Определение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N КАС08-449 <Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.07.2008 N ГКПИ08-1264, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании частично недействующими Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 N 111, и Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утв. Приказом МПС РФ от 26.07.2002 N 30, а также Указания МПС РФ от 26.05.1995 N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 сентября 2008 г. N КАС08-449

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Манохиной Г.В.,

членов коллегии: Пирожкова В.Н., Пелевина Н.П.,

с участием прокурора: Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. о признании недействующими: пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 111; частично пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30; Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира",

по кассационной жалобе П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации Лихачева С.С., Тонких С.Р., Злобина А.А., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 111 утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - Правила оказания услуг). Нормативный правовой акт опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации" N 10, 7 марта 2005 года, "Российской газете" N 54, 18 марта 2005 года.

Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30 утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила перевозок пассажиров) (в ред. Приказа Минтранса РФ от 28 марта 2007 года N 35). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 года, р/н 3675, и опубликован в "Российской газете" N 154-155, 22 августа 2002 года, "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 40, 7 октября 2002 года.

Указание Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 года N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира" (далее - Указания) введено в действие с 1 июля 1995 года, зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 июня 1995 года, регистрационный номер 874, опубликовано в издании "Российские вести" N 114, 22 июня 1995 года.

П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 19 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 111; частично пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 года N 30; Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира".

В подтверждение требований указал, что оспариваемые им положения предусматривают обязательное предъявление документов, удостоверяющих личность, и при оформлении железнодорожных билетов указание в этих билетах фамилии и данных документа, удостоверяющего личность, предусматривает неблагоприятные последствия для пассажиров, имеющих билеты, оформленные не на свое имя либо без указания фамилии. Эти нормативные положения противоречат ч. 6 ст. 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и нарушают права П., гарантированные Конституцией Российской Федерации, ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 2 Протокола N 4 к названной Конвенции, представляют незаконное и неоправданное вмешательство в частную жизнь, ограничивают свободу передвижения.

Верховный Суд Российской Федерации постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе П., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства дела, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и законодательству.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене решения Верховного Суда Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Суд, проанализировав содержание оспариваемых заявителем нормативных положений, сопоставив их с требованиями действующего законодательства, пришел к правильному выводу о том, что они не противоречат закону, изданы в пределах полномочий органов государственной власти в сфере регулирования гражданских отношений, возникающих при оказании услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, и не нарушают прав заявителя.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании настоящего Устава с участием федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на транспорте, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций в пределах своей компетенции разрабатывает и в установленном порядке утверждает правила перевозок грузов железнодорожным транспортом и правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.

Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, осуществляя предусмотренные законом полномочия по изданию правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, утвердило Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно пункту 19 Правил оказания услуг оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того, - на основании документов, подтверждающих указанное право.

При оформлении проездного документа (билета) на поезд дальнего следования указание в нем фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является обязательным.

Пассажир при получении проездного документа (билета) должен проверить правильность указанных в нем фамилии, номера документа, удостоверяющего личность, реквизитов поездки (дата отправления, номер поезда, железнодорожные станции отправления и назначения) и другой информации.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правильно исходил из того, что требование об обязательном указании в проездном документе (билете) на поезд дальнего следования фамилии пассажира и номера документа, удостоверяющего личность, является общим условием заключения договора железнодорожной перевозки в дальнем следовании. Предусмотренное пунктом 19 Правил оказания услуг оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира, соответствует действующему законодательству и не может рассматриваться как вмешательство в частную жизнь граждан, ограничение свобод передвижения.

Статьями 786 Гражданского кодекса Российской Федерации и 82 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что сторонами в договоре перевозки пассажира железнодорожным транспортом являются перевозчик и пассажир. Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами).

Согласно статье 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности создается единая государственная информационная система, состоящая, в том числе, из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании. При оформлении проездных документов (билетов) в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат передаче следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет), пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования, дата поездки.

Таким образом, включение в билет данных о фамилии, имени, отчества, а также вида и номера документа, удостоверяющего личность, на основании которого был приобретен проездной документ (билет), прямо предусмотрено Федеральным законом "О транспортной безопасности". Ссылка в кассационной жалобе на то, что ни статья 786 Гражданского кодекса РФ, ни Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" прямо не предусматривают в качестве обязательного условия договора перевозки пассажира указание фамилии, имени, отчества и других персональных данных пассажира, не может служить поводом к отмене решения.

Правильным является вывод суда о том, что оспариваемые заявителем положения пунктов 11, 12, 51, 201 Правил перевозок пассажиров, багажа на федеральном железнодорожным транспорте, утвержденные Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом от 8 января 1998 года N 2-ФЗ "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации", основаны на нормах действующего законодательства и не нарушают права граждан.

Пунктом 11 Правил перевозок пассажиров предусмотрено, что оформление проездного документа (билета) производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении), а для оформления льготного или бесплатного проездного документа (билета) - и документов, дающих право на льготы.

Как правильно указал суд в решении, положения пункта 11 Правил перевозок пассажиров носят отсылочный характер, соответствуют положениям пункта 19 Правил оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 года N 111, содержащих аналогичные положения, и не противоречат федеральному закону.

В соответствии с пунктом 12 Правил перевозок пассажиров при оформлении проездных документов (билетов) через систему "Экспресс" сведения печатаются билетопечатающим устройством, подключенным к терминалу этой системы. При оформлении льготного и бесплатного проезда через систему "Экспресс" сведения о доплате за повышение категории проезда печатаются на том же бланке проездного документа (билета).

Подчистки на проездных документах (билетах) не допускаются. В проездных документах (билетах), оформляемых через систему "Экспресс", билетному кассиру на промежуточных станциях разрешается вручную исправлять только номер поезда в случае, если он изменяется по ходу следования. Разъездному билетному кассиру разрешается в проездной документ (билет), оформленный через систему "Экспресс", вносить фамилию пассажира и номер документа, удостоверяющего его личность.

Через систему "Экспресс" на одном бланке проездного документа (билета) может быть оформлен проезд на несколько человек.

Отказывая в удовлетворении заявления в части признания недействующим пункта 12 Правил перевозок пассажиров, суд пришел к обоснованному выводу о том, что положения этого пункта, регулирующего оформление проездных документов (билетов) через систему "Экспресс" и деятельность работников по оформлению проездных документов (билет), не противоречат действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов граждан.

Пунктом 51 Правил перевозок пассажиров предусмотрено, что при несоответствии фамилии пассажира или номера документа, удостоверяющего его личность, фамилии или номеру, указанным в предъявленном проездном документе (билете), при отсутствии или изменении (исправлении) фамилии или номера документа, удостоверяющего личность, в проездном документе (билете), оформленном на станциях, входящих в единую сеть железных дорог Российской Федерации, пассажир к посадке в поезд не допускается. Такому лицу на проездном документе (билете) начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда делает отметку "Отказано в перевозке на основании пункта 14 Правил оказания услуг". При этом стоимость проезда и перевозки багажа не возвращается. Возврат денег как за несостоявшуюся поездку в порядке, предусмотренном в пункте 52 данных Правил, производится только по проездным документам (билетам), в которых не записана фамилия.

Суд, признавая пункт 51 Правил перевозок пассажиров законным, правильно исходил из того, что положения пункта 51 этих Правил регламентируют порядок контроля со стороны перевозчика наличия у пассажира проездного документа (билета) при посадке в поезде, соответствует вышеприведенным нормам Федерального закона, и не нарушают прав граждан.

В соответствии с пунктом 201 Правил пассажир, обнаруженный при проверке в поезде без проездного документа (билета) или предъявивший проездной документ (билет), срок действия которого истек или в котором указаны фамилия, номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии пассажира, номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность пассажира, или предъявивший бесплатный или льготный проездной документ (билет) без соответствующих документов, подтверждающих право на пользование таким проездным документом (билетом), а также пассажир, обнаруженный в поезде дальнего и местного следования с билетом на поезд пригородного сообщения (за исключением случаев, установленных железной дорогой), считается безбилетным и должен уплатить штраф в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Одновременно с уплатой штрафа с безбилетного пассажира, проезжающего в поездах дальнего и местного следования и пригородных поездах, контролирующими лицами взимается стоимость проезда от станции посадки пассажира до станции назначения или пересадки. Если пассажир заявляет о желании покинуть поезд, он, кроме штрафа, оплачивает стоимость проезда до станции, на которой он покинет поезд. В случае отказа пассажира оплатить штраф и стоимость проезда принимаются меры к его удалению из поезда.

При отсутствии фамилии в проездном документе (билете) он изымается у пассажира. При этом составляется акт за подписью контролера-ревизора поездов или начальника (механика-бригадира) пассажирского поезда в двух экземплярах. В акте указывается фамилия пассажира, номер проездного документа (билета), поезда, вагона, места, станции отправления и назначения, а при оформлении проездного документа (билета) через автоматизированную систему "Экспресс" также номер пункта продажи. Акт должен иметь штамп организации формирования поезда. Первый экземпляр акта выдается пассажиру, а второй экземпляр акта вместе с таким проездным документом (билетом) направляется в пассажирскую службу железной дороги, оформившей проездной документ (билет), для проведения служебного расследования, а пассажир следует до станции назначения с актом, который заменяет ему проездной документ (билет).

Как правильно указал суд в решении, положения пункта 201 Правил перевозок пассажиров, определяющие условия, когда пассажир считается безбилетным, предназначены для предупреждения и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации при следовании на железной дороге и основаны на нормах действующего законодательства, и не нарушают законных прав заявителя.

Не было у суда оснований для удовлетворения требований заявителя и в части признания недействующим Указания Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 1995 года N К-419у "О порядке оформления проездных документов с указанием фамилии пассажира", которыми установлено, что оформление проезда в поездах дальнего и местного сообщений производится на основании документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорт, военный билет, служебное удостоверение с фотографией и печатью и т.п.), а детей в возрасте до 16 лет - свидетельства о рождении.

При посадке в поезд пассажир предъявляет проводнику вагона проездной документ и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии фамилии в предъявляемых документах, отсутствии или изменении (исправлении) фамилии в проездном документе пассажир в поезд не допускается.

При обнаружении в поезде пассажира с проездным документом, в котором фамилия не соответствует документу, удостоверяющему его личность, или изменена (исправлена), такой пассажир считается безбилетным. При отсутствии фамилии в проездном документе у пассажира билет изымается.

Оспариваемые положения этого Указания новых норм не устанавливают, изданы в развитие положений Правил оказания услуг и Правил перевозки пассажиров, детализируют их применение к оформлению документов и не нарушают прав заявителя.

Доводы кассационной жалобы о том, что в нарушение положений Конституции Российской Федерации ограничены права заявителя и неопределенного круга лиц оспариваемыми нормативными правовыми актами, а Федеральный закон "О транспортной безопасности" на момент издания этих нормативных правовых актов отсутствовал, не опровергают выводов суда о законности оспариваемых заявителем положений нормативных правовых актов.

Суд в порядке абстрактного нормоконтроля проверяет соответствие оспоренного нормативного правового акта (полностью или в части) федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, действующим на время рассмотрения и разрешения гражданского дела в суде.

Утверждения в кассационной жалобе о противоречии статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" Конституции Российской Федерации, в связи с чем суд первой инстанции не вправе был применять данную норму и должен был обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности этого Закона, основаны на ошибочном толковании норм закона и не могут служить поводом к отмене судебного решения.

Ссылка в кассационной жалобе на законодательство ряда государств - участников Европейской Конвенции, не свидетельствует о незаконности судебного решения. Отсутствие в законодательстве других государств норм, аналогичных оспоренным нормативным положениям, основанием для отмены решения суда не является. По делам о признании недействующими нормативных правовых актов суд проверяет их соответствие законодательству Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы о ненадлежащем и несвоевременном извещении и рассмотрении дела в отсутствие заявителя и его представителя о времени и месте судебного заседания по настоящему делу судом первой инстанции, в связи с чем заявитель не имел достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд, противоречит материалам дела и не может служить основанием к отмене решения суда.

Из материалов дела усматривается, что судом принимались необходимые меры к надлежащему извещению П. и его представителя о времени и месте судебного заседания, назначенного на 18 июня 2008 года в 10 часов. В судебное заседание 18 июня 2008 года в 10 часов П. не явился, представив письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с тем, что им не получены возражения Правительства РФ и Минтранспорта РФ на его заявление. Данное ходатайство было удовлетворено. Судебное разбирательство отложено на 1 июля 2008 года в 10 часов, о чем заявитель и его представитель своевременно извещены, по указанным заявителем адресам. Однако П. и его представитель в судебное заседание 1 июля 2008 года не явились, П. вновь направил письменное ходатайство об отложении дела в связи с несвоевременным извещением и получением возражений. Суд, учитывая неуважительность неявки заявителя в судебное заседание, обоснованно рассмотрел дело в его отсутствие.

Утверждения в кассационной жалобе о том, что суд неправильно применил и истолковал нормы материального права, являются ошибочными. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, регулирующего правоотношения оказания услуг по перевозкам пассажиров на железнодорожном транспорте, правильно истолковал смысл оспоренных положений нормативных правовых актов, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые положения не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.

С учетом изложенного не имеется оснований к отмене решения суда, основанного на правильном применении и толковании норм материального права. В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемого нормативного положения, оснований считать такие выводы ошибочными не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.МАНОХИНА

Члены коллегии

Н.П.ПЕЛЕВИН

В.Н.ПИРОЖКОВ