17.2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ

17.2.1. Эксплуатационные испытания (ЭИ) АТ проводят авиапредприятия и научно-исследовательские организации ГА по утвержденным ГОУВТ программам с участием ОКБ, заводов-изготовителей и авиапредприятий под руководством назначаемой ГОУВТ комиссии.

Перевозка пассажиров на ВС, проходящих эксплуатационные испытания, не допускается.

Обслуживание ВС при эксплуатационных испытаниях и исследовательских полетах, в период подконтрольной эксплуатации выполняют в соответствии с РО и изменениями к нему, предусмотренными программой испытаний или исследований, утвержденной в установленном порядке.

17.2.2. Цель эксплуатационных испытаний (в части, относящейся к ТОиР и его обеспечению):

- определить фактическое состояние надежности АТ (динамику исправности, обобщающие показатели надежности);

- оценить пригодность и достаточность ЭД, эксплуатационную технологичность и контролепригодность систем ВС;

- выявить существенные для эксплуатанта особенности ТЭ и производства ТОиР авиационной техники;

- определить рациональные форму организации работ ТО и специализацию исполнителей;

- определить потребность в трудовых и иных ресурсах по каждому виду работ ТО и в комплексе;

- установить пригодность, эффективность и достаточность новых, а также ранее применявшихся СНО, средств контроля состояния АТ, инструмента, групповых комплектов запасных частей и принадлежностей, новые особенности использования имеющихся наземных сооружений и т.д.

17.2.3. В типовом случае авиапредприятия, на базе которых проводятся эксплуатационные испытания, включая авиапредприятия, в аэропорты которых будут выполняться полеты (регулярные или эпизодические) испытываемых ВС, обеспечивают:

- разработку собственного плана работ по участию в испытаниях, в соответствии с программой испытаний;

- заблаговременное переучивание ИТП и летного состава на испытываемую АТ;

- приобретение оборудования и авиатехимущества, необходимого для проведения испытаний;

- подготовку производственных мест для ТО новой АТ;

- своевременное выполнение программы испытаний.

17.2.4. Участники испытаний выполняют все предусмотренные программой и методическими указаниями к ней работы и ведут соответствующую регистрационную документацию.

17.2.5. По итогам эксплуатационных испытаний комиссия составляет акт, в котором дает оценку испытываемой техники по вопросам, включенным в программу испытаний, и заключение о возможности (пригодности АТ) ее эксплуатации, формулирует состав необходимых доработок и рекомендаций, включая СНО, инструмент, ЭД, средства контроля состояния АТ, проверявшиеся при испытаниях.

В акте комиссии должно быть заключение о завершении ЭИ или о необходимости дополнительных его этапов. Наличие оснований для издания приказа о разрешении эксплуатации ВС нового типа определяет ГОУВТ, который и осуществляет издание соответствующего документа.

17.2.6. Средства контроля состояния АТ, стационарное технологическое оборудование, СНО специального применения и другие технические средства, предназначенные для обеспечения ТЭ новой АТ, поступившие после завершения ее испытаний, также должны быть подвергнуты эксплуатационным испытаниям до начала их регулярного использования в авиапредприятиях. Такие испытания проводятся под методическим руководством научно-исследовательских организаций эксплуатанта по утвержденным ГОУВТ программам.