Решение Верховного Суда РФ от 02.09.2008 N ГКПИ08-1508 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца второго пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 N 200>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полянских Юрия Ивановича о признании недействующим абзаца второго пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 200,
согласно абзацу второму пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, прием Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями осуществляется по обращениям, которые разрешались в центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации начальниками главных управлений, управлений и отделов, либо по обращениям на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителей других правоохранительных органов, министерств и ведомств.
Ю.И. Полянских обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 7.2 Инструкции, ссылаясь на то, что данный абзац в части, предусматривающей соблюдение субординации при организации личного приема Генеральным прокурором Российской Федерации, противоречит статье 33 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 2, части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и нарушает его право на личный прием Генеральным прокурором Российской Федерации.
В судебном заседании Ю.И. Полянских поддержал заявленное требование, считая, что гражданину принадлежит право выбора, кем быть принятым: руководителем или уполномоченным им лицом.
Представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации О.А. Трушкина в своих возражениях указала на то, что абзац второй пункта 7.2 Инструкции не ограничивает право граждан на личный прием руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а лишь устанавливает порядок организации и действующему законодательству не противоречит.
Выслушав объяснения Ю.И. Полянских и возражения представителя заинтересованного лица О.А. Трушкиной, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Данная конституционная норма воспроизведена в части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", частью 1 статьи 13 которого установлено, что личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Порядок личного приема граждан руководителями государственных органов этот Федеральный закон не регулирует.
В целях установления в системе прокуратуры Российской Федерации единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 200, изданным в соответствии со статьями 1, 10, 17 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2007 г.), утверждена и введена в действие Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации. Инструкция опубликована в журнале "Законность", 2008, N 4.
Абзац второй пункта 7.2 этой Инструкции не препятствует гражданам обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В нем определен порядок приема граждан Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, что не может рассматриваться как ограничение права граждан на личный прием в государственных органах.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусматривает проведение личного приема граждан не только непосредственно руководителем государственного органа, но и уполномоченными на то лицами.
Согласно статье 4 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Исходя из этих законоположений, Генеральный прокурор Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией вправе был определить порядок организации личного приема граждан, предусматривающий осуществление приема руководством Генеральной прокуратуры Российской Федерации по обращениям, которые разрешались уполномоченными на то лицами, перечисленными в абзаце втором пункта 7.2 Инструкции.
Оспариваемая норма не ограничивает право граждан на личный прием руководителями Генеральной прокуратуры Российской Федерации и не умаляет прав граждан по сравнению с тем, как они определены в федеральном законе.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении заявления Полянских Юрия Ивановича о признании недействующим абзаца второго пункта 7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17 декабря 2007 года N 200, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей