Редакция от 08.08.2024 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)

Редакция от 08.08.2024

(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 10.07.2023 N 294-ФЗ, от 26.02.2024 N 28-ФЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 3 абзацами. См. текст новой редакции

автономное судно - самоходное судно, процессы управления которым в

зависимости от наличия или отсутствия экипажа на борту частично

(полуавтономное судно) или полностью (полностью автономное судно)

осуществляются в автоматическом режиме;

полуавтономное судно - судно с экипажем на борту, способное

осуществлять плавание без непрерывного несения ходовой вахты экипажем;

полностью автономное судно - судно, способное осуществлять плавание

без экипажа на борту судна.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 13 пунктом 6. См. текст новой редакции

6. Автономному судну наряду с названием или номером, предусмотренными

пунктом 1 настоящей статьи, присваивается уникальный идентификатор

автономного судна, позволяющий определить национальную принадлежность

автономного судна и его владельца. Формат уникального идентификатора

автономного судна, порядок его присвоения и требования к его нанесению

на корпус автономного судна устанавливаются федеральным органом

исполнительной власти в области транспорта.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 14 пунктом 9. См. текст новой редакции

9. Предусмотренный подпунктом 8 пункта 1 настоящей статьи судовой

журнал ведется владельцем полностью автономного судна в электронном виде

в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в

области транспорта. Судовой журнал и иные предусмотренные настоящим

Кодексом судовые документы могут не находиться на борту автономного

судна и предъявляются владельцем полностью автономного судна в

электронном виде при осуществлении государственного портового контроля,

предусмотренного статьей 38.1 настоящего Кодекса, а также в иных

случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными

законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

международными договорами Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение наименования статьи 26

старая редакция новая редакция

Статья 26. Состав экипажа судна Статья 26. Состав экипажа

судна. Внешний экипаж автономного

судна

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 1 статьи 26 абзацами. См. текст новой редакции

Полуавтономное судно имеет экипаж полуавтономного судна и внешний

экипаж полуавтономного судна. Полностью автономное судно имеет только

внешний экипаж автономного судна. В состав внешнего экипажа автономного

судна входят внешний капитан автономного судна и специалисты по

управлению автономными судами, удовлетворяющие требованиям настоящего

Кодекса.

Внешний капитан полуавтономного судна организует работу членов

внешнего экипажа полуавтономного судна. Капитан полуавтономного судна в

вопросах управления полуавтономным судном руководствуется рекомендациями

внешнего капитана полуавтономного судна или члена внешнего экипажа

полуавтономного судна, при этом окончательные решения по управлению

полуавтономным судном принимает капитан полуавтономного судна.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 4 статьи 26 абзацем. См. текст новой редакции

Минимальный состав внешнего экипажа автономного судна устанавливается

в соответствии с положением о минимальном составе внешнего экипажа

автономного судна, утвержденным федеральным органом исполнительной

власти в области транспорта.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 5 статьи 26

старая редакция новая редакция

5. Лица, входящие в состав 5. Лица, входящие в состав

экипажа судна, должны быть экипажа судна, должны быть

включены в судовую роль. включены в судовую роль. Для

полностью автономного судна

судовая роль не составляется.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 6 статьи 26

старая редакция новая редакция

6. Экипаж маломерного судна 6. Экипаж маломерного судна

может состоять из одного лица, может состоять из одного лица,

осуществляющего судовождение. осуществляющего судовождение.

Маломерное полностью автономное

судно имеет только внешний экипаж,

который может состоять только из

одного лица, являющегося

специалистом по управлению

автономными судами.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 28 пунктом 7. См. текст новой редакции

7. Договором технического управления судном могут предусматриваться

передача техническому управляющему полномочий по осуществлению от имени

судовладельца прав и исполнению им обязанностей работодателя в трудовых

отношениях с членами экипажа судна (заключение трудовых договоров,

выплата заработной платы и иных полагающихся выплат, обеспечение

безопасных условий труда), исполнение других обязанностей судовладельца

в отношении членов экипажа судна, предусмотренных Трудовым кодексом

Российской Федерации, принятыми в соответствии с ним другими

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации, включая настоящий Кодекс и уставы службы на судах, локальными

нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также

соглашениями, коллективными договорами, трудовыми договорами с членами

экипажа судна.

Перечень передаваемых техническому управляющему судовладельцем прав и

обязанностей работодателя в трудовых отношениях с членами экипажа судна

определяется в договоре технического управления судном, предусмотренном

пунктом 1 статьи 34.2 настоящего Кодекса.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Наименование главы VI - изложено в новой редакции

старая редакция новая редакция

Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА Глава VI. БЕЗОПАСНОСТЬ СУДОХОДСТВА,

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДНА

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца второго пункта 2 статьи 34

старая редакция новая редакция

Судно считается годным к Судно считается годным к

плаванию, если должным образом плаванию, если должным образом

обеспечено укомплектование экипажа обеспечено укомплектование экипажа

судна и оно удовлетворяет судна (за исключением внешнего

требованиям обеспечения экипажа для полностью автономного

безопасности судоходства, судна) и оно удовлетворяет

экологической, санитарной и требованиям обеспечения

пожарной безопасности, безопасности судоходства,

установленным законодательством в экологической, санитарной и

области внутреннего водного пожарной безопасности,

транспорта Российской Федерации. установленным законодательством в

Судно не допускается к плаванию, области внутреннего водного

если состав экипажа судна в день транспорта Российской Федерации.

выхода судна в плавание по Судно (за исключением полностью

численности меньше, чем автономного судна) не допускается

установлено положением о к плаванию, если состав экипажа

минимальном составе экипажей судна в день выхода судна в

судов. плавание по численности меньше,

чем установлено положением о

минимальном составе экипажей

судов. Каждое автономное судно

должно иметь внешний экипаж

автономного судна в соответствии с

требованиями настоящего Кодекса.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьей 34.2. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца четвертого пункта 2 статьи 35

старая редакция новая редакция

Правила освидетельствования Правила освидетельствования

судов в процессе их эксплуатации, судов в процессе их эксплуатации,

правила технического наблюдения за правила технического наблюдения за

постройкой судов, правила постройкой судов, правила

технического наблюдения за технического наблюдения за

изготовлением материалов и изделий изготовлением материалов и изделий

для судов, правила классификации и для судов, правила классификации и

постройки судов, правила постройки судов, правила

классификации и классификации и

освидетельствования плавучих освидетельствования плавучих

объектов утверждаются и издаются объектов, правила классификации

организациями, уполномоченными автономных судов, правила

федеральным органом исполнительной освидетельствования технических

власти в области транспорта на средств, предназначенных для

классификацию и обеспечения управления автономными

освидетельствование судов. Правила судами, утверждаются и издаются

предотвращения загрязнения организациями, уполномоченными

окружающей среды с судов федеральным органом исполнительной

утверждаются и издаются власти в области транспорта на

организациями, уполномоченными классификацию и

федеральным органом исполнительной освидетельствование судов. Правила

власти в области транспорта на предотвращения загрязнения

классификацию и окружающей среды с судов

освидетельствование судов, по утверждаются и издаются

согласованию с федеральным органом организациями, уполномоченными

исполнительной власти в области федеральным органом исполнительной

транспорта и федеральным органом власти в области транспорта на

исполнительной власти, классификацию и

осуществляющим государственное освидетельствование судов, по

управление в области охраны согласованию с федеральным органом

окружающей среды. исполнительной власти в области

транспорта и федеральным органом

исполнительной власти,

осуществляющим государственное

управление в области охраны

окружающей среды.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца первого пункта 2 статьи 41

старая редакция новая редакция

2. Лоцманская проводка судов 2. Лоцманская проводка судов

осуществляется лоцманами, имеющими осуществляется лоцманами, имеющими

выданные в установленном порядке выданные в установленном порядке

лоцманские удостоверения. лоцманские удостоверения.

Прибывший на судно лоцман обязан Прибывший на судно лоцман обязан

предъявить капитану судна предъявить капитану судна или

указанное лоцманское представителю владельца полностью

удостоверение. Капитан судна не автономного судна указанное

вправе брать на судно в качестве лоцманское удостоверение. Капитан

лоцмана лицо, не имеющее судна или внешний капитан

лоцманского удостоверения. полностью автономного судна не

вправе брать на судно в качестве

лоцмана лицо, не имеющее

лоцманского удостоверения.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 5 статьи 41

старая редакция новая редакция

5. Присутствие на судне лоцмана 5. Присутствие на судне лоцмана

не снимает ответственность с не снимает ответственность с

капитана судна за управление капитана судна или внешнего

судном. При наличии достаточных капитана полностью автономного

оснований сомневаться в судна за управление судном. При

правильности рекомендаций лоцмана наличии достаточных оснований

капитан судна вправе в целях сомневаться в правильности

обеспечения безопасности рекомендаций лоцмана капитан судна

судоходства отказаться от услуг или внешний капитан полностью

данного лоцмана. В случае, если автономного судна вправе в целях

лоцманская проводка судна является обеспечения безопасности

обязательной, капитан судна должен судоходства отказаться от услуг

потребовать заменить данного данного лоцмана. В случае, если

лоцмана. лоцманская проводка судна является

обязательной, капитан судна или

внешний капитан полностью

автономного судна должен

потребовать заменить данного

лоцмана.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение главой VI.1. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 67 пунктом 5. См. текст новой редакции

5. Договор перевозки груза, транспортная накладная, дорожная

ведомость, квитанция о приеме груза для перевозки, предусмотренные

настоящей статьей, могут быть сформированы в форме электронных

документов (далее соответственно - электронный договор перевозки груза,

электронная транспортная накладная, электронная дорожная ведомость,

электронная квитанция о приеме груза для перевозки).

Форматы и формы электронного договора перевозки груза, электронной

транспортной накладной, электронной дорожной ведомости, электронной

квитанции о приеме груза для перевозки утверждаются федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за

соблюдением законодательства о налогах и сборах, по согласованию с

федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная

накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о

приеме груза для перевозки подписываются усиленной квалифицированной

электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной

подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в

инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое

взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления

государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в

установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии

организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с

применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки

соответствия средств защиты информации.

Электронный договор перевозки груза, электронная транспортная

накладная, электронная дорожная ведомость, электронная квитанция о

приеме груза для перевозки подлежат направлению в государственную

информационную систему электронных перевозочных документов,

предусмотренную Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ

"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического

транспорта" (далее - государственная информационная система электронных

перевозочных документов).

Порядок обмена электронными договорами перевозки груза, электронными

транспортными накладными, электронными дорожными ведомостями,

электронными квитанциями о приеме груза для перевозки, сведениями,

содержащимися в них, между перевозчиком и отправителем, а также порядок

направления электронных договоров перевозки груза, электронных

транспортных накладных, электронных дорожных ведомостей, электронных

квитанций о приеме груза для перевозки и сведений, содержащихся в них, в

государственную информационную систему электронных перевозочных

документов устанавливается Правительством Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *