12.2. УЧЕТ НАРАБОТКИ, ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСОВ

12.2.1. При эксплуатации АТ используют следующие определения ее ресурсов (сроков службы):

а) гарантийный ресурс - наработка изделия в часах, посадках, циклах или в других единицах измерения (гарантийный срок службы - календарный период эксплуатации в годах, месяцах), до завершения которой (в течение срока службы) завод-изготовитель гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при условии соблюдения эксплуатирующей организацией правил эксплуатации в соответствии с согласованными РЭ и регламентами ТОиР, в том числе правил хранения и транспортирования;

б) межремонтный ресурс (срок службы) - наработка изделия (календарный период эксплуатации) между двумя последовательными ремонтами, до завершения которой (в течение срока службы) ремонтное предприятие гарантирует и обеспечивает выполнение определенных требований к изделию при соблюдении правил, установленных эксплуатационной документацией;

в) назначенный ресурс - суммарная наработка изделия, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия;

г) общий срок службы - суммарный календарный период эксплуатации изделия до определенного состояния, при котором дальнейший ремонт изделия технически невозможен или экономически нецелесообразен.

12.2.2. Комплектующие изделия АТ, ресурс которых не определен, эксплуатируют в пределах ресурса (срока службы) того типа ВС (двигателя), на котором они установлены.

12.2.3. Ресурсы и сроки службы АТ устанавливаются организациями, ответственными за разработку и изготовление авиационной техники, и ГОУВТ - на основании результатов соответствующих работ, а также опыта эксплуатации АТ конкретного типа в порядке, определяемом совместным решением сторон.

12.2.4. В расход ресурса засчитывается:

- для самолетов - наработка (налет, посадки);

- для вертолетов - наработка в полете и одна пятая часть от работы их несущих винтов и трансмиссий на земле;

- для двигателей, их изделий и воздушных винтов самолетов и вертолетов наработка в полете и одна пятая часть от их работы на земле;

- для отдельных изделий, работающих периодически, - их наработка (срок службы) в полете и на земле.

12.2.5. Учет наработки АТ с ограниченным ресурсом является обязательным элементом ее ТЭ и осуществляется авиапредприятием на основе данных первичной регистрации расхода ресурса при работе АТ и параметров ее функционирования. Указанный учет ведут в карточках учета ресурса и формулярах изделий, а при использовании компьютерных технологий учета - на машинных носителях информации. Организация работ по учету расхода ресурса АТ, включая распределение функций учета между подразделениями и работниками ИАС, ведение соответствующих разделов формуляров изделий для различных вариантов учета в условиях базового и временного аэродрома определяется авиапредприятием.

12.2.6. Авиапредприятиям разрешается продлевать межремонтный ресурс (срок службы) самолетов, вертолетов, авиадвигателей и комплектующих изделий АТ в порядке и пределах, устанавливаемых ГОУВТ. Продление авиапредприятием назначенного ресурса и общего срока службы АТ без согласования с ГОУВТ и Разработчиком АТ запрещается.

12.2.7. При перестановке изделия АТ для продолжения эксплуатации на другом типе ВС (авиадвигателя) остаток ресурса изделия исчисляют в процентах и переводят в наработку (срок службы) применительно к ресурсу этого изделия на другом типе ВС (авиадвигателя), в комплектацию которого оно включено.