Решение Верховного Суда РФ от 31.03.2008 N ГКПИ08-526 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим Приказа ФМС РФ N 16, Минфина РФ N 19н от 04.02.2008 "О признании утратившим силу Порядка выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта">
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре Степанищеве А.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б., Б., Б. о признании недействующим Приказа Федеральной миграционной службы и Министерства финансов Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 16/19н "О признании утратившим силу Порядка выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта",
Приказом Федеральной миграционной службы и Министерства финансов Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 16/19н признан утратившим силу Порядок выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта, утвержденный Федеральной миграционной службой России 28 октября 1994 года, Министерством финансов Российской Федерации 12 ноября 1994 года, Временной администрацией Российской Федерации на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики 4 ноября 1994 года, и Российской государственной страховой компанией 31 октября 1994 года.
Граждане Б., Б., Б. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа ФМС России и Минфина России от 4 февраля 2008 г. N 16/19н "О признании утратившим силу Порядка выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта".
Как указывают заявители, оспариваемый нормативный правовой акт является незаконным, поскольку на момент их обращения в суд он не был официально опубликован. Кроме того, не утратил юридическую силу нормативный акт большей юридической силы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. N 1075-р). Оспариваемый Приказ противоречит Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации" и нарушает права граждан на получение компенсации за утерю имущества в связи с ликвидацией последствий осетино-ингушского конфликта.
Заявители Б., Б., Б. извещены о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, их представитель по доверенности Хамхоев М.Х. поддержал в суде заявленные требования и пояснил, что оспариваемый Приказ признает утратившим силу нормативный правовой акт, принятый также Временной администрацией Российской Федерации на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики, Российской государственной страховой компанией.
Представители заинтересованных лиц ФМС России Мешкова Н.О., Минфина России Нечаев М.В., Минюста России Власова Н.Ю. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органов государственной власти и не нарушает прав вынужденных переселенцев, пострадавших в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта.
Выслушав объяснения Хамхоева М.Х., представляющего интересы Б., Б., Б., представителей заинтересованных лиц ФМС России Мешковой Н.О., Минфина России Нечаева М.В., Минюста России Власовой Н.Ю., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).
Приказ ФМС России и Минфина России от 4 февраля 2008 г. N 16/19н прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2008 г., регистрационный номер 11168, официально опубликован в "Российской газете" N 39, 22 февраля 2008 г., "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 8, 25 февраля 2008 г.
Таким образом, требования Указа Президента Российской Федерации 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" соблюдены и доводы заявителей о принятии оспариваемого акта в нарушение требований Указа Президента РФ несостоятельны.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентными органами государственной власти.
Федеральная миграционная служба является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.
В соответствии с Положением о Федеральной миграционной службе, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, ФМС России осуществляет нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности.
Министерство финансов Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации", являясь федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. N 1075-р именно этим органам с участием Временной администрации на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики было поручено разработать и утвердить порядок выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта.
Признание утратившим силу Порядка выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта, не влечет нарушение прав вынужденных переселенцев на получение компенсационных выплат.
Из содержания распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 июля 1994 г. N 1075-р следует, что выплата компенсаций должна осуществляться только в 1994 году. Данный акт является фактически недействующим.
В целях обеспечения жильем граждан Российской Федерации, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г., и реализации пункта 19 Программы совместных действий органов государственной власти Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия по преодолению последствий осетино-ингушского конфликта и оздоровлению ситуации в республиках Правительство Российской Федерации издало 6 марта 1998 г. Постановление N 274. Этим Постановлением утверждено Положение об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г. Оно предусматривает оказание государственной поддержки в жилищном обустройстве за счет средств федерального бюджета гражданам, пострадавшим в результате осетино-ингушского конфликта.
Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Б., Б., Б. о признании недействующим Приказа Федеральной миграционной службы и Министерства финансов Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. N 16/19н "О признании утратившим силу Порядка выплаты денежной компенсации вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате вооруженного осетино-ингушского конфликта" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей