Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 7. Показатель состояния внутреннего контроля

Приложение 7

к Указанию Банка России

от 30 апреля 2008 г. N 2005-У

"Об оценке экономического

положения банков"

ПОКАЗАТЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Указаний Банка России от 25.10.2013 N 3085-У,

от 15.12.2014 N 3483-У, от 09.03.2016 N 3976-У)

N п/п

Вопросы

Вес

Балл

1

2

3

4

1

Соответствуют ли внутренние документы банка, регламентирующие правила организации системы внутреннего контроля, требованиям Банка России?

1

2

Осуществляют ли органы управления банка внутренний контроль в соответствии с требованиями и полномочиями, определенными учредительными и внутренними документами банка?

2

3

Осуществляется ли в банке контроль за распределением полномочий при совершении операций (сделок)?

2

4

Осуществляется ли в банке контроль за управлением информационными потоками?

2

5

По всем ли направлениям деятельности (банковским продуктам) приняты внутренние документы (правила, процедуры, положения, распоряжения, решения, приказы, методики, должностные инструкции и иные документы), регламентирующие осуществление внутреннего контроля?

1

6

Позволяет ли организация службы внутреннего аудита и службы внутреннего контроля эффективно осуществлять возложенные на них функции?

3

(п. 6 в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

7

Осуществляет ли совет директоров (наблюдательный совет) банка контроль за деятельностью службы внутреннего аудита?

2

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

8

Функционирует ли в банке структурное подразделение (ответственный сотрудник) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

1

9

Соответствует ли ответственный сотрудник (сотрудники структурного подразделения) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требованиям Банка России?

3

10

Имеются ли в банке правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

2

11

Позволяет ли система внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма уделять повышенное внимание операциям клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска и обеспечить документальное фиксирование информации в соответствии с требованиями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036)?

3

12

Соблюдаются ли правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

3

13

Обеспечивает ли банк в процессе своей деятельности соблюдение требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в том числе определяющих порядок и сроки представления отчетности, а также порядок обязательного резервирования?

3

14

Обеспечивает ли банк своевременное выполнение требований Банка России в части устранения выявленных в его деятельности нарушений и недостатков, а также реализацию рекомендаций Банка России?

3

Примечания к заполнению таблицы.

1. К вопросу 6.

При оценке данного вопроса следует исходить из требований Положения Банка России N 242-П, обращая внимание на следующее:

обеспечивает ли подотчетность службы внутреннего аудита банка и выполняемые ею функции независимость, объективность и беспристрастность данной службы;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

обладают ли служащие службы внутреннего аудита, служащие службы внутреннего контроля и (или) служащие, выполняющие функции службы внутреннего контроля банка, достаточными знаниями о банковской деятельности, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки для выполнения служебных обязанностей;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждаются ли советом директоров (наблюдательным советом) банка планы проверок службы внутреннего аудита;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

выполняются ли планы проверок службы внутреннего аудита и планы деятельности службы внутреннего контроля банка;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществляют ли служба внутреннего аудита и служба внутреннего контроля банка свою деятельность на постоянной основе;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

контролирует ли служба внутреннего аудита банка полноту использования принятой органами управления банка методологии управления банковскими рисками, оценку ее эффективности и соответствия масштабам проводимых операций и принимаемым рискам с учетом операций филиалов банка, оценку достоверности учета и отчетности банка и надежности функционирования системы внутреннего аудита за использованием автоматизированных информационных систем;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

охватывают ли проверки службы внутреннего аудита банка основные направления деятельности банка;

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

рассматриваются ли органами управления рекомендации службы внутреннего аудита банка по устранению выявленных нарушений, ошибок и недостатков и принимаются ли они к исполнению подразделениями банка.

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Кроме того, необходимо учитывать, выявляются ли службой внутреннего аудита банка недостатки и нарушения в деятельности банка, устанавливаемые в ходе проверок, проводимых Банком России.

(в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

При оценке данного вопроса также необходимо учитывать соответствует ли руководитель службы внутреннего аудита и руководитель службы внутреннего контроля квалификационным требованиям, установленным Указанием Банка России N 3223-У, и установленным пунктом 1 части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" требованиям к деловой репутации.

(абзац введен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

В случае если руководитель службы внутреннего аудита и (или) руководитель службы внутреннего контроля не соответствуют указанным требованиям, ответу на вопрос не может быть присвоена оценка лучше, чем 3 балла.

(абзац введен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

При оценке данного вопроса особое внимание следует уделять порядку организации и функционирования службы внутреннего аудита банка.

(абзац введен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

2. К вопросу 7.

При оценке данного вопроса следует учитывать, утверждается ли советом директоров (наблюдательным советом) банка руководитель службы внутреннего аудита, рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) банка отчеты службы внутреннего аудита банка, принимаются ли данные отчеты во внимание при решении вопросов о назначении единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа (об их освобождении от занимаемых должностей).

(п. 2 в ред. Указания Банка России от 15.12.2014 N 3483-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. К вопросу 8.

При оценке данного вопроса необходимо учитывать степень соответствия деятельности подразделения (сотрудника) банка требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, внутренних документов банка. Также следует оценить использование рекомендаций Банка России по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (принимая при этом во внимание специфику деятельности банка (его филиалов) и специфику деятельности его клиентов).

4. К вопросу 10.

При оценке данного вопроса необходимо учитывать не только наличие в банке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и соответствие данных правил на момент проведения оценки требованиям законодательства Российской Федерации (включая требования Положения Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 6 апреля 2012 года N 23744 ("Вестник Банка России" от 18 апреля 2012 года N 20).

В случае если правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не соответствуют указанным требованиям, ответу на вопрос не может быть присвоена оценка лучше, чем 3 балла.

(п. 4 в ред. Указания Банка России от 25.10.2013 N 3085-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. К вопросу 13.

При оценке данного вопроса следует исходить из следующего:

1 балл присваивается в случае, если в течение последних 6 месяцев отсутствуют факты применения Банком России мер, предусмотренных статьями 38 и (или) 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

2 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку однократно применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения меры, предусмотренные частью 1 статьи 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафов и требований об устранении выявленных нарушений, но их применение не связано с принятием банком повышенных рисков, а также наличием фактов нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

3 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и их применение связано с принятием банком повышенных рисков, а также нарушениями законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4 балла присваиваются в случае, если в течение последних 6 месяцев к банку ежемесячно применялись меры, предусмотренные статьей 38 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в виде штрафа и (или) применялись либо действуют на момент оценки экономического положения банка меры, предусмотренные статьей 189.9 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", либо имеются основания для их применения, и предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

(в ред. Указания Банка России от 09.03.2016 N 3976-У)

(см. текст в предыдущей редакции)