Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2008 N КАС08-170 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 04.02.2008 N ГКПИ07-1416, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007 N 343>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Манохиной Г.В., Анохина В.Д.,
с участием прокурора: Федотовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д. и Д. о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343,
по кассационной жалобе Д. и Д. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Карповой Т.В. и Тяпкиной О.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей решение суда оставить без изменения,
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
Д. и Д. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпунктов "в" пунктов 6 и 9 Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 года N 343 (далее - Правила), ссылаясь на противоречия оспариваемых положений действующему законодательству Российской Федерации. В подтверждение заявленных требований заявители указали, что получающие пенсию лица неправомерно признаются нетрудоспособными, не подлежащими оформлению в качестве лиц, осуществляющих за плату уход за нетрудоспособными гражданами.
Заявитель Д. является неработающим пенсионером органов внутренних дел Российской Федерации, с июля 1983 года получает пенсию в УВД Ульяновской области. Проживающая с ним дочь (Д.) является инвалидом I группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. Однако Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Димитрограде Ульяновской области отказалось оформить заявителя в качестве лица, осуществляющего за плату уход за дочерью, признав на основании оспоренных положений его нетрудоспособным вследствие достижения пенсионного возраста.
Верховный Суд Российской Федерации постановил вышеприведенное решение, об отмене которого и направлении на новое рассмотрение в ином составе судей просят в кассационной жалобе Д. Считают, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, не извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд правильно исходил из того, что оспариваемые положения Правил не противоречат Указу Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455, Правила изданы Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему законодательством полномочий и не нарушают права заявителя.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ) установлены с 1 января 2007 года ежемесячные компенсационные выплаты в размере 500 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (пункт 1).
Пунктом 3 приведенного Указа Правительству Российской Федерации поручено определить источники финансирования предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа компенсационных выплат и порядок их осуществления.
Во исполнение данного поручения Правительство Российской Федерации Постановлением от 4 июня 2007 года N 343 утвердило Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Подпунктом "в" пункта 6 этих Правил предусмотрено, что для назначения компенсационной выплаты предоставляется справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера.
Признавая подпункты "в" пунктов 6 и 9 Правил соответствующими федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что право на получение компенсационных выплат имеют только те лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, которые являются неработающими и трудоспособными, а именно граждане, способные к труду, но оставившие работу ввиду необходимости осуществления ухода за нетрудоспособными лицами и не имеющие вследствие этого какого-либо дохода в виде заработка либо пенсии (пособия). Указом Президента Российской Федерации предусмотрено право на компенсационную выплату лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, а не дополнительная выплата.
В подтверждение этого вывода суд правильно сослался на п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающего, что безработными гражданами (нетрудоспособными, которые не имеют работы или заработка) не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 этого Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.
Суд обоснованно не согласился с доводами заявителей о том, что оспариваемые положения Правил противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации и статье 9 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", поскольку они не регулируют вопросы осуществления ежемесячных компенсационных выплат.
Ссылка в кассационной жалобе на противоречие оспоренных положений Правил Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О государственной социальной помощи", Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральному закону "О занятости населения в Российской Федерации" основана на неправильном толковании норм материального права и не может служить поводом к отмене решения суда.
Довод кассационной жалобы о том, что заявитель необоснованно и в нарушение Конвенции, как Правилами, так и решением суда первой инстанции, был ограничен правом на получение компенсационной выплаты, ошибочен. Как правильно указал суд в решении, признание права на получение компенсационных выплат за гражданами, получающими пенсию (пособие), не согласуется с положениями Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455, которым установлены ежемесячные компенсационные выплаты трудоспособным гражданам, которые, в связи с необходимостью осуществления ухода за нетрудоспособными лицами, не имеют возможности работать.
Учитывая изложенное, не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Д. и Д. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
Г.В.МАНОХИНА
В.Д.АНОХИН
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей