Оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в данном документе, привлечение к административной ответственности за их несоблюдение допускаются до 1 сентября 2025 года (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467). Срок действия документа ограничен 1 сентября 2026 года.

XIII. Требования к обладателю свидетельства бортинженера (бортмеханика)

XIII. Требования к обладателю свидетельства

бортинженера (бортмеханика)

13.1. Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен:

а) быть старше 18 лет;

б) пройти подготовку по утвержденной программе и обладать знаниями в следующих областях:

правил и положений, касающихся обладателя свидетельства бортинженеру (бортмеханика);

основных принципов устройства силовых установок, газотурбинных и/или поршневых двигателей; характеристик топлива, топливных систем, включая регулирование подачи топлива; смазочных материалов и систем смазки; устройства форсажных камер и систем впрыска, назначения и принципов работы систем зажигания и запуска двигателей;

принципов работы, правил эксплуатации и ограничения силовых установок воздушных судов; влияния атмосферных условий на характеристики двигателей;

планера, органов управления, конструкции, колесных шасси, тормозов и противоюзовых устройств, ресурса по коррозии и усталости материалов; обнаружения повреждений и дефектов конструкции;

противообледенительных и водоотталкивающих систем;

систем наддува и кондиционирования воздуха, кислородных систем;

гидравлических и пневматических систем;

основ электротехники, электрических систем постоянного и переменного тока, систем электропроводки воздушных судов, металлизации и экранирования;

принципов работы приборного оборудования, компасов, автопилотов, связного радиооборудования, радионавигационных и радиолокационных средств, систем управления полетом, дисплеев и авиационного электронного оборудования;

ограничения воздушных судов;

систем пожарной сигнализации и противопожарных системы;

использования и проверки исправности оборудования и систем соответствующих воздушных судов;

влияния загрузки и распределения массы на летно-технические характеристики и характеристики управляемости воздушного судна; расчетов массы и центровки;

использования и практического применения данных о летно-технических характеристиках, включая правила управления в крейсерском режиме;

возможностей человека применительно к бортинженеру (бортмеханику), включая принципы контроля факторов угрозы и ошибок;

принципов технического обслуживания, правил поддержания летной годности, дефектации, предполетных осмотров, соблюдения мер предосторожности при заправке топливом и применения внешних источников питания; установленного оборудования и систем кабины;

порядка действий в нормальных, особых и аварийных условиях;

эксплуатационных правил грузовых перевозок и перевозок опасных грузов;

основ аэродинамики;

правил ведения связи и фразеологии;

в) иметь налет не менее 100 часов при выполнении не менее 18 полетов в качестве бортинженера (бортмеханика) под наблюдением на воздушном судне, в который может быть включен налет на комплексном тренажере, имитирующем реальные условия полета, не более 50 часов.

В ходе налета кандидат получает опыт эксплуатации воздушных судов в следующих областях:

порядок действий в нормальных условиях:

предполетные осмотры;

правила заправки топливом, регулирование расходов топлива;

проверка документов по техническому обслуживанию;

обычные действия в кабине экипажа на всех этапах полета;

координация действий экипажа и порядок действий в случае потери членами экипажа работоспособности;

определение дефектов;

действия в особых случаях и альтернативные (резервные) процедуры:

распознавание отклонений от нормы в функционировании бортовых систем;

применение особых и альтернативных (резервных) процедур;

порядок действий в аварийной обстановке:

распознавание аварийной обстановки;

применение соответствующего порядка действий в аварийной обстановке;

(пп. "в" в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 276)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) продемонстрировать способность выполнять в качестве бортинженера воздушного судна обязанности и правила, указанные в подпункте "в" пункта 13.1 настоящих Правил, а также умение:

распознавать и контролировать факторы угрозы и ошибки;

использовать бортовые системы с учетом их характеристик и ограничений воздушного судна;

принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять наблюдение в полете;

применять знания в области аэронавигации;

выполнять все обязанности члена экипажа таким образом, чтобы гарантировать успешные результаты его работы;

осуществлять действенное общение с другими членами летного экипажа;

д) иметь действующее медицинское заключение второго класса.

(в ред. Приказа Минтранса России от 02.02.2024 N 42)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бортинженер должен иметь профессиональное высшее образование, а бортмеханик - профессиональное среднее специальное образование.

13.2. Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) при условии соблюдения требований, указанных в пунктах 1.6 - 1.11 настоящих Правил, при наличии соответствующих квалификационных отметок в свидетельстве может осуществлять функции бортинженера (бортмеханика) на любых типах воздушных судов, на которых обладатель свидетельства продемонстрировал знания и умения, указанные в подпунктах "б" и "в" пункта 13.1 настоящих Правил.

Практическую подготовку бортинженера (бортмеханика) под наблюдением проводит обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) с квалификационной отметкой "инструктор".

(в ред. Приказа Минтранса России от 16.09.2015 N 276)

(см. текст в предыдущей редакции)