Решение Верховного Суда РФ от 05.09.2008 N ВКПИ08-53 <О признании частично недействующим пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 909>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 сентября 2008 г. N ВКПИ08-53

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., при секретаре лейтенанте юстиции Гавричкове С.В., с участием старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., заявителя Есипова И.А., представителей Правительства Российской Федерации - сотрудников Министерства Регионального развития Российской Федерации Акопян Г.Л., Родионовой О.А. и Бабарицкого А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Есипова Игоря Анатольевича о частичном признании незаконными подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, подпункта "а" пункта 6 и пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, и пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909,

установила:

Есипов обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими и подлежащими отмене с момента принятия:

подпункт "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в той мере, в какой он исключает участие в Подпрограмме офицеров, уволенных с военной службы в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в соответствии с законодательством Союза ССР, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

подпункт "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он исключает признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета офицеров, уволенных с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет;

пункт 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет;

пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, в части, увязывающей выплату денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, лишь с предоставлением им субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Также заявитель просит возместить ему судебные расходы.

В обоснование заявления Есипов указал, что как офицер запаса, имеющий восемь лет выслуги и уволенный с действительной службы в 1989 году по сокращению штатов, он в соответствии с пунктом 19 Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193, имеет право на обеспечение жильем органами исполнительной власти.

Однако оспариваемые им положения нормативных правовых актов препятствуют получению жилья, в том числе путем реализации государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства, а также получению денежной компенсации до обеспечения таким жильем, сохранению даты включения в списки квартирного учета по вновь избранному постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

В судебном заседании заявитель поддержал свои требования и пояснил, что оспариваемые им нормативные акты противоречат также Соглашению между государствами - участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года в части сохранения за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей уровня прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Сохранение такого уровня в вышеназванных Постановлениях Правительства Российской Федерации позволило бы ему претендовать на получение государственного жилищного сертификата.

Представители Правительства Российской Федерации - Акопян Г.Л., Родионова О.А. и Бабарицкий А.Н. требования Есипова не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы Правительством Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречат действующему законодательству.

Кроме того, представители заинтересованного лица Родионова О.А. и Бабарицкий А.Н. пояснили, что льгота, связанная с получением военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, жилья посредством реализации государственного жилищного сертификата, введена государством после увольнения заявителя в запас и не может на него распространяться, а Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, не ограничивает право Есипова на получение этой компенсации, а определяет только условие прекращения этой выплаты уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организаций.

Выслушав выступление заявителя, объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Есипова отказать, Военная коллегия приходит к следующим выводам.

Право на жилище граждан Российской Федерации, имеющих статус военнослужащих, то есть проходящих военную службу по контракту, закреплено в статье 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 8 мая 2006 года N 66-ФЗ) обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Аналогичные положения, устанавливающие право на получение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, содержались и в первоначальной редакции вышеназванного Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Таким образом, на законодательном уровне закреплено, что после вступления в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" для получения жилья от государства военнослужащие-граждане должны, во-первых, проходить военную службу по контракту, во-вторых, иметь общую продолжительность военной службы 10 лет и более и, в-третьих, увольняться с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В целях совершенствования порядка учета указанных военнослужащих и реализации их прав на получение жилья, в том числе путем предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 сентября 1998 года N 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правила учета), а Постановлением от 21 марта 2006 года N 153 - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил учета нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств-участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в том числе граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Изложенное указывает на то, что содержащиеся в Правилах учета и Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов положения, устанавливающие право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на получение жилья и предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья в зависимости от продолжительности военной службы и оснований увольнения, по существу воспроизводят положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не устанавливают каких-либо дополнительных ограничений.

При таких данных оснований для признания недействующими оспариваемых заявителем подпункта "а" пункта 6 Правил учета и подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов не имеется.

Что касается права на жилье Есипова, уволенного с действительной службы по сокращению штатов в 1989 году, то это право закреплено не в оспариваемых им нормативных правовых актах, а в действующем в настоящее время Положении о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с военной службы в отставку, и их семей, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193.

Как видно из материалов дела, на основании указанного Положения заявитель принят на учет для улучшения жилищных условий Постановлением главы администрации Адлерского района города Сочи от 28 ноября 1996 года N 1773.

С учетом изложенного утверждение Есипова о том, что содержащиеся в оспариваемых правовых нормах положения уменьшают уровень прав и льгот, которыми обладали офицеры, уволенные с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, и исключают признание этих лиц нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, а также в получении государственного жилищного сертификата, в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет, является беспредметным.

Не подлежит удовлетворению заявление и в части оспаривания Есиповым пункта 22 Правил учета в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев предоставления жилых помещений вне очереди.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Анализ вышеназванных положений Закона показывает, что органы местного самоуправления принимают решение о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан и не имеющих права на внеочередное обеспечение жильем на основе их заявлений об этом в порядке очередности исходя из времени принятия на учет. Иной порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях граждан жилищным законодательством не установлен.

Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

Согласно пункту 20 Правил учета на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

Орган местного самоуправления в соответствии с пунктом 21 Правил учета на основе полученного учетного дела принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников.

Такой порядок постановки граждан, уволенных с военной службы, на учет нуждающихся в получении жилых помещений соответствуют вышеприведенным положениям статей 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 22 Правил учета в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства.

Содержание этого пункта во взаимосвязи с положениями пунктов 20 и 21 Правил учета указывает на то, что пересылка документов учетного дела уволенного с военной службы гражданина осуществляется для решения органом местного самоуправления по вновь избранному этим гражданином постоянному месту жительства вопроса о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении.

При таких данных сохранение за гражданином, уволенным с военной службы, права на получение жилья при смене места жительства не возлагает на орган местного самоуправления обязанность по постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях по дате постановки его на этот учет по прежнему месту жительства.

Иное противоречило бы положениям Жилищного кодекса Российской Федерации о принятии органами местного самоуправления нуждающихся в жилых помещениях граждан на учет в порядке очередности. При этом проверка законов в связи с нарушением конституционных прав и свобод граждан в полномочия Верховного Суда Российской Федерации не входит.

Вместе с тем заявление в части оспаривания пункта 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что поводом для обращения Есипова в суд с указанным заявлением явилось прекращение ему с 1 января 2005 года выплаты денежной компенсации за поднаем жилья со ссылкой на вышеуказанное Постановление от 31 декабря 2004 года.

В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно подлежит выплате денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Анализ названной законодательной нормы показывает, что при отсутствии жилья для постоянного проживания все граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, имеют право на получение денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Определение порядка и размера выплаты указанной денежной компенсации Законом отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.

Во исполнение предписаний Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей (далее - Положение).

В пункте 1 Положения указано, что в этом нормативном правовом акте определен порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы.

Данное положение в полной мере соответствует требованиям закона о необходимости выплаты указанным лицам денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в связи с невозможностью их обеспечить жилыми помещениями.

Однако в пункте 4 Положения указано, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, - до фактического предоставления субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Из изложенного можно сделать вывод о том, что право на получение названной денежной компенсации имеют только те граждане, которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Таким образом, пунктом 4 Положения необоснованно ограничивается производство гражданам, уволенным с военной службы и вставшим до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий для последующего получения жилых помещений, денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.

Поскольку существующая формулировка противоречит содержанию абзаца 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", она подлежит судебному пресечению.

При принятии такого решения Военная коллегия также учитывает, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

В связи с тем, что суд пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявления, то на основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд подлежат возмещению пропорционально размеру удовлетворенных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

заявление Есипова Игоря Анатольевича удовлетворить частично.

Пункт 4 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, признать недействующим со дня вступления решения в законную силу в той мере, в какой на его основании предусмотрена возможность получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилья только гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, которые претендуют на получение субсидий по государственным жилищным сертификатам.

Взыскать с Правительства Российской Федерации в пользу Есипова Игоря Анатольевича понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 20 (двадцать) рублей.

В удовлетворении заявления Есипова Игоря Анатольевича о признании недействующими и подлежащими отмене с момента принятия подпункта "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в той мере, в какой он исключает участие в Подпрограмме офицеров, уволенных с военной службы в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов в соответствии с законодательством Союза ССР, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет, подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он исключает признание нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета офицеров, уволенных с военной службы из воинских формирований Союза ССР в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, в том числе в связи с тем, что общая продолжительность их военной службы составляет менее 10 лет, пункта 22 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, в той мере, в какой он не определяет сохранение даты включения уволенного с военной службы гражданина в списки квартирного учета уволенных или увольняемых военнослужащих при передаче учетного дела в другой орган квартирного учета по вновь избранному гражданином постоянному месту жительства в соответствии с его первично поданным заявлением о принятии на квартирный учет, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

И.В.КРУПНОВ