Приложение. Изменения и дополнения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, Выпуск 56, Раздел "Железнодорожный транспорт и метрополитен", утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 декабря 1983 г. N 283/24-82 и применяемый в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. N 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России

Приложение

к Постановлению Министерства

труда и социального развития

Российской Федерации

от 29 июня 1998 г. N 26

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

В ЕДИНЫЙ ТАРИФНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК РАБОТ

И ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ВЫПУСК 56, РАЗДЕЛ "ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ

ТРАНСПОРТ И МЕТРОПОЛИТЕН", УТВЕРЖДЕННЫЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ГОСКОМТРУДА СССР И СЕКРЕТАРИАТА ВЦСПС ОТ 6 ДЕКАБРЯ

1983 Г. N 283/24-82 И ПРИМЕНЯЕМЫЙ В СООТВЕТСТВИИ С

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ МИНТРУДА РОССИИ ОТ 12 МАЯ 1992 Г.

N 15А НА ПРЕДПРИЯТИЯХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ,

РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ

1. Внести изменения и дополнения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Машинист уборочных машин" (§ 29), изложив ее в следующей редакции:

"§ 29. Машинист уборочных машин

Характеристика работ. Управление уборочными машинами различных типов, применяемыми при механизированной уборке станций метрополитена и помещений железнодорожных вокзалов. Техническое обслуживание применяемых машин. Выявление и устранение неисправностей в работе машин. Подготовка моющих смесей и заправка ими машин.

Должен знать: назначение и устройство применяемых машин, правила и инструкции по их эксплуатации; технологию приготовления смесей моющих средств и правила пользования ими; требования санитарии и гигиены по содержанию станций метрополитена и помещений железнодорожных вокзалов; правила и нормы по охране труда.

При управлении уборочными машинами с двигателями мощностью до 1000 ватт - 3-й разряд;

при управлении уборочными машинами с двигателями мощностью свыше 1000 ватт - 4-й разряд."

2. Переименовать профессию "Наладчик путевых машин и механизмов" (§ 38) в профессию "Наладчик железнодорожно-строительных машин и механизмов", изложив ее тарифно-квалификационную характеристику в следующей редакции:

"§ 38. Наладчик железнодорожно-строительных

машин и механизмов

Характеристика работ. Наладка, регулировка, техническое обслуживание и профилактический ремонт электрического, пневматического и гидравлического оборудования обслуживаемых железнодорожно-строительных машин, механизмов, станков инструментов с целью обеспечения их бесперебойной работы с использованием соответствующих контрольно-измерительных приборов.

Должен знать: устройство, электрические и кинематические схемы обслуживаемых машин, механизмов, станков, инструментов; правила наладки, регулировки, технического обслуживания и профилактического ремонта обслуживаемых железнодорожно-строительных машин и механизмов; способы предупреждения и устранения неисправностей; назначение и устройство применяемого контрольно-измерительного инструмента и приборов; необходимые сведения по электротехнике, радиотехнике, электронике, механике, пневматике и гидравлике; правила и нормы по охране труда.

При наладке, регулировке, техническом обслуживании и профилактическом ремонте электрического, пневматического и гидравлического инструмента, станков для обработки рельсов, двигателей внутреннего сгорания - 4-й разряд;

при наладке, регулировке, техническом обслуживании и профилактическом ремонте спецсоставов для транспортировки рельсовых плетей, звенорасшивочных машин, путеизмерительных тележек - 5-й разряд;

при наладке, регулировке и техническом обслуживании узлов, механизмов и систем управления: думпкаров, путевых стругов плужных снегоочистителей, путевых универсальных машин на комбинированном ходу, путеподъемников, путеремонтных летучек, путеукладчиков узкой колеи, рельсоукладчиков, снегоуборочных и уборочных машин с пневматическим и механическим приводом рабочих органов, спецсоставов для транспортировки рельсовых плетей с энергетической установкой, стругов-снегоочистителей, хоппер-дозаторов, механизмов пневмообдувки и электрообогрева - 6-й разряд;

при наладке, регулировке и техническом обслуживании узлов, механизмов, электрических, пневматических и гидравлических систем управления: самоходных путеремонтных летучек, самоходных машин для планировки и распределения балласта, самоходных рельсоочистительных машин, самоходных снегоуборочных машин, самоходных шпалозаменяющих машин; поливочных, рельсошлифовальных и снегоуборочных поездов; котлованокопателей; кусторезов; машин: балластировочных, балластоуплотнительных, выправочно-подбивочно-отделочных с автоматизированной системой управления, выправочно-подбивочно-рихтовочных с автоматизированной системой управления, звеносборочных и звеноразборочных, рихтовочных, шпалоподбивочных, шпалоремонтных, щебнеочистительных, снегоуборочных и уборочных с электрическим приводом рабочих органов, для добивки (дожатия) костылей, для закрепления и смазки клеммных и закладных болтов, для звеньевой укладки, погрузки и транспортировки путевой решетки и стрелочных переводов, для обработки и нарезки кюветов, для обработки рельсов в пути, путевых рельсосварочных; путеукладчиков широкой колеи; спецсоставов для перевозки стрелочных переводов, спецсоставов для механизированной погрузки, выгрузки и перевозки балласта и засорителей; электробалластеров, электробалластеров с рихтовочным агрегатом, моторно-рельсового транспорта; при проверке, корректировке и доводке параметров и характеристик дефектоскопных установок, ультразвуковых и магнитных съемных дефектоскопов, дефектоскопов с микропроцессорными устройствами в соответствии с контрольно-настроечной картой и требованиями технических условий - 7-й разряд;

при наладке, регулировке и техническом обслуживании узлов и механизмов, систем автоматики, электроники и управления самоходных машин, оборудованных лазерными установками, промышленной электроникой и электронной контрольно-измерительной аппаратурой: тягово-энергетических машин; выправочно-подбивочно-отделочных; выправочно-подбивочно-рихтовочных; выправочно-подбивочно-рихтовочных для стрелочных переводов; для выправки, подбивки и шлифовки стыков; для обработки и нарезки кюветов; для стабилизации пути; рельсошлифовальных поездов; щебнеочистительных машин для усиленного ремонта балластной призмы; самоходных машин для закрепления и смазки клеммных и закладных болтов; самоходных машин для планировки и распределения балласта; самоходных путевых рельсосварочных машин; самоходных рихтовочных машин; самоходных снегоуборочных машин; самоходных щебнеочистительных машин для глубокой очистки щебня; электробалластеров с рихтовочным агрегатом - 8-й разряд.

Требуется среднее профессиональное образование с 6 по 8 разряды."

3. Исключить из раздела тарифно-квалификационные характеристики профессии "Наладчик путевых машин и механизмов" 5 - 6 разрядов (§ 39 - 40).

4. Внести изменения и дополнения в тарифно-квалификационную характеристику "Оператор поста централизации" (§ 44), изложив ее в следующей редакции:

"§ 44. Оператор поста централизации

Характеристика работ. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации или пульта местного управления. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.

Должен знать: принцип работы устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, правила их эксплуатации; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции в соответствующих объемах.

При обслуживании постов централизации (пультов местного управления) стрелок и сигналов:

в малодеятельных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта - 2-й разряд;

в напряженных маневровых районах промышленного железнодорожного транспорта и в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта - 3-й разряд;

в малодеятельных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта при участии в приготовлении маршрутов приема, отправления и пропуска поездов - 4-й разряд;

в напряженных маневровых районах магистрального железнодорожного транспорта - 5-й разряд.".

5. Дополнить раздел профессией "Приемщик поездов" (§ 53б), изложив ее тарифно-квалификационную характеристику в следующей редакции:

"§ 53б. Приемщик поездов

Характеристика работ. Прием и осуществление коммерческого осмотра груженых вагонов в пунктах коммерческого осмотра и на подъездных путях железнодорожных станций, не имеющих пунктов коммерческого осмотра, в соответствии с правилами перевозок грузов и техническими условиями погрузки и крепления грузов; выявление коммерческих неисправностей и браков, угрожающих безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. Проверка вагонов путем наружного осмотра и с помощью промышленных телевизионных установок, электронно-габаритных устройств, видеоконтрольной техники, электронных вагонных весов. Уведомление приемосдатчика груза и багажа о выявленных неисправностях, устранение которых требует отцепки вагонов от поездов с последующим перегрузом в другие вагоны или проверки наличия и сохранности груза. Оформление актов о коммерческих неисправностях установленной формы и подготовка оперативных донесений по выявленным коммерческим неисправностям и бракам, угрожающим безопасности движения и сохранности перевозимых грузов; сообщение дежурному по станции о готовности к отправлению. Запись результатов осмотра поезда и вагонов в книгу регистрации коммерческих неисправностей. Руководство и непосредственное участие в работе по установке стоек, обеспечивающих надежное крепление бортов подвижного состава и груза, устранению обрывов растяжек, ликвидации утечки жидких грузов через сливные приборы цистерн и других коммерческих неисправностей. Проверка состояния вагонов и грузов на открытом подвижном составе, исправности пломб и запорно-пломбировочных устройств вагонов и цистерн с подъемом приемщика поездов к верхним загрузочным люкам на неэлектрифицированных путях, наличия в составе поезда вагонов с негабаритными грузами, осмотр которых производится по специальным чертежам и отметкам на подвижном составе. Осуществление контроля и принятие мер по сокращению сроков простоя подвижного состава под отцепочным ремонтом для обеспечения своевременной доставки груза до станции назначения.

Должен знать: правила коммерческого осмотра поездов и вагонов; транспортный устав железных дорог; технические условия погрузки и крепления грузов; правила перевозок грузов; правила перевозок опасных грузов; правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозках по железным дорогам; инструкцию по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов; типовой технологический процесс работы пункта коммерческого осмотра; инструкции по пользованию устройствами: промышленного телевидения, электронно-габаритных ворот, автоматизированных систем пунктов коммерческого осмотра (в соответствующих объемах); устройство грузовой части вагонов различных типов; порядок оформления актов и другой документации о коммерческих браках и неисправностях; правила и нормы по охране труда и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте.

При приеме груженых вагонов на подъездных путях железнодорожных станций, не имеющих пунктов коммерческого осмотра - 3-й разряд;

при приеме груженых вагонов на пунктах коммерческого осмотра железнодорожных станций Ш-11 класса - 4-й разряд;

при приеме груженых вагонов на пунктах коммерческого осмотра железнодорожных станций внеклассных и 1 класса, оборудованных электронными устройствами и средствами технического контроля, - 5-й разряд;

при приеме груженых вагонов на пунктах коммерческого осмотра на междорожных стыковых и передаточных, межгосударственных передаточных и пограничных железнодорожных станциях, оборудованных электронными устройствами и средствами технического контроля, - 6-й разряд."

6. Внести изменения и дополнения в тарифно-квалификационную характеристику профессии "Сигналист" (§ 59), изложив ее в следующей редакции:

"§ 59. Сигналист

3-й разряд

Характеристика работ. Установка и обеспечение сохранности переносных сигналов, петард и сигнальных знаков, ограждающих съемные подвижные единицы и места производства путевых работ. Наблюдение за проходящими поездами и своевременная подача звуковых и видимых сигналов руководителю путевых работ. Снятие сигналов ограждения и петард с разрешения руководителя путевых работ. Закрепление стоящих на путях вагонов и составов тормозными башмаками (тормозными устройствами) в соответствии с нормами, установленными техническо-распорядительным актом станции. Снятие и уборка тормозных башмаков (тормозных устройств), контроль за их исправностью. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод курбелем централизованных стрелок, проверка правильности приготовления маршрута при приеме, отправлении и пропуске поездов в условиях нарушения работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.

Должен знать: переносные, ручные и звуковые сигналы, сигнальные знаки, петарды, порядок их установки и снятия; схемы ограждения сигналами и сигнальными знаками съемных подвижных единиц и мест производства путевых работ; порядок пользования переносной телефонной связью или переносными радиостанциями; правила перевозок грузов; правила и нормы по охране труда; техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции в объеме выполняемых работ; принцип работы тормозных устройств и правила их эксплуатации; устройство тормозных башмаков и правила пользования ими; расположение стрелочных переводов и изолирующих участков; общие сведения об устройстве централизованных стрелок и правила перевода их курбелем.".