Решение Верховного Суда РФ от 05.12.2007 N ГКПИ07-1306 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Постановления Правительства РФ от 14.12.2006 N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Н.С. Романенкова,
с участием прокурора Л.Ф. Масаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 внесены изменения в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2005 г. N 346.
Так, согласно абзацу 2 пункта 2 Правил пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов, а при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пенсионному фонду Российской Федерации предложено произвести индексацию с 1 августа 2006 г. пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих из числа лиц, у которых среднемесячный заработок для исчисления указанной пенсии определен из денежного содержания (денежного вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 763 предусмотрено осуществить индексацию пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих, указанную в пункте 2 настоящего Постановления, с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, определенного исходя из размеров месячных должностных окладов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Гражданин Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих".
Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральным законам "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указу Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных служащих" и нарушает его права на пенсионное обеспечение.
В суде Г. поддержал заявленные требования и пояснил, что Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ устанавливает взаимосвязь государственной гражданской службы и государственной службы Российской Федерации. Пункт 4 статьи 6 настоящего Федерального закона говорит о соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу до выхода Федерального закона N 79-ФЗ и после его издания. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 не может действовать с 1 августа 2006 г., поскольку нормативный документ в соответствии с нормами права не может иметь обратной силы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фактически индекс повышения составил 1,37, а не 1,15, как установлено в оспариваемом Постановлении Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (поручение от 30 октября 2007 г. N ДМ-П12-5395).
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Карпова Т.В., Сысойкина Г.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства РФ, соответствует действующему законодательству и не нарушает пенсионные права граждан.
Выслушав объяснения заявителя Г., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Карповой Т.В., Сысойкиной Г.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Правительство Российской Федерации 14 декабря 2006 г. издало Постановление N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих".
Постановление опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 51, 18.12.2006, "Российской газете" N 286, 20.12.2006.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в числе основных государственных гарантий для гражданских служащих предусматривает государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (подпункт 11 пункта 1 статьи 52).
Такой федеральный закон не принят, и пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих осуществляется на основании положений Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", регулирующих порядок установления и индексации пенсии за выслугу лет этой категории граждан.
Согласно абзацу второму статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсии федеральных государственных служащих индексируются при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих с учетом положений, предусмотренных статьями 14 и 21 данного Федерального закона, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему Федеральным законом полномочия, утвердило Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих (Постановление от 31 мая 2005 г. N 346).
Правила определяют порядок индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих при централизованном повышении денежного содержания (денежного вознаграждения) федеральных государственных служащих.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Правил пенсии индексируются при централизованном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов;
при централизованном дифференцированном повышении (установлении) должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов, утверждаемый Правительством Российской Федерации по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
Доводы заявителя о незаконности индексации пенсии при централизованном дифференцированном повышении должностных окладов федеральных государственных служащих - на средневзвешенный индекс повышения должностных окладов - являются несостоятельными.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 введены новые условия оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих: установлены размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы.
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия в социальной сфере, сочло необходимым при определении порядка индексации пенсий за выслугу лет федеральных государственных служащих учесть не только случаи централизованного повышения должностных окладов федеральных государственных служащих - на индекс повышения должностных окладов, но и случаи установления иных условий оплаты труда.
Изменения в Правила индексации пенсий федеральных государственных служащих позволили индексировать пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих не только при централизованном повышении их должностных окладов, когда индекс повышения этих окладов применяется при индексации пенсий за выслугу лет, но и при централизованном дифференцированном повышении должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих. Данные изменения не могут рассматриваться как нарушение пенсионных прав федеральных государственных служащих.
Кроме того, решением Верховного Суда Российской Федерации от 6 августа 2007 г. по делу N ГКПИ07-716 установлено, что правило, предусматривающее утверждение средневзвешенного индекса по представлению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, каких-либо прав и свобод пенсионеров не затрагивает. Правительство Российской Федерации, в состав которого входят федеральные министры, руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ответственных перед ним за выполнение порученных задач (статьи 1, 6, 12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Поэтому для осуществления своих полномочий по установлению порядка индексации пенсий Правительство Российской Федерации вправе было поручить федеральным министерствам, исходя из их функций, представлять для утверждения определенный ими средневзвешенный индекс.
В соответствии с пунктом 2 Постановления пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим из числа лиц, у которых среднемесячный заработок для исчисления пенсии определен из денежного содержания (денежного вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763, индексируются с 1 августа 2006 г.
Доводы заявителя о недопустимости обратной силы правовой нормы являются несостоятельными.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (статья 54).
Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" устанавливает, что постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу (статья 23).
Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий определило дату, с которой следует производить индексацию пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим из числа лиц, у которых среднемесячный заработок для исчисления пенсии определен из денежного содержания (денежного вознаграждения), установленного законодательством Российской Федерации, действовавшим до вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763.
Индексация пенсии не с момента издания оспариваемого нормативного правового акта, а более раннего периода не может рассматриваться как ущемление пенсионных прав федеральных государственных служащих.
Положения пункта 3 Постановления Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 763, предусматривающие осуществление индексации пенсий с применением средневзвешенного индекса повышения должностных окладов федеральных государственных служащих 1,15, были предметом судебного рассмотрения. Верховный Суд Российской Федерации 6 августа 2007 г. оставил без удовлетворения требования граждан Бронниковой А.Н. и Сазанова Г.В. о признании частично недействующим пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих" (гражданское дело N ГКПИ07-716). Решение суда вступило в законную силу 23 октября 2007 года.
Доводы заявителя о незаконности оспариваемого нормативного правового акта требованиям пункта 4 статьи 6 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" являются ошибочными. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов посредством соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения. В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственную гражданскую службу; военную службу; правоохранительную службу (статья 12).
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Г. о признании недействующим Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. N 763 "О некоторых вопросах индексации пенсий федеральных государственных служащих" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей