7. Общие задачи, обеспечивающие реализацию Транспортной стратегии
Общие задачи, направленные на достижение всех целей Транспортной стратегии, включают:
опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий;
сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли, совершенствование отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям.
Транспортная стратегия является инновационной по своему характеру. В связи с этим ее реализация требует опережающего интенсивного инновационного развития научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий с учетом реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и планов реализации стратегических программ исследований в рамках технологических платформ, в том числе технологической платформы "Технологии экологического развития".
Научное обеспечение Транспортной стратегии направлено на реализацию ее основных целей и задач и охватывает все ключевые направления развития транспортного комплекса. В связи с этим научное обеспечение Транспортной стратегии представлено в виде 3 блоков научных подпрограмм, соответствующих 3 блокам подпрограмм реализации Транспортной стратегии:
блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер и направленных на реализацию нескольких целей и механизмов;
блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на ввод в действие основных механизмов реализации Транспортной стратегии, в том числе на развитие научного обеспечения транспортного комплекса;
блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии по отдельным видам транспорта.
Научное обеспечение реализации Транспортной стратегии предусматривает проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию транспортного комплекса, выполнение экспериментальных пилотных проектов, обеспечивающих отработку методик, механизмов нормативно-правового, технического, технологического и информационного обеспечения научных работ, а также выполнение работ по научному сопровождению внедренных результатов.
Каждая научная подпрограмма, входящая в соответствующий блок, либо направлена на достижение определенной стратегической цели или определенного механизма реализации Транспортной стратегии, либо является комплексной, направленной на реализацию группы целей и механизмов.
Блок научного обеспечения подпрограмм, направленных на достижение общеэкономических, общесоциальных и общетранспортных главных стратегических целевых ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер и направленных на реализацию нескольких целей и механизмов, включает в себя научные разработки по всем целям Транспортной стратегии.
Научное обеспечение формирования единого транспортного пространства Российской Федерации на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
разработка методических основ, регламентов и автоматизированных информационных систем статистического учета на транспорте, включая создание банка статистических данных, обеспечивающего разработку и мониторинг транспортно-экономического баланса;
разработка, научное сопровождение и мониторинг транспортно-экономического баланса;
разработка эффективных моделей и систем прогнозирования спроса на услуги транспорта на основе транспортно-экономического баланса и макроэкономических показателей;
разработка эффективных систем транспортного планирования, моделирования и оптимизации развития транспортных систем на основе транспортно-экономического баланса;
разработка технических, инфраструктурных и нормативно-правовых принципов и моделей интеграции транспортных коммуникаций страны на базе дифференцированного развития путей сообщения всех видов транспорта и объединения их в единую сбалансированную систему, обеспечивающую необходимые пропускные способности, объем и качество транспортных услуг;
разработка технологических и нормативно-правовых принципов и моделей интеграции товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев в единую систему, обеспечивающую необходимый объем и качество транспортных услуг;
разработка научно обоснованных требований к увеличению до уровня лучших мировых показателей пропускной способности и скоростных параметров транспортной инфраструктуры, а также научное обоснование создания резервов пропускной способности сети по различным направлениям;
разработка проектов комплексного развития транспортных узлов, подходов к ним и транспортных коридоров на основных направлениях перевозок, а также создание интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования современной товаропроводящей сети;
разработка научных основ построения единой транспортной системы страны в условиях рыночной экономики, включая анализ и классификацию технической, технологической, экономической и юридической несогласованности во взаимодействующих видах транспорта, а также потерь на стыках взаимодействующих видов транспорта и причин, их вызывающих;
разработка научных основ согласованного развития инфраструктуры взаимодействующих видов транспорта, построения согласованных технологий взаимодействующих видов транспорта (по видам взаимодействия), а также сквозного управления грузопотоками, в пропуске и переработке которых участвует несколько видов транспорта;
разработка методологии построения единой транспортной сети;
разработка принципов и методологических подходов согласования государственных приоритетов и экономических интересов частных участников для построения гармоничного транспортного процесса в рамках единой транспортной системы;
разработка научных основ транспортного освоения новых территорий (развивающихся регионов), включая создание теоретической модели построения эффективной транспортной сети типа "артерии - вены - капилляры", адаптацию теоретической модели к условиям конкретных развивающихся регионов и разработку методических основ построения эффективной транспортной сети в районах промышленного освоения;
проведение имитационной экспертизы инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры (в особенности проектов развития крупных транспортных узлов), в том числе разработка методологии проведения имитационной экспертизы, создание имитационных систем, позволяющих моделировать системы различных видов транспорта, разработка подробных моделей проектируемых транспортных систем, разработка динамических имитационных моделей транспортных потоков для оценки эффективности вариантов развития транспортной инфраструктуры, комплексное исследование на моделях функционирования проектируемых транспортных объектов с выдачей их реальной пропускной способности, "узких мест" и показателей работы, а также разработка предложений по корректировке проектов на основании имитационной экспертизы;
разработка национальной концепции развития интеллектуальных транспортных систем в целях повышения эффективности решения задач транспортного комплекса Российской Федерации;
разработка навигационных систем и систем телематического мониторинга транспортных потоков, систем управления транспортными потоками и интеллектуальных транспортных систем;
исследование, адаптация и освоение, разработка и внедрение инновационных технологий строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры;
разработка и создание эффективных систем контроля состояния и управления содержанием объектов транспортной инфраструктуры;
разработка и создание единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса.
Научное обеспечение развития доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей интенсивного и инновационного развития экономики страны предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
разработка, мониторинг, анализ и развитие модели рынка транспортных услуг для потребностей всех секторов экономики, включая параметры качества транспортных услуг, структуру стандартов качества для различных категорий товаров и секторов экономики, требования к нормативной правовой базе рынка транспортных услуг, экономические характеристики модели рынка, средства контроля качества и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования конкурентного рынка транспортных услуг в области перевозок грузов (включая обоснование параметров допуска к коммерческой транспортной деятельности);
исследование, разработка и экспериментальная отработка высокоэффективных товаротранспортных технологий, обеспечивающих качественные критерии всего спектра транспортных услуг и повышение производительности транспортной системы Российской Федерации;
внедрение интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих реализацию инновационных транспортно-логистических технологий в области грузоперевозок, повышение их доступности и качества;
разработка методов и механизмов мотивации структурной модернизации транспортных систем в целях обеспечения качества транспортных услуг и создания конкурентоспособных транспортных компаний;
разработка методик и средств мониторинга и контроля качества предоставляемых транспортных услуг, а также методов и механизмов повышения качества транспортных услуг, в том числе выборочного статистического мониторинга выполнения контрактных обязательств по качеству транспортных услуг, а также мониторинга действенности санкций по нарушениям контрактных обязательств;
разработка методик и средств мониторинга времени движения товаров в пути, а также времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
разработка научно обоснованных методик и средств мониторинга уровня развития логистических технологий, обеспечения их производственно-технической базой и развития системы сопутствующих услуг;
исследование и разработка методов и механизмов государственного мониторинга удельных совокупных транспортных издержек в себестоимости национальных товаров и стимулирования их снижения;
разработка и совершенствование технологий контейнерных перевозок, а также сравнительный анализ различных технологий региональных и межрегиональных перевозок, перевозок для малого и среднего бизнеса и научное обоснование выбора лучших технологий;
разработка принципиально новой, адаптивной технологии работы транспорта, соответствующей высокой динамике рыночной экономики, в том числе анализ соответствия существующей технологии новым требованиям рыночной экономики - обеспечению динамичных экономических связей надежными и эффективными транспортными связями, разработка экономических основ, критериев и показателей работы различных видов транспорта, соответствующих новой основной задаче, разработка научных основ гибких форм организации работы транспорта (для железнодорожного транспорта - вариантный план формирования, гибкий график движения поездов, вариантные технологические процессы), а также разработка методологии доставки грузов к морским портам, пограничным переходам и крупным предприятиям, согласованной с режимом их работы;
разработка научно обоснованных методик и средств мониторинга существующей структуры парка грузового подвижного состава и обеспеченности потребностей по подвижному составу в целях достижения заданных критериев объема и качества транспортных услуг;
мотивирование разработки инновационных систем грузовых перевозок, в том числе с использованием энергоэффективных двигательных установок и новых средств перемещения грузов;
разработка систем электронного документооборота на транспорте;
разработка и экспериментальная отработка эффективных инфотелекоммуникационных технологий и навигационных сервисов для обеспечения потребностей рынка конкурентоспособных транспортных услуг.
Научное обеспечение развития доступности и качества транспортных услуг для населения предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
разработка и научное обоснование минимальных социальных транспортных стандартов обеспечения возможности передвижения всех слоев населения на всей территории страны, разработка и научное сопровождение программы реализации минимальных социальных транспортных стандартов по прогрессивной шкале с учетом постепенного улучшения условий транспортного обслуживания населения, в том числе в области развития систем городского и пригородного пассажирского транспорта, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению гарантированного уровня доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с минимальными социальными стандартами (включая обоснование параметров допуска к коммерческой транспортной деятельности в области пассажирских перевозок);
исследования и разработки в области развития систем, обеспечивающих скоростные и высокоскоростные перевозки пассажиров;
разработка и научное обоснование параметров регулирования рынка в части допуска к коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок;
исследование, разработка и адаптация методов транспортного планирования для городских агломераций;
исследование и научное обоснование структуры соотношения общественного и личного пассажирского транспорта в модели рынка транспортных услуг, обеспечивающей минимальные социальные транспортные стандарты, разработка механизмов обеспечения реализации этих стандартов на базе социальных инвестиционных государственных контрактов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
исследования и разработки в области развития производства и оснащения парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, определение потребности в парках, возможности производства соответствующего подвижного состава и реализации на его базе минимальных социальных транспортных стандартов;
стимулирование разработки и внедрения инновационных технологий и интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих повышение доступности и качества пассажирских перевозок.
Научное обеспечение развития интеграции Российской Федерации в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
разработка и научное обоснование нормативно-правовых и других государственных методов регулирования, обеспечивающих содействие увеличению доли участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами;
разработка и научное обоснование технологических и нормативно-правовых моделей интеграции Российской Федерации в единое международное транспортное пространство, развития участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также расширения сотрудничества в международных транспортных организациях и с торговыми партнерами Российской Федерации;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению интеграции Российской Федерации в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны;
исследование и разработка в области гармонизации нормативно-правового обеспечения российской и международной транспортных систем;
разработка методик и средств мониторинга технических и технологических параметров международных транспортных коридоров и разработка и научное обоснование развития этих параметров, обеспечивающих конкурентоспособность международных транспортных коридоров на уровне мировых аналогов;
разработка и научное обоснование механизмов мотивирования создания национальных и интернациональных транспортных компаний, конкурентоспособных мировым компаниям, а также расширения участия российского транспортного бизнеса в крупных международных транспортных проектах.
Научное обеспечение повышения уровня безопасности транспортной системы предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
исследование и разработка в области развития средств, технологий и систем обеспечения безопасности движения, полетов и судоходства;
разработка технологических моделей повышения эффективности деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в целях достижения уровня, соответствующего международным и национальным требованиям;
исследование и разработка в области обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
исследование и разработка в области повышения мобилизационной готовности транспортного комплекса;
исследование и разработка в области повышения безопасности перевозок грузов, требующих особых условий;
разработка и научное обоснование параметров системы регулирования профессионального допуска к транспортной деятельности;
научно-техническое обеспечение развития средств и систем надзора в сфере транспорта;
разработка методик и средств контроля уровня профессиональной подготовки специалистов транспортного комплекса с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивости транспортной системы Российской Федерации;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы и методов государственного регулирования по обеспечению безопасности и устойчивости транспортной системы.
Научное обеспечение снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду предусматривается осуществлять по следующим направлениям:
исследование и разработка в области сокращения негативного воздействия транспорта на здоровье человека за счет снижения объемов воздействий, выбросов и сбросов, а также количества отходов на всех видах транспорта (включая вопросы профессиональной подготовки персонала и рационализации маршрутов);
разработка и научное обоснование технологических и нормативно-правовых моделей мотивации перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;
выбор и научное обоснование показателей и критериев оценки экологичности транспорта с учетом уровня затрат и разработка рекомендаций по их оптимизации;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы в области регулирования негативного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека;
исследования и разработки в области снижения энергоемкости транспорта и достижения уровня показателей передовых стран;
разработка и научное обоснование нормативной правовой базы в области управления снижением энергоемкости транспорта.
Научное обеспечение создания эффективной системы управления реализацией Транспортной стратегии и развитием транспортного комплекса предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
разработка и научное сопровождение системы стратегического планирования развития транспортной отрасли на основе математических моделей и транспортно-экономического баланса;
разработка и научное обоснование эффективной организационной модели управления реализации Транспортной стратегии;
разработка методических основ и регламентов согласования Транспортной стратегии с субъектами Российской Федерации и ее координация с региональными транспортными стратегиями и программами, со схемами территориального планирования регионов, областей и городов;
разработка методических основ и регламентов координации Транспортной стратегии с ресурсообеспечивающими отраслями;
разработка, научное сопровождение и развитие автоматизированной информационно-аналитической системы управления транспортным комплексом и других аналитических и управляющих систем транспортного комплекса (включая создание классов автоматизированных аналитических систем для различных видов транспорта и транспортного комплекса в целом), а также разработка методических основ использования аналитических систем на транспорте, разработка методологии автоматизированного управления потоками и процессами на транспорте, создание новых и адаптация к новым задачам транспорта существующих систем автоматизированного управления (систем поддержки принятия решений) и адаптация технологических процессов транспорта к использованию систем автоматизированного управления;
исследование и разработка в области развития систем мониторинга и оценки состояния транспортного комплекса, систем контроля и надзора на транспорте;
исследование и разработка аналитических систем и математических моделей, обеспечивающих поддержку принятия решений по регулированию функционирования и управлению развитием транспортного комплекса;
мониторинг и оценка влияния параметров стратегического развития транспортной системы Российской Федерации на макроэкономические показатели социально-экономического развития страны с использованием комплекса современных экономико-математических моделей;
разработка, научное сопровождение и развитие автоматизированной системы мониторинга и проектного управления реализацией федеральных целевых программ и стратегий, создание и развитие информационно-аналитической системы управления реализацией Транспортной стратегии.
Сохранение и развитие кадрового потенциала отрасли, совершенствование отраслевой системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям предусматривают решение следующих задач:
государственная поддержка развития научных кадров высшей квалификации в транспортной отрасли;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области проектирования транспортных систем;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области транспортно-логистических услуг и экспедирования;
развитие кадрового, технического и технологического потенциала в сфере транспортного надзора.
Для реализации стратегических целей развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года необходимо также обеспечить подготовку специалистов и трудовых ресурсов для транспортного комплекса по следующим направлениям:
развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области управления транспортным комплексом;
развитие технических, технологических и других видов знаний трудовых ресурсов до уровня, обеспечивающего реализацию целей Транспортной стратегии.
Реализация указанных направлений научного обеспечения Транспортной стратегии будет во многом зависеть от разработки механизмов привлечения внебюджетных средств для финансирования научных исследований в сфере транспорта.
Основные мероприятия по общим задачам, обеспечивающим реализацию Транспортной стратегии, приведены в приложении N 4 к Транспортной стратегии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей