<Письмо> ФАС РФ от 29.12.2007 N ИА/26443 "О порядке рассмотрения соглашений"
В связи с поступающими запросами территориальных органов ФАС России и иных лиц, а также в целях единообразного применения норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Федеральная антимонопольная служба сообщает.
В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в любой форме между ними или с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также с любыми организациями в порядке, предусмотренном данным Законом, за исключением:
1) соглашений между финансовыми организациями, имеющими в совокупности долю на товарном рынке менее норматива, установленного Правительством Российской Федерации;
2) соглашений, являющихся договорами о предоставлении финансовых услуг;
3) соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовой организацией в процессе обычной хозяйственной деятельности.
При применении указанных положений Закона о защите конкуренции необходимо руководствоваться следующим.
Обязанность уведомления о заключении финансовой организацией соглашения с физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, установлена только для случаев, когда такое лицо является финансовой организацией в понимании пункта 6 статьи 4 Закона о защите конкуренции.
1. Норматив совокупной доли, превышение которого влечет необходимость уведомления антимонопольного органа о заключении соглашения, установлен пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 334 и пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2007 N 335 в размере 10 процентов на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20 процентов на товарном рынке, где действует указанное соглашение и обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Совокупная доля для целей применения пункта 1 части 9 названной статьи рассчитывается только для финансовых организаций, действующих на одном товарном рынке, то есть при заключении соглашений, например, между страховыми организациями.
О соглашениях, заключенных между финансовыми организациями, действующими на различных товарных рынках, федеральный антимонопольный орган должен быть уведомлен независимо от их доли на товарном рынке (с учетом исключений, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции).
2. Соглашения, указанные в пункте 2 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, представляют собой соглашения о предоставлении финансовой услуги непосредственно контрагенту финансовой организации по данному соглашению либо о предоставлении ей финансовых услуг другой финансовой организацией, а также соглашения, заключенные в реализацию таких договоров (например, договоры залога или поручительства по кредиту, договоры о конфиденциальности).
В частности, к таким договорам относятся:
- договоры кредитных организаций с юридическими лицами о реализации зарплатных проектов, так как подобные договоры имеют признаки договора банковского счета;
- договоры между кредитными организациями о межбанковском кредите, о сделках по синдицированному кредитованию, конверсионных операциях и иных межбанковских операциях;
- договоры доверительного управления денежными средствами и иным имуществом финансовой организации;
- договоры добровольного коллективного страхования жизни и здоровья заемщиков кредитных средств, заключенные кредитной организацией как страхователем;
- договоры, заключаемые в процессе эмиссии ценных бумаг: об оказании услуг по организации размещения эмиссионных ценных бумаг, андеррайдинга, об оказании услуг менеджера размещения и услуг финансового консультанта.
3. Обычной хозяйственной деятельностью, как подтверждает судебная практика (пункт 5 информационного письма Пленума ВАС России от 13.03.2001 N 62), принято считать осуществление сделок, предусмотренных уставом хозяйствующего субъекта, а также направленных на осуществление текущих хозяйственных сделок.
Для финансовой организации такими сделками будут являться сделки о непосредственном предоставлении ею финансовых услуг в соответствии с уставом, о которых не требуется уведомлять антимонопольный орган (пункт 2 части 9 статьи 35), а также сделки по обеспечению хозяйственных нужд данной организации.
Следовательно, под договорами, заключенными в процессе обычной хозяйственной деятельности, для целей пункта 3 части 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции следует понимать договоры по обеспечению хозяйственных нужд финансовой организации.
К таким договорам относятся, в том числе, следующие:
- договоры по размещению рекламы рекламным агентством, по подбору кадров, аренды или субаренды недвижимого имущества, поставки электроэнергии, установки пожарной сигнализации, купли-продажи оргтехники, подряда или договоры об оказании услуг по ремонту техники;
- договоры с разработчиками программных продуктов и информационных систем, консультантами по сопровождению программных продуктов;
- договоры кредитных организаций с коллекторскими агентствами;
- договоры с международными платежными системами, направленные на предоставление банку права эмиссии и обслуживания банковских карт;
- договоры купли-продажи, мены, залога векселя банка; первичная выдача векселя, уступка прав требований;
- для страховщика: агентские договоры со страховым агентом, заключенные им как принципалом.
При этом к обычной хозяйственной деятельности не относятся:
- договоры о сотрудничестве, заключенные банком с органами власти субъектов Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" и аналогичных региональных программ;
- договоры хозяйствующих субъектов об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с финансовой организацией, в том числе соглашения кредитной организации со страховыми, оценочными компаниями, ипотечными брокерами (юридическими лицами), застройщиками, агентствами недвижимости о сотрудничестве в сфере ипотечного кредитования, предметом которого будет являться оказание информационных услуг;
- договоры торговых организаций с финансовыми организациями об информировании потребителей (физических и юридических лиц) об условиях заключения договоров с кредитной организацией;
- договоры финансовых организаций о сотрудничестве с хозяйствующими субъектами в целях развития клиентской базы.
Частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции и Приказом ФАС России от 25.06.2007 N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации" установлен закрытый перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о соглашении.
К уведомлению о соглашении кредитной организации из финансово-экономической отчетности необходимо прилагать следующие документы:
1. форма 0409101 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета кредитной организации", утвержденная Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У "О перечне, форме и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный Банк Российской Федерации" (далее - Указание);
2. форма 0409806 "Бухгалтерский баланс (публикуемая форма)", утвержденная Указанием;
3. форма 0409102 "Отчет о прибылях и убытках кредитной организации", утвержденная Указанием.
К уведомлению о соглашениях страховых организаций из финансово-экономической отчетности прилагается:
1. форма 1-страховщик "Бухгалтерский баланс страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 08.12.2003 N 113н;
2. форма 2-страховщик "Отчет о прибылях и убытках страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 08.12.2003 N 113н;
3. форма 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации", утвержденная Приказом Минфина России от 28.01.2003 N 113н.
К уведомлению о соглашении профессионального участника рынка ценных бумаг (в том числе если кредитная организация заключает соглашение, направленное на осуществление ею деятельности в качестве профессионального участника рынка ценных бумаг) из финансово-экономической отчетности прилагается:
1. форма N 1 "Бухгалтерский баланс", утвержденная Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н;
2. форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках", утвержденная Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н;
3. форма 1100 "Квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг", утвержденная Постановлением ФКЦБ РФ N 33, Минфина России N 109н от 11.12.2001.
Также ФАС России обращает внимание, что 30.11.2007 Минюстом России зарегистрирован Приказ ФАС России от 31.10.2007 N 356 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов" (далее - Регламент).
При рассмотрении уведомлений, подаваемых в соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции, следует руководствоваться административной процедурой, установленной в Регламенте.
с Методическим советом
Федеральной антимонопольной службы
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей