Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Письмо ГТК РФ от 14.03.1995 N 01-13/3501 (с изм. от 17.07.2002) "Разъяснение о конфискации денежных средств по квитанции формы ТС-22"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 марта 1995 г. N 01-13/3501

РАЗЪЯСНЕНИЕ О КОНФИСКАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

ПО КВИТАНЦИИ ФОРМЫ ТС-22

Список изменяющих документов

(с изм., внесенными Приказом ГТК РФ от 17.07.2002 N 758)

В связи с обращениями таможенных органов в ГТК России о правомерности конфискации денежных средств по квитанции формы ТС-22 разъясняю:

1. Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК России) предусмотрены два различных вида конфискации:

- при наложении взыскания за нарушение таможенных правил;

- при нарушении запрета на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации отдельных товаров или транспортных средств (ст. 20 ТК России).

2. Конфискация таможенными органами денежных средств по квитанции формы ТС-22 является частным случаем применения ст. 20 ТК России.

3. Пунктом 2 Положения о порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, изданного Центральным банком Российской Федерации совместно с Минфином России и ГТК России на основании и в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", предусмотрено, что ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации физическими лицами запрещается, за исключением ввоза в пределах норм, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.

4. Конфискация денежных средств таможенными органами по квитанции формы ТС-22 не противоречит Конституции Российской Федерации, что дополнительно законодательно закреплено в принятом после вступления в силу Конституции Российской Федерации Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК России). Статья 243 (пункт 2) ГК России предусматривает, что конфискация может быть произведена "в административном порядке". Обращаю Ваше внимание на эту формулировку. Если бы имелась в виду только мера воздействия за совершение нарушения таможенных правил или других правонарушений, то законодатель (в силу общепризнанного и не нуждающегося в особом закреплении в каком-либо правовом акте юридического принципа единства законодательной техники и юридической лексики) должен был бы пойти по аналогии с правовой конструкцией пункта 1 статьи 243 ГК России, а именно: изложить соответствующее положение пункта 2 ст. 243 ГК России примерно в следующем виде: "... конфискация может быть произведена по решению административного органа в виде санкции за совершение правонарушения". Поскольку законодатель пошел по иному пути, то единственным правовым объяснением этого может быть то, что пункт 2 ст. 243 ГК России охватывает не только конфискацию как меру воздействия за совершение правонарушения, но и конфискацию в иных случаях, предусмотренных законодательством. В таможенном деле это относится к конфискации в соответствии со ст. 20 ТК России.

5. Согласно п. 1 разъяснения Минюста России от 03.06.93 N 08-09/307 акты Центрального банка Российской Федерации не подлежат направлению на государственную регистрацию.

Правомочия Минюста России на дачу подобных разъяснений предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов".

Этими же Постановлением и разъяснениями установлено, что в случае принятия какого-либо нормативного акта несколькими органами функция прохождения государственной регистрации обеспечивается органом, указанным первым в числе издавших акт, т.е. Банком России в отношении названного Положения.

6. Приказ ГТК России от 27.10.93 N 437 новых норм не устанавливает, а лишь обязывает таможенные органы применять указанное Положение и, следовательно, в регистрации Минюстом России не нуждается, что особо оговорено в разъяснениях Минюста России.

7. Согласно Конституции Российской Федерации единственным органом в Российской Федерации, который может проверять конституционность федеральных законов, в том числе Гражданского кодекса Российской Федерации и Таможенного кодекса Российской Федерации, является Конституционный Суд Российской Федерации. Никакие другие органы, включая суды всех уровней и органы прокуратуры, не наделены таким правом. Указанные суды могут только обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами по этому поводу.

8. Настоящее разъяснение прошу довести до сведения всех сотрудников таможенных органов, могущих быть причастными к решению затронутых вопросов, а также активно использовать в работе с органами прокуратуры и судами.

Первый заместитель Председателя

Государственного таможенного

комитета Российской Федерации

В.Ф.КРУГЛИКОВ