1. Определение надлежащего субъекта административной ответственности по делам о нарушениях таможенных правил
1. Определение надлежащего субъекта административной
ответственности по делам о нарушениях таможенных правил
В своей правоприменительной деятельности уже на начальных стадиях административного процесса по делам о нарушениях таможенных правил таможенные органы сталкиваются с необходимостью использования данных о личности правонарушителя для правильного применения таможенного закона. При этом важное значение имеют положения, содержащиеся в экономической части Таможенного кодекса РФ и приказов ГТК России, которые регулируют целостную систему внешнеэкономических отношений, возникающих в сфере таможенного дела. Решая вопрос о таможенно-правовой квалификации правонарушений, соответствующие таможенные органы обязаны рассмотреть по существу характер тех таможенных правил, нарушение которых произошло в результате невыполнения субъектом внешнеэкономической деятельности требований, предъявляемых законом. Каждое лицо может быть признано субъектом таможенного правоотношения и нести ответственность тогда, когда оно, во-первых, находилось в системе данных отношений, урегулированных и охраняемых таможенно-правовыми нормами и во-вторых, если для него существовала обязанность выполнить определенные функции и предписания, предусмотренные таможенными правилами, регулирующими эти отношения.
Так, например, правовая природа правонарушений, предусматривающих административную ответственность за "Неуведомление при ввозе товаров и транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации" (ст. 250 ТК РФ), "Неуведомление или недостоверное уведомление о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации" (ст. 251 ТК РФ), а также правонарушений, признаки которых предусмотрены ст. ст. 252, 253, 254, 255, 256 ТК РФ, заключена в деянии, связанном с неисполнением соответствующей обязанности, возложенной на перевозчика таможенными правилами по соблюдению предварительных операций, предшествующих основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим, т.е. требований, изложенных в условно обозначенной "экономической" части Таможенного кодекса РФ ст. ст. 139 - 144.
Механизм противоправного нарушения таможенного правоотношения в данных случаях как особенность возникновения административной ответственности заключен в следующем: перевозчик в результате своего действия или бездействия трансформируется из участника правоотношения, регулируемого названными нормами "экономической" части Кодекса, в субъекта правонарушения, ответственность за которое в зависимости от обстоятельств дела, предусмотрена ст. ст. 250 - 254 ТК РФ.
Анализ указанных составов предусматривает административную ответственность прямо указанных в законе лиц, и в определении надлежащего субъекта ответственности у таможенных органов сомнений не возникает. Вместе с тем, в отдельных случаях таможенные правила не конкретизируют участника таможенного правоотношения, что на практике сопряжено с определенными объективными трудностями привлечения ненадлежащего субъекта правонарушения к административной ответственности.
Так, в ст. 266 ТК РФ, предусматривающей административную ответственность за "нарушение режима склада временного хранения", законодатель в качестве объективной стороны предусмотрел правонарушение в форме бездействия, выраженного в непринятии мер по обеспечению выпуска или получения в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, срок нахождения которых на складе временного хранения превысил установленные предельные сроки хранения. Применение данной нормы широко распространено в правоприменительной деятельности таможенных органов. К административной ответственности привлекаются и владельцы складов временного хранения, и перевозчики, и получатели товаров и транспортных средств, а также иные лица, перечисленные в п. 9 ст. 18 ТК России. Столь расширительный круг возможных субъектов административной ответственности обусловлен отсутствием четкости правового урегулирования данного вопроса таможенным законодательством. На наш взгляд, исходя из смысла данной нормы, субъектом указанного правонарушения может являться только лицо, которое непосредственно посягает на определенный порядок, включающий в себя обязательные действия внутри системы таможенных правоотношений, регулирующих принятие мер и их обеспечение в выпуске или получении в распоряжение товаров и транспортных средств.
В главе 23 "Временное хранение" ТК РФ, к сожалению, субъекты - участники таких правоотношений правовыми нормами не определены. При определении лица, подлежащего привлечению к ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 266 ТК РФ, следует исходить в каждом конкретном случае из нормативных актов, регулирующих отношения, складывающиеся на основе обязательств, вытекающих либо из договоров владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары и транспортные средства на склад, либо их технологических схем взаимодействия, в которых должен быть определен субъект, в обязанности которого входило бы обеспечение выпуска товаров или транспортных средств или получение их в распоряжение. Под конкретными мерами, принимаемыми по выпуску груза или получения их в распоряжение в соответствии с таможенным режимом товаров и транспортных средств, согласно таможенному законодательству, понимается: уплата таможенных платежей, декларирование, предъявление разрешений, иных документов, необходимых для таможенных целей и т.д. В случае объективной невозможности установления лица, подлежащего привлечению к ответственности за названные правонарушения, при составлении протокола о нарушении таможенных правил, т.к. это обстоятельство не может являться препятствием к заведению дела о НТП, требуется указать, что такое лицо не установлено.
Особенность административной ответственности во многих случаях за таможенные правонарушения, по нашему мнению, заключена в следующем: родовой объект правонарушений, т.е. таможенные правила, детерминирует признаки как субъекта, так и конкретных таможенных правоотношений, которые определяются посредством и в процессе выполнения субъектом требований, предъявляемых законом к внешнеэкономической деятельности. Механизм противоправного нарушения таможенного правоотношения в этом случае достаточно прост: как только субъект (участник) этих правоотношений совершит действия (бездействия), нарушающие установленные таможенным законодательством обязанности, то с этого момента он становится субъектом правонарушения.
Таким образом, в качестве субъекта таможенного правонарушения может рассматриваться любое лицо (физическое или юридическое), которое подлежит ответственности за предусмотренные таможенным законодательством деяния (действия, бездействия), связанные с нарушением таможенных правил, соблюдение которых входит в его установленные законом или иным нормативным актом обязанность в сфере таможенного дела.
Установление специальных признаков субъекта административной ответственности за таможенное правонарушение, закрепленных в таможенном законодательстве, позволяет рассмотреть практическое значение правильной квалификации отдельных правонарушений как правоприменительную деятельность по установлению тождества административно-правовой нормы конкретным признакам совершенного таможенного правонарушения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей