1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

Федеральная целевая программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008 - 2012 годы" (далее - Программа) основана на положениях Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", Федеральных законов "О национально-культурной автономии" и "О государственном языке Российской Федерации", а также на решениях Межправительственной Российско-Германской комиссии по подготовке совместной программы мероприятий, направленных на обеспечение поэтапного восстановления государственности российских немцев (далее - Межправительственная комиссия).

Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена международными обязательствами Российской Федерации, в частности Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г., Протоколом о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев от 10 июля 1992 г.

В соответствии с указанным Протоколом действует Межправительственная комиссия. Российская часть Межправительственной комиссии была образована Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1992 г. N 187.

Реализация президентской Федеральной целевой программы развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев на 1997 - 2006 годы (далее - Президентская программа), а также финансирование Правительством Федеративной Республики Германия мероприятий по социально-экономическому развитию мест компактного проживания российских немцев в целом обеспечили обустройство традиционных мест проживания российских немцев, снижение уровня их эмиграции. В результате социально-экономических преобразований в местах компактного проживания российских немцев появилась возможность развития немецкого языка, национальной культуры, образования.

За период реализации Президентской программы осуществлено финансирование ее мероприятий за счет средств федерального бюджета в размере 659 млн. рублей.

Построены и сданы в эксплуатацию 253 жилых дома (567 квартир) общей площадью 29110 кв. м, 21 объект социальной сферы, в том числе 11 школ на 1784 учащихся, 4 объекта медицинского обслуживания на 440 посещений в смену, 2 спортивных объекта на 1500 человек, детский сад, телерадиоцентр.

Сданы в эксплуатацию и переданы на баланс эксплуатирующих организаций 32 км дорог с твердым покрытием, 66 км газопроводов, 12 км водопроводов, около 37 км линий электропередачи различной мощности и ряд других объектов инженерного и коммунального назначения.

В социально-экономическом развитии основное внимание было направлено на строительство жилья, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в местах компактного проживания российских немцев. Построены и сданы в эксплуатацию жилые дома в селах Макарьевка, Йоганнесфельд (Самарская область), г. Красный Кут (Саратовская область), дома в с. Гальбштадт (Алтайский край), жилые дома с инженерными сетями в с. Богдашкино (Ульяновская область), поселки в Азовском немецком национальном районе Омской области. Завершено строительство стадиона с трибуной на 1500 мест и спортивного зала в с. Азово, амбулатории в с. Цветополье (Азовский немецкий национальный район Омской области).

Выполнен текущий ремонт 14 центров немецкой культуры и российско-немецких домов.

Образованы 537 рабочих мест, большинство из которых созданы за счет вовлечения российских немцев в строительство жилья и объектов социального и культурного назначения в местах их постоянного проживания.

Реализованы следующие значимые проекты в области массовых коммуникаций, культуры и образования российских немцев:

создание единого информационного пространства российских немцев;

издание 2-го тома энциклопедии "Немцы России";

издание книг по истории российских немцев;

издание 6 региональных газет российских немцев на билингвистической основе;

оказание поддержки в осуществлении деятельности 13 российско-немецких домов, центров немецкой культуры и воскресных школ в регионах Российской Федерации.

Вместе с тем Президентская программа не была профинансирована в предусмотренном размере (фактическое финансирование составило около 6 процентов от запланированного). Несмотря на создание начальных условий для обустройства российских немцев в местах компактного проживания для сохранения и развития их национально-культурной самобытности, цели Президентской программы не были достигнуты. Оставшиеся проблемы социально-экономического и этнокультурного развития российских немцев требуют решения на государственном уровне.

Отсутствие системного подхода к решению проблем российских немцев как репрессированного народа привело к тому, что значительная часть российских немцев выехала на постоянное место жительства в Германию. За период с 1989 по 2004 год количество российских немцев сократилось более чем на 30 процентов и составляет около 600 тыс. человек. Продолжающееся переселение в Германию отрицательно сказывается на состоянии и перспективах развития российских немцев, наносит урон социально-экономическому развитию государства.

В настоящее время в большинстве мест проживания немецкого населения отсутствуют государственные учреждения культуры и образования для российских немцев, сокращается преподавание немецкого языка как родного в общеобразовательных школах, ощущается недостаток квалифицированных педагогических кадров и учебно-методических материалов. Нерешенность социально-экономических и этнокультурных проблем приводит к сохранению эмиграционных настроений в среде российских немцев.

Значительное число российских немцев - переселенцев из стран СНГ проживает во временном жилье (вагончиках, бараках, контейнерах). Построенные поселки недостаточно обустроены инженерной инфраструктурой (очистными сооружениями, водо- и газоснабжением, внутрипоселковыми дорогами). Слабо развита социальная инфраструктура - имеет место недостаток школьных и дошкольных учреждений, культурно-образовательных центров, объектов здравоохранения.

Регионы Российской Федерации, где проживают российские немцы, делятся на 2 группы.

Первая группа включает регионы, где сформированы места компактного проживания российских немцев в Западной Сибири и Поволжье, в том числе 2 немецких национальных района - Азовский немецкий национальный район (с. Азово, Омская область) и Немецкий национальный район в Алтайском крае (с. Гальбштадт), с. Богдашкино (Ульяновская область), ряд населенных пунктов в Саратовской и Самарской областях.

Вторая группа включает регионы Российской Федерации, где российские немцы проживают дисперсно.

Приоритеты регионов, входящих в первую группу, направлены на социально-экономическое обустройство российских немцев.

В регионах Российской Федерации с дисперсным проживанием российских немцев должно обеспечиваться их этнокультурное и образовательное развитие - помощь в становлении национального образования детей дошкольного и школьного возраста, развитие культурной сферы, научно-образовательных центров, целевое обучение кадров, создание единого этнокультурного пространства. Путем создания культурного и научного потенциала, совершенствования работы с детьми и молодежью необходимо осуществлять гармонизацию межнациональных отношений в формировании российской общегражданской идентичности, а также развивать самобытность и традиции российских немцев.