Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.1978 N 4 (ред. от 21.12.1993) "О некоторых вопросах практики применения судами Российской Федерации законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка (ст. ст. 158 и 165 КоАП РСФСР)"
ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июня 1978 г. N 4
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО, ЗЛОСТНОЕ
НЕПОВИНОВЕНИЕ ЗАКОННОМУ РАСПОРЯЖЕНИЮ ИЛИ ТРЕБОВАНИЮ
РАБОТНИКА МИЛИЦИИ ИЛИ НАРОДНОГО ДРУЖИННИКА
ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ИМИ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
(СТ. СТ. 158 и 165 КОАП РСФСР)
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ
от 21 декабря 1993 г. N 11)
Обсудив практику применения законодательства об административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка, Пленум отмечает, что в суды Российской Федерации ежегодно поступает значительное количество материалов о таких правонарушениях, в связи с чем правильное и своевременное их рассмотрение является одной из важных форм деятельности народных судей, направленной на предупреждение преступлений, укрепление законности и охрану прав граждан.
Проведенное изучение показало, что народные судьи Российской Федерации в основном правильно применяют законодательство, предусматривающее административную ответственность за указанные правонарушения.
Вместе с тем при рассмотрении таких дел судьями допускаются серьезные недостатки.
Многие народные судьи еще не придают должного значения этому важному участку своей работы: не предъявляют необходимой требовательности к правильности оформления поступающих из органов внутренних дел материалов об административной ответственности; не всегда проверяют, содержат ли эти материалы необходимые сведения о наличии в действиях лица признаков правонарушения, за которое оно привлекается к административной ответственности (мелкого хулиганства, злостного неповиновения), и данные о его личности, достаточные для рассмотрения дел в суде; в процессе рассмотрения тщательно не исследуют обстоятельства происшествия, порой не отграничивая эти правонарушения от уголовно наказуемого хулиганства (ст. 206 УК РСФСР) и сопротивления работнику милиции или народному дружиннику (ст. 191.1 УК РСФСР) либо преступлений, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР, дела о которых возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего; не во всех необходимых случаях вызывают свидетелей, а по материалам в отношении несовершеннолетних - их родителей или иных законных представителей.
Указанные недостатки иногда приводят к необоснованному привлечению к административной ответственности граждан, не совершивших административного проступка, либо лиц, которые совершили уголовно наказуемые деяния.
Вопрос о назначении правонарушителю той или иной меры административного взыскания не всегда решается с учетом данных о его личности и характере действий; имеют место случаи необоснованного применения ареста; недостаточно используются такие меры, как исправительные работы и штраф. Постановления народных судей по делам об административной ответственности граждан за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника зачастую не отвечают необходимым требованиям: не содержат полных данных об обстоятельствах совершенного правонарушения, оценки исследованных доказательств и обоснований принятого решения. Не изжиты отдельные факты нарушения судьями размеров налагаемых административных взысканий, предусмотренных законодательством за указанные правонарушения.
Слабо используются материалы об административной ответственности в профилактической работе судов.
В целях устранения отмеченных недостатков Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет:
1. Обратить внимание судов на необходимость улучшения качества рассмотрения дел об административной ответственности за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника, поскольку своевременное и правильное их разрешение имеет большое значение для воспитания граждан в духе уважения к закону.
2. Народным судьям тщательно исследовать и устанавливать все обстоятельства происшествия, послужившего основанием для направления материала в суд, не допуская как необоснованного привлечения к административной ответственности за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника граждан, не совершивших указанных правонарушений, так и привлечения к административной ответственности лиц, действия которых по своему характеру и степени общественной опасности должны рассматриваться как уголовно наказуемые.
Проверять, содержатся ли в действиях привлекаемого признаки, характерные для указанных правонарушений, имея в виду, что:
под мелким хулиганством, в соответствии с законом, следует понимать нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, если эти действия по своему характеру не влекут применения мер уголовного наказания;
злостным неповиновением законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка следует считать отказ от исполнения настойчивых, неоднократно повторенных распоряжений или требований работника милиции или народного дружинника либо неповиновение, выраженное в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам, охраняющим общественный порядок.
3. В целях обеспечения всестороннего, полного и объективного рассмотрения дел о мелком хулиганстве, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника значительно повысить требовательность к качеству оформления и срокам представления в суд органами внутренних дел указанных материалов, для чего в каждом случае проверять:
а) содержатся ли в представленном для рассмотрения материале протокол об административном нарушении, объяснения нарушителя, потерпевших или свидетелей и являются ли эти документы достаточными для решения в суде вопроса об административной ответственности лица;
б) правильность данных о личности нарушителя, собранных органами внутренних дел, имея в виду, что сведения о его фамилии, имени, отчестве, дне, месяце и годе рождения, месте жительства, образовании, работе (учебе), семейном положении, размере заработка и привлечении ранее к административной либо уголовной ответственности должны быть этими органами достоверно установлены;
в) было ли разъяснено нарушителю его право на ознакомление с представленным материалом, заявление ходатайств об истребовании новых доказательств или проведении дополнительной проверки обстоятельств проступка, а также вызов свидетелей. При несоответствии представленного материала указанным требованиям народный судья возвращает его для проведения дополнительной проверки, а о нарушении сроков доводит до сведения руководства районных (городских) органов внутренних дел.
4. Особое внимание судьям необходимо обращать на рассмотрение дел о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Как правило, следует вызывать в суд родителей или иных законных представителей подростка, а также представителей с места его учебы или работы.
При установлении фактов ненадлежащего отношения родителей к исполнению своего долга по воспитанию детей либо слабой воспитательной работы с подростком в учебном (производственном) коллективе доводить об этом до сведения общественных организаций по месту работы родителей, учебы или работы несовершеннолетнего для принятия соответствующих мер.
5. Если при рассмотрении материалов о мелком хулиганстве и злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника судья придет к выводу о том, что действия, вмененные нарушителю как административный проступок, по степени общественной опасности являются уголовно наказуемыми, предусмотренными соответственно ст. ст. 206, 191.1 УК РСФСР, он либо выносит постановление о возвращении материала в органы внутренних дел для дополнительной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела, либо сам выносит постановление о возбуждении уголовного дела и направляет материал для производства дознания или предварительного следствия в общем порядке.
В тех случаях, когда при рассмотрении дел об административном правонарушении будет установлено, что лицом совершены и другие противоправные действия, за которые оно может быть привлечено к уголовной ответственности, судья, назначив нарушителю меру административного взыскания, копию этого постановления направляет в органы внутренних дел вместе с сообщением, в котором излагает выявленные факты, требующие проведения дополнительной проверки.
Если в действиях лица, привлеченного к административной ответственности, усматриваются признаки преступлений, предусмотренных ст. 112, ч. 1 ст. 130 и ст. 131 УК РСФСР, уголовные дела о которых возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего, народный судья выносит постановление о прекращении данного производства и разъясняет потерпевшему, при отсутствии такой жалобы, его право обратиться в народный суд в порядке частного обвинения, а при наличии жалобы - своим постановлением возбуждает уголовное дело по соответствующей статье Уголовного кодекса.
6. Обратить особое внимание народных судей на необходимость строго дифференцированного подхода к решению вопроса о назначении правонарушителям мер административного взыскания.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством арест в качестве меры взыскания может применяться за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка лишь в исключительных случаях, когда по обстоятельствам совершения правонарушения и совокупности данных о личности нарушителя применение других мер будет признано недостаточным.
7. Народным судьям надлежит значительно улучшить качество составления постановлений по материалам об административной ответственности за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.
В постановлении должны найти отражение подробные данные о личности нарушителя, время, место и обстоятельства совершенного правонарушения, объяснения нарушителя, а также потерпевшего, свидетелей и других лиц, если они были вызваны в суд, основания, по которым судья пришел к выводу о применении к лицу той или иной меры взыскания.
8. Строго соблюдать установленный порядок рассмотрения дел о мелком хулиганстве и злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.
В соответствии с законом копии постановлений о совершенном правонарушении во всех случаях направлять по месту работы, учебы или жительства правонарушителей.
9. Народным судьям необходимо глубже анализировать причины и условия, способствующие совершению мелкого хулиганства и злостного неповиновения законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника.
Особое внимание обращать на факты совершения правонарушений лицами, злоупотребляющими спиртными напитками.
При установлении недостатков в деятельности должностных лиц, трудовых коллективов, отдельных граждан, способствовавших совершению этих правонарушений, в каждом случае принимать меры к их устранению (представления, информации и т.п.).
Периодически проводить обобщения практики рассмотрения таких материалов.
10. Председателям Верховных судов республик, краевых и областных судов, суда автономной области и судов автономных округов усилить надзор за качеством рассмотрения народными судьями дел об административной ответственности за мелкое хулиганство и злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка. Областным и соответствующим им судам систематически оказывать народным судьям помощь в применении действующего законодательства по этим вопросам.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей