустройства, а также совместное использование комплексных водохозяйственных объектов.

Все стройки и объекты для федеральных государственных нужд, которые предполагается финансировать за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, находятся в федеральной собственности.

Одной из главных задач является осуществление комплекса мер по восстановлению и сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Решение этой задачи обеспечит к 2012 году производство продукции сельского хозяйства в объемах, соответствующих стратегическим направлениям развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.

По примеру таких стран, как США, Канада и Германия, Российская Федерация в целях объективного анализа состояния сельскохозяйственных угодий использует классификацию почв по классам пригодности для сельскохозяйственного производства, которая вполне может быть использована для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с предложенной классификацией ранжирование пахотных земель в Российской Федерации осуществляется по классам пригодности почв для сельскохозяйственного производства и возможной потенциальной урожайности. В каждом классе пригодности почв предусматриваются 4 разряда с соответствующими интервалами. Указанный индикативный показатель является интегральным выражением, характеризующим состояние плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Реализация мероприятий Программы позволит полнее реализовать потенциал и возможности земель сельскохозяйственного назначения, добиться роста урожайности сельскохозяйственных культур и увеличения кормовой базы животноводства благодаря более полному использованию ресурсных возможностей почв.

При реализации мероприятий Программы предполагается к 2012 году увеличить разрядность почв на 1,5 - 0,5 разряда. Это обеспечит прирост урожайности на 3 центнера с гектара для I и II классов почв, 2 центнера с гектара для III и IV классов почв и на 1 центнер с гектара для V класса почв, а также позволит получить дополнительно не менее 100 млн. тонн сельскохозяйственной продукции (в зерновом эквиваленте).

Распределение пахотных земель по классам пригодности для сельскохозяйственного производства и роста урожайности приведено в приложении N 2.

Большие возможности по восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и росту урожайности имеют сельскохозяйственные организации, расположенные в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах, где прежде всего планируется применить научно обоснованные системы земледелия и использовать имеющийся потенциал мелиорированных земель.

III. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Мероприятия Программы представляют собой комплекс работ, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, включая:

строительство и реконструкцию мелиоративных и водохозяйственных объектов. Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Программы, приведен в приложении N 3;

проведение агрохимических мероприятий;

реабилитацию почв на землях, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС;

проведение мероприятий по обеспечению безаварийных пропусков паводков на гидротехнических сооружениях;

проведение агролесомелиоративных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе создание полезащитных лесных полос, противоэрозионных овражно-балочных насаждений, пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений, проведение рубок ухода в защитных лесных насаждениях I - V классов возраста и реконструкцию лесных насаждений;

проведение агролесомелиоративных мероприятий и фитомелиоративных мероприятий на Черных землях и Кизлярских пастбищах;

проведение водоохранных мероприятий по сохранению и восстановлению водных ресурсов;

выполнение научно-исследовательских и конструкторских разработок.

Перечень мероприятий по выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 2006 - 2008 годы приведен в приложении N 4 и на 2009 - 2012 годы - в приложении N 5.

Комплексное решение вопросов рационального использования и воспроизводства водных ресурсов, а также повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения должно стать основой хозяйственной деятельности в области водопользования и землепользования.

Включение в Программу объектов реконструкции, государственным заказчиком которых является Федеральное агентство водных ресурсов, обеспечивает комплексный подход к решению проблем отдельных регионов по комплексному и рациональному использованию и охране водных ресурсов, сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и рациональному их использованию.

Включение в Программу объектов мелиорации, находящихся на землях опытных хозяйств Российской академии сельскохозяйственных наук, обеспечивает проведение натурных испытаний в условиях реального применения вновь разработанных прогрессивных технологий мелиоративного улучшения сельскохозяйственных угодий, повышения их плодородия, рационального использования водных ресурсов и внедрения энерго- и трудосберегающих методов производства сельскохозяйственной продукции.

По результатам указанных натурных испытаний прогрессивные технологии, давшие положительные результаты, будут повсеместно внедрены для выполнения Программы.

Совместное решение проблем, связанных с охраной и восстановлением водохозяйственных объектов, обеспечивает сохранение сложившихся агроландшафтов. Комплексное использование водных ресурсов обеспечит производство сельскохозяйственной продукции на орошаемых землях, создаст рабочие места в сельской местности и повысит уровень жизни сельского населения.

Проведение водоохранных мероприятий Программы позволит вернуть в естественный водооборот до 8 куб. километров воды.

В современных условиях интенсификации сельскохозяйственного производства важное значение приобретает агрохимическая характеристика почв.

Для оценки состояния и динамики агрохимической характеристики почв необходимо проводить их систематическое агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование. Такое обследование предполагается провести на площади 164 млн. гектаров. Это станет надежной информационной базой для разработки научно обоснованных систем земледелия. Объемы площадей агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв приведены в приложении N 6.

Для выполнения задач Программы необходимо обеспечить проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с данными дистанционного зондирования (аэро- и космической съемки) и почвенного картирования, результатами проведения геореференсированной (с определением точного географического положения) агрохимической съемки и выборочного агрофизического обследования почв за счет средств федерального бюджета. Обработка полученных данных производится на единой картографической основе с использованием агроинформационных технологий. Для проведения мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения должна быть создана сеть тестовых полигонов. Обеспечение полигонов, находящихся в федеральной собственности, оборудованием производится за счет средств федерального бюджета, а текущее финансирование - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Указанный мониторинг должен проводиться на основе методов, разработанных организациями Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с агрохимическими службами, а также с использованием имеющихся архивных данных. Проведенные работы станут основой для широкого внедрения научно обоснованных систем земледелия.

При ограниченных ресурсах поставок органических удобрений за счет отходов животноводства возрастает роль научно обоснованных систем земледелия с широким использованием сидеральных культур.

В качестве сидеральных удобрений рекомендуется использовать посевы гороха, вики, люпина, люцерны и клевера, что может обеспечить внесение дополнительно 0,12 - 0,16 тонны на гектар биологического азота.

Мероприятия Программы предусматривают постепенный рост применения минеральных удобрений исходя из организационно-технических возможностей.

Для увеличения необходимых объемов поставки минеральных удобрений российским сельскохозяйственным товаропроизводителям Министерство сельского хозяйства Российской Федерации будет оказывать содействие в обеспечении поставок природного газа заводам-изготовителям для синтеза минеральных удобрений.

Объемы выполнения агрохимических работ приведены в приложении N 7.

В государственной и муниципальной собственности находятся 194 млн. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, включая земли, занятые дорогами и болотами, а также другие категории земель. Из этой площади мелиорированные земли занимают 9,4 млн. гектаров. Мелиоративными системами, находящимися в федеральной собственности, обслуживаются 3,4 млн. гектаров, мелиоративными системами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - 0,4 млн. гектаров, и 5,6 млн. гектаров эксплуатируются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При условии комплексного проведения оросительных и других видов мелиорации обеспечивается наиболее полная реализация биоклиматического потенциала продуктивности почв земель сельскохозяйственного назначения при сохранении их плодородия без проявления деградационных процессов. На отдельных гидромелиоративных системах предусматривается повторное использование животноводческих стоков и сбросных вод, что позволит улучшить качество природной воды, повысить плодородие почв земель сельскохозяйственного назначения и урожайность сельскохозяйственных культур.

В зоне избыточного увлажнения осушительная мелиорация заболоченных земель в десятки раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем, а минерализованная переувлажненная пашня и сенокосы выводятся на уровень земель с нормальным водным режимом и повышением урожайности в 1,4 - 2 раза. Осушительная мелиорация в комплексе с культуртехнической, агротехнической и химической мелиорацией позволит повысить урожайность, устранить неблагоприятное влияние избыточно влажных лет, оздоровить санитарно-гигиенические условия местности и повысить комфортность жизни на селе.

Объемы выполнения гидромелиоративных и культуртехнических работ приведены в приложении N 8.

Предусматривается строительство и реконструкция крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, в том числе реконструкция Саратовского канала, 2-й этап реконструкции 1-й очереди и строительство 4-й очереди Большого Ставропольского канала, реконструкция сооружений Шапсугского водохранилища, строительство дамб обвалования на реках Кубань и Протока, реконструкция головного группового водозабора межхозяйственного магистрального канала и сооружений Самур-Дербентской оросительной системы, и других противоэрозионных и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Кроме того, продолжится работа по магистральным сетям групповых водопроводов, строительство которых начато до 2008 года, по завершению строительства Ики-Бурульского водопровода, баз эксплуатации государственных учреждений, в том числе научных, по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, а также приобретение техники и оборудования, которые не входят в сметы строек перечня, в том числе оборудования для оснащения тестовых полигонов и проведение проектно-изыскательских работ. Перечень строек и объектов приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.

Для решения вопросов безопасности гидротехнических сооружений предусматривается комплексная реконструкция технологически связанных объектов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов.

При реконструкции мелиоративных систем в Центральном и Северо-Западном регионах основное внимание будет уделено проведению работ по устройству закрытого дренажа, что улучшит качество сбросных вод и обеспечит оптимальное и рациональное расходование водных ресурсов.

В ряде комплексных объектов предусматривается проведение мелиоративных мероприятий на внутренних водоемах (прудах).

Создание крупных водохозяйственных объектов тесно связано с потребностями сельского и водного хозяйства как единого комплекса и требует совместного проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В Программе предусматривается выполнение научно-исследовательских работ, осуществляемых на конкурсной основе по заказам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Федерального агентства водных ресурсов.

В процессе реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до 2012 года предполагается:

усовершенствовать конструкции ряда дождевальных машин, приборов водоучета и информационно-измерительных систем;

разработать современные технологии восстановления эродированных, загрязненных и деградированных земель, ресурсосберегающих технологий и технических средств в мелиорации;

провести экономические и социальные исследования по определению эффективности реализации мероприятий Программы;

провести научные исследования и научные обоснования решения проблемы производства высокобелковых кормов на мелиорированных землях.

Указанные работы позволят осуществить мероприятия Программы на уровне индикаторов и показателей Программы в части защиты и сохранения сельскохозяйственных угодий от ветровой и водной эрозии и опустынивания, в том числе земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также сократить энергозатраты и улучшить качество полива дождевальной техникой, что будет способствовать повышению урожайности сельскохозяйственных культур, выращиваемых на мелиорированных землях.

При проведении культуртехнических работ предусматривается коренное улучшение земель сельскохозяйственного назначения путем внесения в почву минеральных и органических удобрений, микроудобрений, торфа, сапропеля, а также проведения агрохимической мелиорации почв, глубокого рыхления, плантажа, пескования и вспашки.

Проведение этих работ предусматривается на площади 415 тыс. гектаров.

В целях значительного уменьшения последствий радиоактивного загрязнения необходимо провести в обусловленные Программой сроки комплекс культуртехнических и агрохимических работ на землях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в Брянской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и других областях.

При реабилитации земель, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, проводятся известкование, фосфоритование и калиевание, вносятся микробиологические удобрения и выполняются культуртехнические работы за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях недопущения разрушения гидротехнических сооружений (плотин водохранилищ, защитных дамб, регулирующих гидроузлов, польдерных систем и других сооружений) ежегодно при прохождении весеннего половодья и паводков, влекущих за собой катастрофические последствия в результате возможного затопления значительных площадей сельскохозяйственных угодий и сельских населенных пунктов, необходимо выполнять комплекс работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Для обеспечения безаварийного пропуска паводков Программой предусмотрено проведение следующих работ:

обследование паводкоопасных участков гидротехнических сооружений;

очистка сооружений (водозаборов, регулирующих сооружений, водопроводящих трактов) от скопившихся за зимний период наносов льда, наледи и другого;

повышение надежности гидротехнических сооружений (водонаправляющих и защитных дамб, оголовков, затворов и других сооружений);

ревизия и наладка электромеханических устройств;

предотвращение ледовых заторов.

Опустынивание земель является глобальным явлением современности. Развитие процессов опустынивания в той или иной мере отмечается в 35 субъектах Российской Федерации. В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, от 17 июня 1994 г. Программой предусматривается проведение таких работ на площади 304 тыс. гектаров, в том числе на Черных землях и Кизлярских пастбищах, в Южном федеральном округе, в Республике Хакасия, Республике Тыва и других регионах Российской Федерации. В рамках Программы предусматриваются отдельные меры по предотвращению и ликвидации последствий опустынивания сельскохозяйственных земель. Эти меры относятся не только к району Черных земель и Кизлярских пастбищ, но и к другим регионам, преимущественно юга России, подверженным опустыниванию.

Агролесомелиоративное обустройство земель сельскохозяйственного назначения следует рассматривать как важную государственную задачу, решение которой в комплексе с другими видами мелиорации и агротехническими приемами обеспечит сохранение и восстановление плодородия почв, улучшение жизни сельского населения, экологической устойчивости территорий, особенно в малолесных и безлесных регионах страны.

Агролесообустройство способствует улучшению гидротермического режима, сокращению более чем в 4 раза поверхностного стока, обеспечению полноводности рек и водоемов, чистоты воды, а также оптимизации фитосанитарного состояния агроландшафтов.

Средняя урожайность сельскохозяйственных культур под защитой лесных полос выше, чем на открытых полях:

на 18 - 23 процента - по зерновым культурам;

на 20 - 26 процентов - по техническим культурам;

на 29 - 31 процент - по кормовым культурам.

Защитные лесные насаждения являются основой ландшафтного земледелия, его экологическим каркасом. В целях получения максимального эффекта от защитного лесоразведения в 2006 - 2010 годах предусматривается создание лесных насаждений на площади 759 тыс. гектаров, в том числе полезащитных лесных полос - на площади 336 тыс. гектаров, противоэрозионных овражно-балочных насаждений - на площади 232 тыс. гектаров, пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений - на площади 191 тыс. гектаров. Необходимо провести расчистку в защитных лесных насаждениях I - V классов возраста на площади 20 тыс. гектаров и осуществить реконструкцию существующих лесных насаждений на площади 0,8 тыс. гектаров. Это позволит защитить 12 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.

В соответствии с действующими нормативами каждый гектар полезащитной лесной полосы защищает 120 гектаров сельскохозяйственных угодий, гектар противоэрозионных насаждений - 10 гектаров сельскохозяйственных угодий, а каждый гектар пастбищезащитных насаждений - 15 гектаров сельскохозяйственных угодий. Учитывая возможность финансирования агролесомелиоративных работ за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предполагается выполнение работ на площади 192 тыс. гектаров. При реализации намеченных объемов агролесомелиоративных работ под защитой лесных насаждений дополнительно будут находиться 2,3 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий.

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

В соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом "О мелиорации земель" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма), финансирование мероприятий Программы намечено осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.

Программой предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций на строительство и реконструкцию объектов мелиорации и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий Программы, включая финансирование мелиоративных мероприятий, культуртехнической и химической мелиорации земель.

За счет средств федерального бюджета Программой предусматривается финансирование строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем и противоэрозионных гидротехнических сооружений. Указанные объекты включены в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, который приведен в приложении N 3 к настоящей Программе.

За счет средств федерального бюджета финансируются также мероприятия Программы, касающиеся межрегиональной и межхозяйственной частей мелиоративных систем.

В регионах с избыточным увлажнением финансируются за счет средств федерального бюджета работы по регулированию водоприемников, реконструкции проводящих межхозяйственных каналов, реконструкции дамб обвалования и перекачивающих насосных станций.

Финансирование указанных работ за счет средств федерального бюджета стимулирует привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников для проведения мелиоративных внутрихозяйственных мероприятий в зоне влияния межхозяйственной магистральной сети.

В комплексных проектах мелиорации предусматривается выполнение всех видов мелиоративных работ за счет проведения всего комплекса по окультуриванию сельскохозяйственных угодий, что стимулирует привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации на эти цели.

Прогнозные объемы средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников, направляемых на финансирование мероприятий Программы, определяются в региональных программах и соглашениях (договорах), заключаемых Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При формировании годовых лимитов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета учитываются фактические объемы финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально сокращаются средства федерального бюджета.

В сводных экспертных заключениях проектов по строительству и реконструкции объектов определяются источники и объемы финансирования как федеральной, так и внутрирегиональной части проектов. В титульных списках строек и объектов объемы финансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников выделяются отдельной строкой, что обеспечивает их комплексное финансирование.

Финансирование агрохимических, противопаводковых мероприятий, мероприятий по реабилитации почв, загрязненных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, мелиоративных мероприятий на внутренних водоемах (прудах), агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий на Черных землях и Кизлярских пастбищах и других мероприятий Программы предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств федерального бюджета, субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в процентном соотношении 13:20:67 соответственно.

Предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации субсидии за счет средств федерального бюджета на приобретение минеральных удобрений сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с Госпрограммой.

Для реализации мероприятий Программы планируется привлечь средства субъектов Российской Федерации в объеме 81748,5 млн. рублей и средства внебюджетных источников в объеме 225433 млн. рублей.

Прочие мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, приведены в приложении N 9.

Объемы средств для реализации мероприятий Программы, распределенные по источникам финансирования, приведены в приложении N 10.

В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативное правовое и методическое обеспечение. Механизм управления Программой включает в себя управление и взаимодействие федеральной и региональных программ, государственных заказчиков и исполнителей.

Государственный заказчик - координатор Программы осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям предоставления субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для реализации Программы, взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственный заказчик - координатор Программы совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

Государственный заказчик - координатор Программы на основе ежегодных докладов государственных заказчиков Программы подготавливает и представляет ежегодно, до 1 февраля, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) по установленной форме отчет о ходе реализации Программы, достигнутых результатах и об эффективности использования финансовых средств.

Государственный заказчик - координатор Программы ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям Программы, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации (в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо прекращении ее выполнения. По завершении Программы государственный заказчик - координатор Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за весь период ее реализации и представляет его до 1 марта 2013 г. в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство образования и науки Российской Федерации.

Управление реализацией Программы осуществляется государственными заказчиками Программы.

Государственные заказчики Программы заключают до 1 мая 2006 г. соглашения (договоры) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (на весь срок ее реализации) о софинансировании Программы за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников в увязке с общей стоимостью работ.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета по статье "Прочие расходы" осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании договоров (соглашений), заключаемых с субъектами Российской Федерации только на условиях софинансирования.

В субъектах Российской Федерации реализация Программы обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (заказчиками-застройщиками) с исполнителями работ в рамках отдельных мероприятий Программы.

Исполнители указанных работ определяются заказчиками-застройщиками на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.

Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование пахотных угодий, сенокосов, пастбищ, а также имеющихся эталонных (контрольных) участков в сельскохозяйственных организациях независимо от форм собственности осуществляют агрохимические центры и станции, а также радиологические центры, которые представляют в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации отчетность (по показателям Программы) об изменении плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, о балансе питательных веществ, об объемах применения удобрений и о проведении химической мелиорации.

Задачей государственного контроля за реализацией Программы является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами и пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв, рационального использования водных ресурсов, сохранения существующего агроландшафта и улучшения экологической обстановки.

Учет этих показателей осуществляется центрами и станциями агрохимической службы в соответствии с правилами государственного учета показателей состояния плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральные государственные учреждения по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственные Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, в установленном порядке выполняют функции заказчика-застройщика по строительству и реконструкции мелиоративных объектов, относящихся к федеральной собственности, осуществляют эксплуатацию мелиоративных систем и сооружений, проводят мониторинг и оценку состояния мелиорированных земель и мелиоративных систем, а также оказывают необходимые услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является их информационно-аналитическое обеспечение, основой которого являются формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий в целях создания оптимальных условий для анализа текущего состояния и контроля хода выполнения Программы. Это необходимо для максимально полного удовлетворения информационных потребностей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей научными достижениями и данными мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения осуществляется специализированными организациями.

Правовое обеспечение деятельности в области сохранения и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным федеральными законами и другими нормативными актами.

VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Основой методологии обоснования экономической и социально-экологической эффективности реализации Программы являются идеи и методы экономического и социально-экологического подхода, позволяющего описать и систематизировать совокупность природных процессов с учетом конкретной хозяйственной деятельности. При этом хозяйственная деятельность направлена на сохранение и восстановление природной сферы и создание экологически устойчивых и экономически эффективных агроландшафтов.

Учитывая важную роль государства в решении экологических проблем, при обосновании эффективности мероприятий Программы определялась коммерческая, бюджетная и общественная (народно-хозяйственная) эффективность.

В качестве интегрального показателя оценки экономической эффективности мероприятий Программы использован прирост чистого дисконтированного дохода, а в качестве вспомогательного показателя - срок окупаемости капитальных вложений.

При оценке эффективности проведения мероприятий Программы рыночная цена реализации товарной продукции принята равной 3000 рублям за тонну зерновых единиц, себестоимость производства единицы продукции - 2110 рублям за тонну. Уровень товарности сельскохозяйственной продукции в Программе составляет 60 процентов. Удельные затраты на эксплуатацию мелиоративных систем составляют 2870 рублей на гектар, а лесных полос - 150 рублей на гектар.

Размер косвенных налогов для сельскохозяйственных организаций определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. При этом предусмотрены:

ставка налога на добавленную стоимость в сельском хозяйстве, составляющая 10 процентов величины, равной выручке за вычетом материальных затрат. Величина материальных затрат в общей сумме затрат на производство продукции сельского хозяйства (растениеводства) составляет 61 процент, а величина оплаты труда - 18 процентов;

ставка единого социального налога в сельском хозяйстве, составляющая 26,2 процента общего фонда заработной платы сельскохозяйственного предприятия;

ставка налога на доходы с физических лиц в сельском хозяйстве, составляющая 13 процентов фонда заработной платы.

При расчете эффективности мероприятий Программы учитывалось и то обстоятельство, что после срока ее реализации дополнительное число рабочих мест сохранится на уровне 20 процентов общего числа дополнительно созданных в соответствии с Программой мест.

При осуществлении мероприятий Программы решаются вопросы и социального характера, в том числе занятости населения. Эффективность в этом случае определяется путем экономической оценки трудовых ресурсов и численности работников, вовлекаемых в производственный процесс в результате проведения мероприятий.

При определении бюджетной эффективности в статье "Поступления в консолидированный бюджет (притоки)" учитывались размеры косвенных и прямых налогов, направляемых строительными и сельскохозяйственными организациями.

Расчетный период инвестиционного проекта составляет 15 лет, из них в течение 7 лет осуществляется комплекс мероприятий Программы.

Коммерческая эффективность (прирост суммарного чистого дисконтированного дохода за расчетный период) составляет 228,9 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений (внебюджетных) - 4,7 года.

Бюджетная эффективность мероприятий Программы с учетом периода времени после реализации Программы составит 258,5 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений бюджетов всех уровней - 1 год.

Основными факторами, формирующими бюджетную эффективность, являются:

косвенные и прямые налоги (налог на добавленную стоимость, земельный налог, единый социальный налог, налог на доходы с физических лиц и налоги, поступающие от строительных и других организаций) - в размере 117 млрд. рублей;

поступления в бюджет от отраслей народного хозяйства - в размере 198,9 млрд. рублей.

Общественная эффективность Программы составляет 487,4 млрд. рублей, а срок окупаемости капитальных вложений - не более 2 лет.

Общественная эффективность формируется за счет:

прироста прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей - в размере 256,5 млрд. рублей;

налогов, поступающих во все уровни бюджетной системы, - в размере 117 млрд. рублей.

Экологическая эффективность проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв на площади 5,55 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий на сумму около 21,48 млрд. рублей.

Экологическая эффективность воспроизводства природного плодородия почв и создания защитных лесных полос проявится также и после реализации Программы.

Социальная эффективность Программы обеспечивается путем сохранения существующих и создания 108 тыс. рабочих мест (119,7 млрд. рублей), повышения водообеспеченности сельских районов с централизованным питьевым водоснабжением (700 тыс. человек), а также путем защиты от подтопления 290 сельских населенных пунктов.

Выполнение мероприятий Программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса, но и других отраслей народного хозяйства.

Приложение N 1

к федеральной целевой программе

"Сохранение и восстановление

плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения

и агроландшафтов как

национального достояния

России на 2006 - 2010 годы

и на период до 2012 года"

ВАЖНЕЙШИЕ ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

И ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ

КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010

ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"

────────────────────────────────────┬────────┬───────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────────────

│ 2002 - │2006 - │ Из них

│ 2005 │ 2012 ├───────┬─────────────────────┬───────┬─────────────┬───────┬──────────────

│ годы - │годы - │первый │ в том числе │второй │ в том числе │третий │ в том числе

│ всего │ всего │ этап │ │ этап │ │ этап │

│ │ │2006 - ├──────┬───────┬──────┤2009 - ├──────┬──────┤2011 - ├─────┬────────

│ │ │ 2008 │ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2010 │ 2009 │ 2010 │ 2012 │2011 │ 2012

│ │ │годы - │ год │ год │ год │годы - │ год │ год │годы - │ год │ год

│ │ │ всего │ │ │ │ всего │ │ │ всего │ │

────────────────────────────────────┴────────┴───────┴───────┴──────┴───────┴──────┴───────┴──────┴──────┴───────┴─────┴────────

1. Предотвращение выбытия 0,9 5,55 1,55 0,3 0,5 0,75 1,85 0,85 1 2,15 1,05 1,1

из сельскохозяйственного

оборота сельскохозяйственных

угодий

(млн. гектаров)

2. Вовлечение в 0,7 3,2 0,85 0,2 0,3 0,35 1,05 0,45 0,6 1,3 0,6 0,7

сельскохозяйственный оборот

неиспользуемых

сельскохозяйственных угодий

(млн. гектаров)

3. Ввод в эксплуатацию 182,1 397 108 28 34 46 143 62 81 169 83 86

мелиорируемых земель (млн.

гектаров)

4. Вовлечение в 3 37 7 - 2 5 13 6 7 17 8 9

сельскохозяйственный оборот

земель, пострадавших в

результате аварии на

Чернобыльской АЭС

(тыс. гектаров)

5. Защита земель от водной 42 158,7 49,5 14 15,5 20 52 26 26 57,2 27,5 29,7

эрозии, затопления и

подтопления (млн. гектаров)

6. Защита и сохранение 12 585 117 33 38 46 217 95 122 251 125 126

сельскохозяйственных угодий от

ветровой эрозии и

опустынивания (тыс. гектаров)

7. Внесение минеральных удобрений 6 15,8 5,4 1,6 1,8 2 4,7 2,2 2,5 5,7 2,7 3

(млн. тонн действующего

вещества)

8. Преобразование материалов - 5,2 1,5 - 0,7 0,8 1,7 0,85 0,85 2 1 1

комплексного разномасштабного

картирования плодородия почв

на основе агроинформационных

систем для проведения

мониторинга (млн. гектаров)

9. Уменьшение степени

кислотности почв путем

проведения

известкования 1430 2037,5 712 225 237,5 250 575 275 300 750 350 400

(тыс. гектаров)

фосфоритования 166 475 145 45 48 52 140 60 80 190 90 100

(тыс. гектаров)

10. Уменьшение степени

солонцеватости почв путем

проведения

гипсования солонцов 8,3 162,5 37,5 10 12,5 15 50 20 30 75 35 40

(тыс. гектаров)

мелиоративной обработки 32,3 233 68 20 23 25 70 30 40 95 45 50

солонцов (тыс. гектаров)

11. Сохранение существующих и 30000 108000 37100 10500 12600 14000 32900 15400 17500 38000 18500 19500

создание рабочих мест

(чел./мест)

────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Приложение N 2

к федеральной целевой программе

"Сохранение и восстановление

плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения

и агроландшафтов как

национального достояния

России на 2006 - 2010 годы

и на период до 2012 года"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПАХОТНЫХ ЗЕМЕЛЬ ПО КЛАССАМ

ПРИГОДНОСТИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

И РОСТА УРОЖАЙНОСТИ

───────────────┬───────┬───────────────────────────────────────┬───────────

│Площадь│ Классы пригодности почв/зерновой │Ожидаемая

│пашни │ потенциал (центнеров с гектара) │урожай-

│(млн. ├────────┬───────┬───────┬───────┬──────┤ность в

│гекта- │ I │ II │ III │ IV │ V │зерновых

│ров) │ (55 - │ (47 - │ (39 - │ (31 - │(< 29)│единицах

│ │ 61) │ 53) │ 45) │ 37) │ │(млн.

│ │ │ │ │ │ │тонн)

───────────────┴───────┴────────┴───────┴───────┴───────┴──────┴───────────

Зерновой - 29 25 21 17 13 -

эквивалент ц/га ц/га ц/га ц/га ц/га

(2005 год)

Зерновой - 32 28 23 19 14 -

эквивалент ц/га ц/га ц/га ц/га ц/га

(2012 год)

Центральный 22,8 2,6 3,1 5,2 8,2 3,7 53,9

федеральный (+0,65) (+0,2) (+0,35) (+0,1) (+8,9)

округ

Северо- 3,1 - - 0,2 0,9 2 5,2

Западный (+0,1) (+0,1) (+0,6)

федеральный

округ

Южный 21,4 5,1 6,9 4,4 3 2 60,9

федеральный (+1,5) (+0,2) (+0,6) (+0,7) (+11,8)

округ

Приволжский 35,1 6,1 7,2 8,8 9,5 3,5 90,7

федеральный (+1,3) (+0,3) (+0,6) (+0,4) (+15,8)

округ

Уральский 8,5 - 1,1 3,1 2,9 1,4 19,4

федеральный (+0,4) (+0,2) (+0,2) (+3,4)

округ

Сибирский 24,5 1,2 3,8 8,2 7,5 3,8 59,6

федеральный (+1,6) (+0,2) (+0,5) (+0,9) (+11,7)

округ

Дальневосточ- 2,3 - 0,1 0,5 1,2 0,5 4,4

ный (+0,4)

федеральный

округ

Российская 117,7 15 22,2 30,4 33,2 16,9 294,1

Федерация (+5,55) (+0,9) (+2,25) (+2,4) (+52,6)

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Примечание. В скобках приводятся данные прироста пахотных земель и урожайности.

Приложение N 3

к федеральной целевой программе

"Сохранение и восстановление

плодородия почв земель

сельскохозяйственного назначения

и агроландшафтов как

национального достояния

России на 2006 - 2010 годы

и на период до 2012 года"

ПЕРЕЧЕНЬ

СТРОЕК И ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД,

ФИНАНСИРУЕМЫХ ЗА СЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КАПИТАЛЬНЫХ

ВЛОЖЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ

ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ

ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО

ДОСТОЯНИЯ РОССИИ НА 2006 - 2010 ГОДЫ

И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"

(млн. рублей, с учетом прогноза цен

на соответствующие годы)

──────────────────────────┬──────────┬──────────┬─────────┬─────────┬──────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование объекта │ Единица │ Мощность │ Срок │ 2006 - │ В том числе по годам

│ измерения│ │ ввода в │2012 годы├────────┬────────┬────────┬────────┬─────────┬────────┬───────────

│ │ │действие │ - всего │2006 год│2007 год│2008 год│2009 год│2010 год │2011 год│ 2012 год

──────────────────────────┴──────────┴──────────┴─────────┴─────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴─────────┴────────┴───────────

Всего - - - 35223,982 3136,9 3520 5112,6 5907,882 5810,2 5700,9 6035,5

Минсельхоз России

Всего - - - 34710,6 3000 3322,9 5006,1 5835 5810,2 5700,9 6035,5

Осушительная насосная куб. 2,4 2006 год 4 4 - - - - - -

станция польдера N 30 метров в

(реконструкция), секунду

Славский район

Калининградской

области

Реконструкция тыс. куб. 122000 2013 год 1650 - - 450 300 300 300 300

сооружений метров

Шапсугского

межрегионального

водохранилища

(1-я очередь),

Республика Адыгея

Ногайский водный тракт километров 35,87 2007 год 39,2 20,2 19 - - - - -

(реконструкция),

Нефтекумский район

Ставропольского края

Каргалинский гидроузел куб. 2420 2008 год 79,1 25 26,5 27,6 - - - -

на р. Терек метров в

(реконструкция), секунду

Республика Дагестан

Ассиновский гидроузел куб. 290 2007 год 30,9 15 15,9 - - - - -

(реконструкция), метров в

Республика Ингушетия секунду

Плотина на р. Терек -"- 490 2008 год 32,6 2 15 15,6 - - - -

(реконструкция), пос.

Алхан-Чурт, Пригородный

район Республики Северная

Осетия - Алания

Головное сооружение -"- 8 2008 год 44,4 8 18 18,4 - - - -

Хатакумского канала

(реконструкция),

Кабардино-Балкарская

Республика

Строительство километров 195 2010 год 2178 172 285 650 471 600 - -

Ики-Бурульского

группового водопровода

с подключением к

Северо-Левокумскому

месторождению

подземных вод,

Республика Калмыкия

Северный групповой -"- 229,4 2012 год 508,9 1,9 - - - - 174 333

водопровод

(2-я очередь),

Республика Калмыкия

Адыге-Хабльский -"- 46,53 2008 год 79 30 33 16 - - - -

групповой водопровод

(реконструкция),

Хабезский район

Карачаево-Черкесской

Республики

Большой -"- 468 2006 год 75 75 - - - - - -

Ставропольский канал

(реконструкция

сооружений 1-й

очереди), Карачаево-

Черкесская Республика

Насосные станции N 1, куб. 79,15 2006 год 23,9 23,9 - - - - - -

4, 7, 11 (реконструкция) метров в

Красноармейского секунду

филиала федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Красноармейский район

Краснодарского края

Насосные станции N 5, -"- 31,5 2007 год 15,9 9 6,9 - - - - -

11, 20 (реконструкция)

Абинского филиала

федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Абинский район

Краснодарского края

Насосные станции N 6, 7 куб. 18,8 2006 год 14,1 14,1 - - - - - -

(реконструкция) метров в

Темрюкского филиала секунду

федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Темрюкский район

Краснодарского края

Насосные станции N 1, -"- 79,7 2006 год 19 19 - - - - - -

2, 6, 9, 10

(реконструкция)

Крымского филиала

федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Крымский район

Краснодарского края

Насосная станция N 4 -"- 14,35 2006 год 27 27 - - - - - -

(реконструкция)

Петровско-

Анастасиевского

филиала федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Славянский район

Краснодарского края

Насосная станция N 5 -"- 15,33 2006 год 31 31 - - - - - -

(реконструкция)

Петровско-

Анастасиевского

филиала федерального

государственного

учреждения "Управление

"Кубаньмелиоводхоз",

Славянский район

Краснодарского края

Противопаводковая километров 95,53 2014 год 1020 100 130 145 150 155 160 180

система обвалования рек

Кубани и Протоки

(реконструкция,

1-я очередь),

Краснодарский край

Строительство -"- 58 2008 год 496 200 240 56 - - - -

4-й очереди Большого

Ставропольского канала

Реконструкция и километров 156 2015 год 1673,881 - - 340 350 367,811 266 350

восстановление отдельно

расположенных

гидротехнических

сооружений и

проведение

берегоукрепительных

работ на 1-й очереди

Большого

Ставропольского канала

(II этап), районы

Карачаево-Черкесской

Республики и

Ставропольского края -

всего

в том числе -"- - 2011 год 1123,811 - - 340 350 367,811 66 -

первоочередные

мероприятия

Невинномысский канал -"- 1,272 2007 год 120 50 70 - - - - -

(реконструкция

существующего тоннеля),

Ставропольский край

Кугультинский дюкер -"- 3 2008 год 55,986 15,186 20 20,8 - - - -

(реконструкция 1-й

нитки), Ипатовский район

Ставропольского края

Реконструкция гектаров 240 2007 год 23 14 9 - - - - -

межхозяйственного

распределителя "Широкий"

для обводнения земель

сельскохозяйственного

производственного

кооператива "Овощевод",

Минераловодский район

Ставропольского края

Донской магистральный километров 112 2013 год 950 50 200 120 130 140 150 160

канал (реконструкция),

Ростовская область

Зауральский групповой -"- 39,4 2006 год 15 15 - - - - - -

водопровод, Республика

Башкортостан

Аургазинский групповой -"- 8,9 2006 год 13 13 - - - - - -

водопровод

(реконструкция),

Аургазинский район

Республики Башкортостан

Спасская оросительная гектаров 9318 2013 год 720 40 100 110 115 115 120 120

система (реконструкция

1-й очереди), Самарская

область

Саратовский оросительно- километров 126 2010 год 643,8 100 125 246 100 72,8 - -

обводнительный канал им.

Е.Е. Алексеевского

(реконструкция),

Саратовская область

Варфоломеевский групповой километров 591 2015 год 893,4 100 120 128,4 130 135 140 140

водопровод, Саратовская

область

Групповой водопровод, -"- 96,4 2013 год 229 - 5 12 30 30 70 82

Перелюбский район

Саратовской области

Групповой водопровод -"- 43 2011 год 344,3 - 30 58,6 100 110 45,7 -

сельских населенных

пунктов (реконструкция),

Советский район

Саратовской области

Групповой водопровод -"- 26,5 2010 год 25 - 5 5 5 10 - -

сельских населенных

пунктов (реконструкция),

Саратовский район

Саратовской области

Групповой водопровод -"- 24 2014 год 240 - 30 20 30 40 50 70

сельских населенных

пунктов, Вольский район

Саратовской области

Орошение в бассейне километров 30 2008 год 198 50 80 68 - - - -

р. Бурлы (1-я очередь,

6-й пусковой комплекс, тыс. 8,5

магистральный канал), гектаров

Алтайский край

Куйтунский групповой километров 22,3 2008 год 42,6 21,6 11 10 - - - -

водопровод

(1-я очередь, 4-й, 5-й,

6-й пусковые комплексы),

Куйтунский район

Иркутской области

Патрушевский -"- 39,46 2009 год 68,5 15 25 26 2,5 - - -

межхозяйственный

осушительный канал

(реконструкция),

Куйбышевский район

Новосибирской области

Ключевская гектаров 1782 2008 год 58,114 19,114 19 20 - - - -

осушительная система

(реконструкция),

Ивановский район

Амурской области

Новоалексеевская гектаров 985 2008 год 40 10 15 15 - - - -

осушительная система

(реконструкция),

с. Новоалексеевское,

Ивановский район

Амурской области

Доценкинская осушительная -"- 880 2008 год 25,3 10 12,3 3 - - - -

система (реконструкция),

с. Ракитное, Ивановский

район Амурской области

Гильчинская -"- 10628 2015 год 120 - - - 10 30 30 50

осушительная система

(реконструкция),

Тамбовский район

Амурской области

Реконструкция -"- 29700 2013 год 250 - - - 20 50 80 100

головного водозабора

межхозяйственного

магистрального канала и

сооружений Самур-

Дербентской

оросительной системы,

Республика Дагестан

Строительство, -"- - - 1700 1700 - - - - - -

реконструкция и

восстановление

оросительных и

осушительных систем,

противоэрозионных и

других отдельно

расположенных

гидротехнических

сооружений, баз

эксплуатации

государственных

водохозяйственных

учреждений - всего

из них - - - 135 135 - - - - - -

проектно-

изыскательские

работы

Строительство, - - - 1657,3 - 1657,3 - - - - -

реконструкция и

восстановление

оросительных и

осушительных систем,

противоэрозионных и

других отдельно

расположенных

гидротехнических

сооружений, баз

эксплуатации

государственных

водохозяйственных

учреждений, а также

приобретение

оборудования и техники,

проектно-

изыскательские работы

Строительство, - - - 18236,489 - - 2424,7 3891,5 3654,589 4115,2 4150,5

реконструкция и

восстановление

оросительных и

осушительных систем,

противоэрозионных и

других отдельно

расположенных

гидротехнических

сооружений, баз

эксплуатации

государственных

водохозяйственных

учреждений, в том числе

научных, в области

мелиорации,

приобретение

оборудования и техники,

в том числе для

оснащения тестовых

полигонов, а также

проектно-

изыскательские работы

Росводресурсы

Всего - - - 409,882 136,9 160 65,1 47,882 - - -

Реконструкция куб. 2250 2009 год 155,5246 44,1 50 13,5426 47,882 - - -

гидротехнических метров в

сооружений секунду

Невинномысского

канала. Реконструкция

головного сооружения

(2-й этап строительства)

Невинномысского

канала, Ставропольский

край

Реконструкция млн. куб. 810 2008 год 127,751 40 50 37,751 - - - -

гидротехнических метров

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.