ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 20 июня 2005 г. N 0100/4686-05-32

О РЕАЛИЗАЦИИ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В связи с вступлением в силу с 10 августа 2005 г. положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, сообщаю.

Протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и протокол о временном запрете деятельности вправе составлять должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, перечень которых утвержден Приказом Роспотребнадзора от 01.06.2005 N 421. Эти же должностные лица вправе также требовать объяснения и пояснения у лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях.

Должностные лица Роспотребнадзора и его территориальных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, за совершение которых может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и протоколы о временном запрете деятельности, предусмотренных следующими статьями КоАП Российской Федерации:

- статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;

- статья 6.5. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде;

- статья 6.6. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения;

- статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

- часть 2 статьи 8.6. Порча земель;

- статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства;

- часть 2 статьи 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Административное приостановление деятельности назначается исключительно судьей и только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Российской Федерации, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижения цели административного наказания, согласно перечню статей, указанных выше.

Решение о составлении протокола об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, может быть принято должностным лицом только в случаях действительной угрозы жизни или здоровью людей. Возможность возникновения эпидемии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, а также причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды была реальной и неотвратимой.

В иных случаях могут быть применены другие меры административного наказания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Временный запрет деятельности может применяться только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и если предотвращение указанных обстоятельств другими способами невозможно.

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Временный запрет деятельности применяется только как мера обеспечения по делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток.

Срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности, указанного в протоколе о временном запрете деятельности.

Протоколы об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и временном запрете деятельности, заполняются в порядке, предусмотренном статьями 3.12 и 27.16 КоАП Российской Федерации.

Протоколы об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, и временном запрете деятельности рекомендуется составлять по прилагаемым формам.

В протоколе об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности (далее - протокол), указываются:

а) дата и место его составления;

б) должность, фамилия и инициалы лица, его составившего;

Должность указывается полностью, в случае заполнения протокола работником территориального отдела указывается название территориального отдела;

в) сведения о лице, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении.

Официальное название юридического лица, в отношении которого составляется протокол, и место его нахождения должны быть указаны полностью или сведения о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

г) объекты деятельности, подлежащие административному приостановлению деятельности.

Указываются конкретные филиалы, представительства, структурные подразделения, производственные участки юридического лица, деятельность которых должна быть приостановлена, а также эксплуатируемые агрегаты, объекты, здания или сооружения, эксплуатация которых должна быть прекращена, а также осуществляемые юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, виды деятельности (работы) или оказываемые услуги, подлежащие приостановлению;

д) место и время совершения административного правонарушения.

е) событие и существо административного правонарушения, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

При описании действий или события, выявленных при проверке объекта должностным лицом, составляющим протокол, в протоколе должно быть указано существо, т.е. в чем выразилось административное правонарушение и его конкретные последствия, номер подпункта и пункта или абзаца санитарных правил, наименование, даты принятия и номера нормативного правового акта, нарушение которых были выявлены и требования которых были нарушены. В отдельных случаях, например при составлении протоколов по части 2 статьи 14.4 КоАП Российской Федерации, должны быть указаны части статей иных законодательных или нормативных правовых актов.

В протоколе следует указать, в чем конкретно выразилось нарушение и какие именно опасные для жизни и здоровья людей последствия данные нарушения могли повлечь, возникновение каких инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) данные нарушения могли вызвать, в чем конкретно выразилось причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды или могло выразиться причинение вреда состоянию или качеству окружающей среды в случае совершения административного правонарушения;

ж) статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

Указывается статья или номера статей Особенной части КоАП Российской Федерации, предусматривающая меру наказания в виде административного приостановления деятельности за данное административное правонарушение;

з) объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица;

и) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол составляется уполномоченным должностным лицом немедленно после выявления указанным лицом административного правонарушения, за исключением случаев, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, осуществляющем предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

Дополнительное выяснение обстоятельств дела может быть обусловлено получением дополнительной информации по делу, необходимой для формирования доказательной базы, т.е. фактах (фактических данных), на основании которых можно сделать вывод о виновности лица, совершившего административное правонарушение, включая конкретные виды доказательств, в том числе вещественные доказательства, документы, взятие проб и образцов.

В этом случае протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

При составлении протокола лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их законным представителям, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП Российской Федерации, о чем делается запись в протоколе об административном правонарушении.

Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, или их законным представителям, а также иным участникам производства предоставляется возможность ознакомления с протоколом, а при их отказе подписать в нем делается соответствующая запись. Указанные лица вправе давать объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых составляется протокол об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. При отказе получить копию протокола об административном правонарушении в протоколе делается соответствующая запись.

Территориальным управлением Роспотребнадзора осуществляются регистрация и учет протоколов об административных правонарушениях.

В подтверждение полномочий руководителей организаций, действующих от имени организаций, представляются оригиналы документов либо их надлежащие заверенные копии.

Полномочия других представителей на представление интересов представляемого лица должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, в ином документе.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана ее руководителем или иным лицом, уполномоченным на это ее учредительными документами, и скреплена печатью организации.

От имени лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, доверенность подписывается лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 - 6.6, 8.2, ч. 2 ст. 8.6, 10.8, ч. 2 ст. 14.4 КоАП Российской Федерации, совершенных лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическим лицом, в отношении которых составляется протокол, в соответствии с частью 2 статьи 23.1 КоАП Российской Федерации рассматриваются судами общей юрисдикции.

Протокол направляется судье, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после его составления. Протокол в этот же день должен быть направлен или доставлен в суд.

При возвращении судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела уполномоченному должностному лицу в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанному судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности судья в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия должностного лица Роспотребнадзора, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Материалы, направленные в суд, должны в полной мере подтверждать состав правонарушения, зафиксированный в протоколе.

Протокол о временном запрете деятельности составляется должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП Российской Федерации составлять протокол об административном правонарушении.

16. В протоколе указываются:

а) основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

б) дата и место его составления;

в) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол;

г) сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

д) объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности;

е) время фактического прекращения деятельности;

ж) объяснения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законного представителя юридического лица.

17. При составлении протокола о временном запрете деятельности пункты б, в, г, д, ж заполняются аналогично пунктам а, б, в, г, з по составлению протокола об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности соответственно.

В пункте "а" указывается номер протокола об административном приостановлении деятельности, место и время совершения административного правонарушения, статья КоАП Российской Федерации, предусматривающая ответственность за данное административное правонарушение.

18. Согласно пункту "е" в протоколе о временном запрете деятельности указывается время фактического прекращения деятельности. Следовательно, в протоколе о временном запрете деятельности должны быть четко указаны час, число, месяц и год фактического прекращения деятельности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, его филиалов, представительств, структурных подразделений и производственных участков либо час, число, месяц и год прекращения эксплуатации агрегатов, объектов, здания или сооружения.

19. Протокол о временном запрете деятельности подписывается:

- должностным лицом, составившим протокол;

- лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законным представителем юридического лица.

В случае если лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законный представитель юридического лица не подписали протокол, об этом обязательно делается соответствующая запись в протоколе.

20. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или законному представителю юридического лица, о чем в протоколе также делается соответствующая запись.

Временный запрет деятельности применяется как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье немедленно после их составления.

Руководитель

Федеральной службы по надзору

в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека

Г.Г.ОНИЩЕНКО