Определение Верховного Суда РФ от 12.02.2008 N КАС07-763 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 15.11.2007 N ГКПИ07-879, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)">
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о признании недействующим Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)"
по кассационной жалобе М. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития РФ Германовой А.Л., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной,
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)" утверждены Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 1), Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (Приложение N 2) и Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (Приложение N 3).
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими названного выше Приказа, т.к. он издан неуполномоченным органом государственной власти, а также пунктов 2 и 10 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Порядок).
В обоснование своего требования указал на то, что оспариваемый в целом Приказ, пункты 2 и 10 Порядка противоречат статьям 20, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности" и нарушают его право на трудоустройство, т.к. обязывают при трудоустройстве до заключения трудового договора проходить обязательное психиатрическое освидетельствование в рамках обязательного предварительного медицинского осмотра.
Решением Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе М. ставит вопрос об отмене судебного решения, указав на то, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. В жалобе ссылается на то, что статья 20 Трудового кодекса РФ определяет работника как лицо, уже заключившее трудовой договор с работодателем. Считает, что до заключения трудового договора не обязан проходить предварительный медицинский осмотр и осмотр психиатра.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Обязанность проходить предварительные и периодические медицинские осмотры установлена частью 3 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
В соответствии с Трудовым кодексом РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний (ст. 212).
Статья 213 Трудового кодекса РФ предусматривает обязанность работника проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 214).
В силу статьи 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 3).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 октября 2003 года N 646 "О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации поручено утвердить порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения и социального развития России издало Приказ от 16 августа 2004 г. N 83 "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)". Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г., регистрационный N 6015, опубликован в "Российской газете" 16 сентября 2004 г., N 202.
Таким образом, вывод суда о том, что оспариваемый нормативный правовой акт издан правомочным федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, обоснован.
Согласно пункту 2 Порядка предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе и соответствуют требованиям части 1 статьи 213 ТК РФ, предусматривающей обязанность проходить такие осмотры.
В соответствии с пунктом 10 Порядка работник для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) представляет направление, выданное работодателем, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, а также паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - решение врачебной психиатрической комиссии. Данный пункт предусматривает обязанность работника представить решение врачебной психиатрической комиссии только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, что не противоречит федеральному законодательству.
Утверждения заявителя о противоречии пунктов 2 и 10 Порядка статье 213 Трудового кодекса Российской Федерации суд обоснованно признал несостоятельными.
Согласно части 5 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, на которую ссылается заявитель, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение этой нормы закона 23 сентября 2002 г. приняло Постановление N 695, которым утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (влиянием вредных и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности.
Правилами установлено, что освидетельствование работника проводится на добровольной основе с учетом норм, установленных Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (п. 2), с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем (п. 3).
Ссылка заявителя на противоречие оспариваемых пунктов статье 20 Трудового кодекса Российской Федерации несостоятельна, поскольку данная норма определяет стороны трудовых отношений, их права и обязанности и не регулирует вопросы прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров.
Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, которым в отношении некоторых видов профессиональной деятельности предусмотрен обязательный предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр.
Вывод суда о том, что обязанность представлять в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, решение врачебной психиатрической комиссии не противоречит приведенным нормам федерального законодательства и не нарушает принцип добровольности, правомерен.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые нормативные положения не противоречат законодательству Российской Федерации, прав и законных интересов заявителя не нарушают, а наоборот направлены на недопущение причинения работнику вреда здоровью при его трудоустройстве на работу с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
С учетом изложенного, законных оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу М. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.П.МЕРКУЛОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей