Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2008 N КАС08-237 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.02.2008 N ГКПИ07-1453, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6.4 Положения об оплате труда работников здравоохранения РФ, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.10.1999 N 377>
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего: Федина А.И.,
членов коллегии: Кнышева В.П., Манохиной Г.В.,
с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению О. о признании частично недействующим пункта 6.4 Положения об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377,
по кассационной жалобе О. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения и социального развития Нерезенко А.С., возражавшей против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
в целях совершенствования нормативной базы по вопросам оплаты труда работников учреждений здравоохранения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими вопросы оплаты труда работников здравоохранения, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Приказом от 15 октября 1999 года N 377, было утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения в Российской Федерации (далее - Положение).
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 1999 года N 1943, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 46, 15 ноября 1999 года, "Российской газете", N 227, 16 ноября 1999 года.
Положением предусмотрено, что учреждения здравоохранения, находящиеся на бюджетном финансировании, в пределах выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах окладов (ставок), определяемых на основе Единой тарифной сетки.
Пунктом 6.4 Положения установлено, что работникам бюджетных учреждений здравоохранения в пределах выделенных бюджетных ассигнований могут устанавливаться надбавки за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных или срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде.
Надбавки начисляются на оклад (ставку) и предельными размерами не ограничиваются.
Надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года, приказом по учреждению по согласованию с выборным профсоюзным органом на основании представления руководителя структурного подразделения. Надбавки отменяются при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных или срочных работ.
О. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 6.4 Положения в части слов "надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года...".
В подтверждение требования указала, что пункт 6.4 Положения в оспариваемой части противоречит действующему законодательству, поскольку допускает возможность изменения условий трудового договора об оплате труда без предварительного уведомления работника, произвольно, без объяснения причин в нарушение статей 3, 5, 57, 74 Трудового кодекса РФ. Она (О.) является работником здравоохранения учреждения федерального подчинения. К заработной плате ей была установлена надбавка за напряженность, которую она получала на протяжении многих лет. В 2007 году работодатель отказал ей в выплате указанной надбавки, сославшись на то, что данная выплата предусмотрена на срок не более года. Предварительно за 2 месяца она не была извещена об отмене надбавки.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации с заявленным требованием не согласились, полагая, что оспариваемое положение названного нормативного правового акта не противоречит действующему законодательству.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе О. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое заявителем положение пункта 6.4 не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и охраняемые законом интересы О.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, в том числе постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" выплата стимулирующих надбавок производится в пределах ассигнований, выделяемых из федерального бюджета соответствующим министерствам, ведомствам и организациям на оплату труда. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, исходя из положений этого Постановления, предписано разработать в месячный срок соответствующие отраслевые положения.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти (Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1997 года N 695, действовавшее на время издания оспариваемого нормативного правового акта), утвердило Положение, пункт 6.4 которого оспаривается заявителем в части слов "надбавки устанавливаются на определенный срок, но не более одного года".
При таких данных правильным является вывод суда о том, что Положение принято федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий во исполнение предписаний действующего законодательства.
Обоснован вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые О. нормативные правовые положения не противоречат Трудовому кодексу Российской Федерации.
Надбавки, предусмотренные пунктом 6.4 Положения, носят стимулирующий характер, направлены на повышение заинтересованности работников в более эффективном выполнении трудовых обязанностей, проявлении инициативы. Устанавливаются за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, высокие достижения в работе, выполнение особо важных и срочных работ (на срок их проведения), а также напряженность в труде в пределах выделенных бюджетных ассигнований на финансовый год. Отменяются при ухудшении показателей в работе или окончании особо важных и срочных дел.
Установление надбавок на определенный срок, но не более одного года, как правильно указал суд в решении, обусловлено необходимостью ежегодно корректировать систему оплаты труда в зависимости от выделенных ассигнований на финансовый год и соответствует требованиям статей 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Одним из основных элементов системы оплаты труда являются надбавки стимулирующего характера.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (часть третья статьи 135 Трудового кодекса РФ).
Из содержания вышеприведенного законоположения следует, что система оплаты труда работников бюджетных учреждений должна устанавливаться каждый год, в связи с ее зависимостью от бюджетного процесса, и положение пункта 6.4 о предельном сроке установления стимулирующих выплат является законным.
Суд правильно признал несостоятельными доводы заявителя о том, что оспариваемое положение позволяет работодателю произвольно, без объяснения причин, без предварительного уведомления работника изменять условия оплаты труда, предусмотренные трудовым договором, указав, что из содержания пункта 6.4 в оспариваемой части этого не следует.
Ссылка О. на то, что оспариваемое положение противоречит статьям 57 и 74 Трудового кодекса Российской Федерации, ошибочна, поскольку эти правовые нормы не регулируют вопросы, связанные со сроками выплаты надбавок стимулирующего характера.
Решение суда основано на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, и оснований считать такие выводы суда ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу О. - без удовлетворения.
А.И.ФЕДИН
В.П.КНЫШЕВ
Г.В.МАНОХИНА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей