Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Экипаж воздушного судна

3.1. Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

Минимальный состав экипажа из числа лиц летного состава указывается в РЛЭ.

3.2. В состав летного экипажа воздушного судна Российской Федерации, которое относится к коммерческой гражданской авиации, могут входить только граждане Российской Федерации. Включение в состав летного экипажа данного воздушного судна иностранного гражданина допускается только на период его подготовки в целях получения допуска к деятельности по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты на воздушном судне определенного типа при условии, что иностранный гражданин не исполняет обязанностей командира воздушного судна Российской Федерации.

3.3. Полет гражданского воздушного судна запрещается, если состав летного экипажа меньше минимально установленного РЛЭ или эквивалентным ему документом.

3.4. Экипаж воздушного судна, управление которым в полете обеспечивается одним пилотом, если предусмотрено РЛЭ или эквивалентным ему документом, состоит из командира воздушного судна.

3.5. Члены экипажа воздушного судна по состоянию здоровья должны соответствовать установленным требованиям.

3.6. Каждый член экипажа обязан обладать знаниями, умениями и навыками, соответствующими его квалификации на таком уровне, чтобы обеспечить безопасное выполнение полета с выполнением требуемых должностных обязанностей.

3.7. При исполнении служебных обязанностей, связанных с выполнением полетов, члены экипажа воздушного судна должны иметь при себе действующие документы:

сертификат (свидетельство) специалиста;

медицинское заключение, являющееся неотъемлемой частью свидетельства (сертификата) члена экипажа;

удостоверение члена экипажа воздушного судна для допуска в контролируемую зону аэропорта (аэродрома);

при международных полетах - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина за пределами Российской Федерации.

Указанные документы члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц.

Предусматривается ношение членами экипажа воздушного судна при исполнении служебных обязанностей установленной эксплуатантом форменной (специальной) одежды.

3.8. Права и обязанности командира и других членов экипажа воздушного судна определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности членов экипажа эксплуатантом вносятся в РПП.

3.9. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 57 Воздушного кодекса.

3.10. Командир воздушного судна имеет право:

принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и, по возможности, в соответствии с установленными правилами полетов;

в целях обеспечения безопасности полета воздушного судна отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения. Командир воздушного судна имеет право применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые своими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиняться распоряжениям командира воздушного судна. По прибытии воздушного судна на ближайший аэродром командир воздушного судна имеет право удалить таких лиц с воздушного судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки преступления, передать их правоохранительным органам;

принимать решения о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки. При отсутствии соответствующих служб авиационной безопасности командир воздушного судна имеет право проводить предполетный досмотр лиц и объектов, указанных в статье 85 Воздушного кодекса;

принимать иные меры по обеспечению безопасного завершения полета воздушного судна.

В случае вынужденной посадки воздушного судна командир воздушного судна руководит действиями лиц, находящихся на борту воздушного судна, до передачи своих полномочий представителям служб поиска и спасания воздушных судов <*>.

--------------------------------

<*> Статья 58 Воздушного кодекса.

3.11. Командир воздушного судна в пределах своей компетенции при выполнении полета обеспечивает:

выполнение положений настоящих Правил;

выполнение требований РЛЭ или эквивалентного ему документа и карт контрольных проверок на всех этапах полета;

уведомление в установленном порядке и в возможно короткие сроки о любом инциденте или происшествии с воздушным судном, которым он управляет;

ведение в установленном порядке бортового журнала воздушного судна.

3.12. Второй пилот:

должен быть подготовлен к обеспечению безопасного завершения полета в случае, если командир воздушного судна по состоянию здоровья или по другим причинам не способен в полете выполнять свои обязанности;

выполняет маневр по уходу на второй круг в соответствии с РЛЭ или эквивалентным ему документом, если к моменту достижения высоты принятия решения командиром воздушного судна не было принято и не сообщено летному экипажу решение о выполнении посадки или об уходе на второй круг.

3.13. Летчики - наблюдатели, бортоператоры, выполняющие специальные работы, а также другие специалисты, включенные в состав экипажа, подчиняются командиру воздушного судна и выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями и технологией выполнения полетов, в том числе и на определенном виде авиационных работ.

3.14. Подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.

Подготовка пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может проводиться инструкторами, получившими соответствующее разрешение уполномоченного органа в области гражданской авиации <*>.

--------------------------------

<*> Статья 54 Воздушного кодекса.

3.15. В состав экипажа воздушного судна могут быть включены стажеры, при этом в состав летного экипажа - не более одного человека.

Стажер может выполнять функциональные обязанности члена экипажа, в должности которого он стажируется, под контролем члена экипажа, непосредственно занимающегося его стажировкой.

Стажер подчиняется командиру воздушного судна и члену экипажа, непосредственно занимающемуся его стажировкой.

Своевременность, полнота и правильность выполнения функциональных обязанностей и принимаемых стажером решений обеспечиваются членом экипажа, непосредственно занимающимся его стажировкой.

По согласованию с командиром воздушного судна стажер, включенный в состав летного экипажа, пользуется правами члена экипажа, в должности которого он стажируется, в той степени (объеме), которую определило ему лицо, занимающееся непосредственно его стажировкой.

3.16. Все члены экипажа в том числе должны:

соблюдать предполетный отдых;

своевременно докладывать командиру воздушного судна обо всех отклонениях и неисправностях в работе авиационной техники и оборудования воздушного судна и давать рекомендации по их устранению;

проявлять заботу о пассажирах, принимать в установленном порядке меры по обеспечению их безопасности, сохранности воздушного судна и находящихся на его борту грузов, специального оборудования и полетной документации.

3.17. Члены летного экипажа вправе требовать от наземного персонала, обслуживающего воздушное судно, пунктуального соблюдения установленных для указанного наземного обслуживания правил, в том числе от специалистов инженерно-авиационной службы - устранения неисправностей, включая приборное и навигационное оборудование воздушного судна.

3.18. Если воздушное судно терпит или потерпело бедствие, командир воздушного судна и другие члены экипажа воздушного судна принимают все возможные меры по сохранению жизни и здоровья людей, находящихся на борту воздушного судна, а также по обеспечению сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.