МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 ноября 1997 г. N 336

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 11 июля 1988 г. N 735-р и Приказом Минздрава РСФСР от 18 июля 1988 г. N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" в Российской Федерации, из запланированных 76 было создано 32 диагностических центра. Кроме того, за счет средств местных бюджетов дополнительно организованы еще 12 центров и 11 детских консультативно-диагностических центров.

Из числа действующих диагностических центров 17 организованы по группе А, остальные - по группе Б. В ряде территорий под эти учреждения подготовлены помещения (г. г. Томск, Магадан, Оренбург, Иваново и др.).

Диагностические центры являются принципиально новой формой организации медицинской помощи населению. Работа этих учреждений уже в первые годы доказала правильность принятого решения по их организации в структуре первичного звена здравоохранения. Создание их позволило организовать рекомендованную ВОЗ 3-уровневую систему диагностики, значительно повысить методический уровень диагностического процесса и его качество в регионах и стране в целом, обеспечить население доступной диагностической помощью, особенно на догоспитальном этапе. Здесь наиболее экономично и эффективно используется сложное и уникальное оборудование, широко применяются современные средства и методы диагностики, организационные и медицинские технологии.

В диагностических центрах выполняется от 40 до 100% компьютерных томографических и сонографических, четверть нейрофизиологических исследований из общего числа диагностических тестов, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях территорий. Высокий уровень квалификации медицинского персонала и рациональная организация работы позволяют обеспечивать работу структурных подразделений центров в интенсивном режиме. При этом средняя нагрузка на оборудование и специалистов в 1,5 - 2,5 раза превышает аналогичные показатели в общей лечебной сети.

В ряде регионов России на базе диагностических центров созданы специализированные медицинские центры: аллергологические, глаукомные, диабетологические, сурдологические, пренатальной диагностики и др. (Тула, Омск, Воронеж, Краснодар, Ставрополь и др.).

Наряду с развитием традиционных диагностических технологий в центрах активно внедряются и такие перспективные направления как медицинская генетика (Санкт-Петербург, Ростов, Брянск, Нижний Новгород и др.), амбулаторная хирургия, литотрипсия и термотерапия (Барнаул, Владивосток, Омск) и другие.

Диагностические центры принимают участие в реализации Федеральных и региональных целевых программ: "Сахарный диабет", "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и др.

С целью приближения диагностической помощи к медицинским учреждениям первичного звена, в диагностических центрах созданы межрайонные филиалы и организованы выездные бригады. Учреждения ведут большую работу по оказанию медицинской помощи детям и сельским жителям. Объем исследований для детских лечебных учреждений достигает 20 - 25%. Высока роль диагностических центров в проведении последипломной подготовки врачей: на их базах созданы кафедры диагностики факультетов последипломного образования (Ставрополь, Воронеж, Тула и др.).

В субъектах Российской Федерации, имеющих диагностические центры, постоянно повышаются качество и своевременность диагностики, снижается доля выявленных заболеваний в запущенных стадиях, улучшаются результаты лечения.

Рациональная организация деятельности, привлечение для работы опытных специалистов из других лечебно-профилактических и научно-исследовательских учреждений, высокая пропускная способность и широкий спектр выполняемых исследований обеспечили диагностическим центрам ведущее положение среди амбулаторно-поликлинических учреждений в регионах.

Вместе с тем с изменением экономической ситуации в стране программа организации и оснащения диагностических центров за счет централизованных средств с 1992 года приостановлена. Ряд учреждений, неукомплектованных необходимым оборудованием согласно табеля оснащения, получили узкопрофильную направленность деятельности (г. г. Брянск, Ярославль и др.). В отдельных территориях функции диагностических центров были возложены на консультативно-диагностические поликлиники республиканских (областных) больниц (Республика Калмыкия, Тверская область и др.).

В связи с отсутствием должного финансирования на местах, ранее созданные центры во многом исчерпали свой ресурс, эксплуатируемое в них оборудование морально и физически устарело. В последние 2 года реальные затраты на приобретение запасных частей в большинстве учреждений составляли не более 10% от необходимого. Это приводит к простаиванию дорогостоящих диагностических аппаратов (рентгеновских томографов, УЗИ-сканеров и т.п.), нарушению технологии диагностического процесса. Устаревшая нормативная база, отсутствие рекомендаций по оптимизации структуры, технического оснащения и штатных нормативов, номенклатуры исследований в диагностических центрах различной мощности создают значительные трудности в развитии центров.

В целях упорядочения организации работы диагностических центров, повышения эффективности их работы, рационального использования дорогостоящего медицинского оборудования и высококвалифицированного персонала, а также совершенствования консультативно-диагностической помощи населению приказываю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Организовать работу подведомственных диагностических центров в соответствии с Положением о республиканском (краевом, областном, городском, окружном) диагностическом центре и положениями о его структурных подразделениях (Приложения 1 - 6).

1.2. Принять неотложные меры по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы диагностических центров и укомплектованию их квалифицированными медицинскими кадрами (Приложения 7 - 9).

1.3. Запретить использование в диагностических центрах программных продуктов медицинского назначения, не имеющих сертификата, выданного в установленном порядке Минздравом России.

1.4. Предоставить право главным врачам диагностических центров устанавливать численность персонала в зависимости от выполняемого объема работы и потребности в конкретных видах диагностической, консультативной и лечебной помощи по согласованию с вышестоящим органом управления здравоохранением.

1.5. Установить норму нагрузки врачей различных специальностей, ведущих консультативный прием в диагностическом центре - 2 человека в час.

2. Управлению организации медицинской помощи населению (А.И. Вялков) обеспечить организационно-методическую помощь органам здравоохранения по организации деятельности диагностических центров в территориях Российской Федерации.

3. Считать:

3.1. Недействующими на территории Российской Федерации: Приказы Минздрава СССР от 15.06.88 N 480 "Об организации медицинских диагностических центров" и от 30.08.90 N 360 "О дальнейшем развитии и совершенствовании работы медицинских диагностических центров".

3.2. Утратившими силу приложения 2 - 5 к Приказу Минздрава РСФСР от 18.08.88 N 241 "Об организации медицинских диагностических центров" и приложение 2 к Приказу Минздравмедпрома России от 13.01.95 N 6 "Об утверждении положений о республиканской (краевой, областной, окружной) больнице и о медицинском диагностическом центре".

4. Контроль за выполнением Приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Российской Федерации В.И. Стародубова.

Министр

Т.Б.ДМИТРИЕВА