Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Требования к производственным помещениям, производственным площадкам и территории

VII. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ,

ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДКАМ И ТЕРРИТОРИИ

7.1. При выборе мест для проведения погрузочно-разгрузочных работ, строительстве соответствующих зданий (сооружений) и отделении их от жилой застройки санитарно-защитными зонами необходимо соблюдать требования строительных норм и правил, санитарных норм.

Санитарно-защитная зона для грузовых механизированных дворов должна быть не менее 300 м от административных и жилых зданий.

Переработка контейнерных, тарно-упаковочных, сыпучих навалочных, опасных и других грузов должна быть распределена по различным площадкам и платформам. Переработка пылящих химических грузов должна осуществляться на расстоянии не менее 300 м от административных и жилых зданий.

Склады хранения опасных грузов по отношению к административно-бытовым зданиям должны размещаться на расстоянии не менее 500 м с подветренной стороны для ветров преобладающего направления, на хорошо продуваемых и незатопляемых (уровень грунтовых вод не выше 2 м) земельных участках. Погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами должны производиться в специально отведенных местах, удаленных от зданий, сооружений и других объектов на расстояние не менее 500 м.

7.2. Железнодорожные пути на территории структурного подразделения должны быть оборудованы сигналами, сигнальными указателями и знаками в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации и содержаться в исправном состоянии в соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути.

Крановые пути козловых кранов должны содержаться в соответствии с требованиями к устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей козловых кранов.

7.3. Дороги, предназначенные для движения автотранспорта, должны иметь твердое покрытие и содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора.

Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.

Ширина проездов и скорость движения транспортных средств по территории структурного подразделения и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности движения, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.

Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

7.4. На территории структурного подразделения должны быть оборудованы проходы для работающих в соответствии с технологическим процессом работ и расположением рабочих мест. Проходы должны иметь твердые покрытия и обозначены знаками "Служебный проход". Ширина проходов должна быть не менее 1 м. Расстояние от границ служебного прохода до проезжей части должно быть не менее 0,8 м.

7.5. Места пересечений автомобильных дорог с железнодорожными путями должны быть оборудованы переездами по СНиП 32-01, шлагбаумами, предупредительной звуковой и световой сигнализацией - по СНиП 2.05.07. Служебные проходы должны иметь твердое покрытие или переносные настилы на уровне головки рельсов шириной не менее 1,5 м.

Железнодорожные переезды должны иметь электрическое освещение, а в случае необходимости осмотра проходящих поездов освещаться прожекторными установками. Освещенность железнодорожных переездов должна соответствовать требованиям ОСТ 32.120.

Пересечения железнодорожных путей в границах территории структурных подразделений железных дорог и их производственных объектов (складов, депо, элеваторов и т.п.) автомобильными дорогами, предназначенными для обеспечения технологического процесса работы данного структурного подразделения (производственного объекта), относятся к технологическим проездам и учету как переезды не подлежат. Безопасность движения подвижного состава и транспортных средств на них должна обеспечиваться администрацией структурного подразделения (производственного объекта). Порядок устройства, содержания и обслуживания, открытия и закрытия технологических проездов устанавливается начальником железной дороги.

7.6. Эксплуатация зданий и сооружений должна вестись в соответствии с требованиями СНиП 2.09.04 и СНиП 31-03.

7.7. Постоянные места погрузочно-разгрузочных работ у железнодорожных путей должны устраиваться на прямых и горизонтальных участках пути и иметь твердые покрытия. На местах погрузочно-разгрузочных работ при необходимости наносят разметку с указанием проходов, площадей складирования и их специализации по родам грузов.

7.8. В целях охраны окружающей среды на производственных объектах структурных подразделений необходимо обеспечивать исправное состояние вентиляционных и очистных сооружений. Исправность вентиляционных и очистных сооружений определяется на основании результатов анализов, проводимых дорожными центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора железной дороги.

7.9. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь достаточное естественное и искусственное освещение в соответствии со СНиП 23-05 и ОСТ 32.120. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников. Типы осветительных приборов следует выбирать в зависимости от условий среды, свойств и характера перерабатываемых грузов.

В случае необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

7.10. Площадки производства погрузочно-разгрузочных работ должны соответствовать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

7.11. При проектировании, строительстве и реконструкции повышенных путей должно быть предусмотрено их оснащение комплексом устройств и механизмов для открывания и закрывания крышек люков полувагонов, рыхления и зачистки грузов.

7.12. Для погрузки и выгрузки тарно-штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.

7.13. Складские помещения должны соответствовать требованиям СНиП 2.11.01.

7.14. При проектировании и новом строительстве складов опасных грузов внутренние конструкции помещений следует предусматривать из материалов, малосорбирующих вредные вещества и легко поддающиеся очистке и обеззараживанию (металлические, полимерные и пластические материалы, керамические и метлахские плитки, мраморная крошка).

На действующих складах опасных грузов для защиты строительных и облицовочных материалов от проникновения вредных веществ рекомендуется покрывать стены и потолки складских помещений, ворота и другие конструкции полиакриловыми атмосфероустойчивыми лаками и другими покрытиями.

В складах опасных грузов должны использоваться металлические стеллажи и поддоны. Использование деревянных стеллажей и поддонов из-за их сорбционной способности запрещается.

7.15. Зарядка тяговых и стартерных аккумуляторных батарей должна производиться в предназначенных для этой цели помещениях или в специально отведенных местах.

7.16. Содержание аккумуляторных помещений должно осуществляться в соответствии с требованиями Правил эксплуатации электроустановок потребителей и Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

7.17. На дверях аккумуляторного помещения должны быть сделаны надписи "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "Запрещается курить" или вывешены соответствующие знаки безопасности о запрещении использования открытого огня и курения.

7.18. Тяговые аккумуляторные батареи могут заряжаться непосредственно на электрокарах или на помостах со снятием батарей с машин. Въезд электрокар в зарядное помещение и их стоянка на время заряда разрешается.

7.19. Аккумуляторное отделение должно располагаться в помещениях, изолированных от других производственных помещений. Двери, ведущие в аккумуляторное отделение, должны открываться наружу. Помещения отделения должны быть оборудованы вытяжной вентиляцией. Наряду с общеобменной вентиляцией в помещении, где производится заряд аккумуляторных батарей, должны быть местные отсосы воздуха от отсеков для заряда аккумуляторных батарей. При отключении вентиляции должно обеспечиваться автоматическое прекращение заряда батарей.

7.20. Стены и потолок аккумуляторной, двери и оконные переплеты, металлические конструкции, стеллажи и другие части должны быть окрашены кислотостойкой (щелочестойкой) не содержащей спирта краской. Вентиляционные короба и вытяжные шкафы должны окрашиваться с наружной и внутренней сторон.

7.21. В зарядном помещении запрещается:

производить ремонт аккумуляторов и других приборов;

производить пайку, резку, сварочные и другие работы, связанные с применением открытого огня или возможностью образования искр.

7.22. Аккумуляторные батареи разрешается заряжать в отдельных помещениях с естественной вентиляцией или в общих производственных непожаровзрывоопасных помещениях при установке в одном месте не более двух электрокар или батарей при условии заряда батарей под местными вытяжными устройствами.

Заряд батарей необходимо производить в специально отведенных для этой цели местах, желательно у наружных стен, имеющих оконные проемы. Эти места должны быть ограждены.

7.23. Для освещения помещения аккумуляторных батарей должны применяться лампы накаливания, установленные во взрывозащищенной арматуре.

Выключатели, штепсельные розетки, предохранители и автоматы должны располагаться вне аккумуляторного помещения. Осветительная электропроводка должна выполняться проводом в кислотостойкой (щелочестойкой) оболочке.

7.24. Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны быть оснащены необходимыми средствами коллективной защиты (вентиляторными установками, перилами (места прохода для работников), защитными приспособлениями из брезента для уменьшения пылевыделения) и знаками безопасности по ГОСТ 12.4.026.

7.25. На грузовых складах, погрузочно-разгрузочных площадках, дезинфекционно-промывочных предприятиях, комплексных пунктах подготовки крытых вагонов под погрузку для сбора мусора должны устанавливаться ящики или металлические контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Мусоросборники должны устанавливаться на бетонированных площадках и быть удалены от складов грузов на расстояние не менее 20 м.

7.26. Для обеспечения хозяйственно-бытовых нужд производственные объекты, в том числе объекты дезинфекционно-промывочных предприятий (дезинфекционно-промывочные станции (далее - ДПС), дезинфекционно-промывочные пункты (далее - ДПП), комплексные пункты подготовки крытых вагонов под погрузку (далее - КППВ), механизированные вагономоечные поезда (далее - МВМП)), должны быть обеспечены водой, отвечающей требованиям ГОСТ 2874.

7.27. Для промывки вагонов, приготовления дезинфекционных растворов (аэрозолей), полива территории и пожарных нужд допускается по согласованию с дорожным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге использование воды технического качества или оборотного водоснабжения при условии наличия для нее отдельной разводящей сети.

В случае промывки крытых вагонов водой технического качества или оборотного водоснабжения необходима дополнительная обработка вагона водой питьевого качества.

7.28. Системы хозяйственно-бытового и оборотного водоснабжения, выбор водоисточников, оборудование мест водозабора и его головных сооружений должны быть согласованы с дорожным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге и ветеринарной службой. Соединение сетей хозяйственно-питьевого и технического водопроводов категорически запрещается.

7.29. Для отбора, обезвреживания и удаления производственных, ливневых и хозяйственно-бытовых стоков объекты (ДПС, ДПП, КППВ, МВМП) должны быть оборудованы системой канализации и иметь очистные сооружения.

Сбор производственных и ливневых стоков должен быть организован раздельно для каждой зоны обработки вагонов.

7.30. Для сбора стоков после промывки вагонов межрельсовые пути оборудуются канализационными лотками; во избежание травматизма работников канализационные лотки, колодцы должны быть закрыты решетками.

7.31. Сточные воды из общей зоны обработки вагонов на КППВ и МВМП после перевозки различных (мало- и неопасных) грузов, а также из зоны обработки вагонов по 1 категории ДПП, собираемые в лотки, должны подвергаться механической очистке на сетчатых заграждениях и песколовках, отстаиванию в сборных колодцах и после хлорирования - удаляться с территории по согласованию с территориальной санэпидслужбой. При сбросе таких стоков в коллектор городской канализации, имеющей свои очистные сооружения с системой их обеззараживания, может проводиться только механическая их очистка.

Остатки (осадки) грузов в виде шлама вывозятся на свалки-полигоны.

7.32. Сточные и промывочные воды после обработки вагонов из-под сыпучих химических грузов (грузы общепромышленного назначения (известь, пек, цемент, асбест, алебастр, руды, минералы, уголь, кокс, торф, асфальты, сажа), минеральные удобрения и другие вещества) должны иметь обособленную площадку с платформой и сооружениями для сбора, очистки, нейтрализации и обезвреживания.

7.33. Промывочные воды после мойки транспортных средств и механизмов должны собираться и обезвреживаться. Производственные воды, загрязненные нефтепродуктами, должны спускаться в очистные сооружения.

7.34. Эксплуатация водопроводных, канализационных и очистных сооружений и сетей должна производиться согласно ГОСТ 12.3.006.

7.35. Руководители структурных подразделений должны проводить аттестацию рабочих мест на соответствие их требованиям безопасности и разрабатывать планы мероприятий по приведению рабочих мест в соответствие с требованиями нормативных актов по охране труда.