Реализация Транспортной стратегии будет проходить в два этапа:
первый этап (до 2020 года) - завершение модернизации транспортной системы методами целевого инвестирования и устранение "узких мест" и переход к ее системному комплексному развитию по всем ключевым направлениям;
второй этап (2021 - 2030 годы) - интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально ориентированного пути развития Российской Федерации.
Первый этап реализации Транспортной стратегии базируется на результатах реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" и ориентирован на решение задач, поставленных в государственной программе Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и в других действующих программах.
В этот период развитие транспортного комплекса предусматривается осуществлять преимущественно за счет строительства и реконструкции ряда приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (скоростные железные и автомобильные дороги, аэропорты и системы аэронавигации, морские и речные порты, терминально-логистические комплексы). Предусматривается развитие наиболее загруженных направлений транспортной сети, обеспечение поддержки развития отдельных видов транспорта - региональной авиации, внутреннего водного транспорта, системное развитие транспорта на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, обеспечение необходимой базы безопасного развития транспорта - приведение транспортной инфраструктуры в нормативное состояние, обновление парков и обеспечение нормативных сроков службы подвижного состава транспорта, в том числе в интересах выполнения воинских перевозок как в мирное, так и в военное время, обеспечение приоритета требований по безопасности при эксплуатации и развитии инфраструктуры и подвижных средств транспорта. В связи с сокращением инвестиций относительно инвестиций, запланированных ранее, возможен перенос ряда крупных инвестиционных проектов на более поздний период. Возрастут масштабы освоения инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.
На этом этапе основное внимание при развитии транспортной инфраструктуры предусматривается уделить формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов, ликвидации существующих разрывов и "узких мест" транспортной сети, в том числе в азиатской части Российской Федерации, а также развитию крупных транспортных узлов на основных направлениях перевозок, транспортных подходов к пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. На этой основе будут созданы инфраструктурные условия для развития потенциальных точек экономического роста (включая комплексное освоение новых территорий и разработку месторождений полезных ископаемых, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке).
Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе предусматривают:
в области железнодорожного транспорта - модернизацию и обновление подвижного состава, постоянных технических устройств и инженерно-технических сооружений, сокращение "узких мест" и увеличение пропускной способности участков железнодорожной сети, внедрение новых технологий в перевозочном процессе, строительство железнодорожных линий в районах нового освоения, специализированных магистралей для организации высокоскоростного пассажирского движения, развитие железнодорожной инфраструктуры на направлениях международных транспортных коридоров, развитие и строительство обходов крупных железнодорожных узлов, совершенствование модели рынка железнодорожных транспортных услуг, направленной на рост технологической и экономической эффективности отрасли;
в области дорожного хозяйства - повышение безопасности движения по сети автомобильных дорог общего пользования путем обустройства дорог техническими средствами организации движения и реконструкции участков дорог с повышенным уровнем аварийности, повышение долговечности автомобильных дорог путем замены искусственных сооружений, находящихся в ремонтонепригодном состоянии, обеспечение строительства и реконструкции участков, обслуживающих движение в режиме существенной перегрузки, а также объектов, дающих максимальную отдачу для социально-экономического развития Российской Федерации и регионов, в том числе на территории Сибири и Дальнего Востока, Северо-Кавказского федерального округа, формирование сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров;
в области автомобильного транспорта - обновление парка автотранспортных средств и совершенствование его структуры, завершение создания нормативной правовой базы, массовое внедрение новых перевозочных, информационных и телекоммуникационных технологий с применением глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, значительное повышение качества предоставляемых услуг пассажирским и грузовым транспортом во всех видах сообщения, увеличение скорости товародвижения на междугородных и международных маршрутах;
в области воздушного транспорта - развитие международных узловых аэропортов (хабов), сети внутрироссийских узловых аэропортов и региональных сетей аэропортов, обеспечивающих связность опорной аэропортовой сети, кардинальное обновление парка воздушных судов, развитие аэронавигационной системы Российской Федерации и системы поиска и спасания с применением спутниковых технологий;
в области морского транспорта - увеличение пропускной способности российских морских портов и провозной способности отечественного транспортного флота, обновление морского флота, обеспечением роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах;
в области внутреннего водного транспорта - устранение участков, лимитирующих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, развитие портовой инфраструктуры на внутренних водных путях международного значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой, реконструкция гидротехнических сооружений, реконструкция пассажирских вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, а также строительство судов грузового и пассажирского флота.
На первом этапе будет создана система государственного стратегического планирования в сфере транспорта на основе транспортно-экономического баланса и развития статистического наблюдения, продолжится совершенствование нормативно-правового обеспечения функционирования и развития транспортного комплекса, приняты меры по ускорению целевого инновационного развития транспорта, получат развитие регулирование доступа перевозчиков на рынки транспортных услуг, стандартизация параметров качества транспортных услуг.
Предусматривается ускоренное приоритетное развитие общественного пассажирского транспорта, транспортных и логистических технологий для обеспечения высокого качества грузовых перевозок, внедрение интеллектуальных транспортных систем. На этом этапе будут обеспечены отработка и тиражирование механизмов реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства на всех видах транспорта.
Повысится финансовая устойчивость предприятий транспорта, будут созданы экономические предпосылки для роста их инвестиционных возможностей и привлечения долгосрочных внешних финансовых ресурсов для развития.
Второй этап реализации Транспортной стратегии предусматривает ускорение темпов ввода новых объектов транспортной инфраструктуры, формирование системы скоростных автомобильных и железных дорог, строительство новых портовых мощностей, расширение сети региональных аэропортов, развитие современных терминально-логистических комплексов, внедрение систем скоростного пассажирского внеуличного транспорта и автоматизированных систем управления движением транспортных средств в крупных городах.
Инновационный сценарий развития ориентируется на устойчивый спрос на транспортно-логистические услуги, масштабный объем привлечения государственных и частных инвестиций, направленный на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры и технологическую модернизацию основных фондов транспортных предприятий. Развитие интермодальных транспортных и логистических систем потребует унификации транспортных стандартов и документов, введения электронного обмена информацией, совершенствования тарифных схем и таможенных технологий.
Оптимизация и пространственное развитие транспортной сети будут связаны с созданием экономически обоснованных резервов пропускной и провозной способности направлений транспортной сети, скоростных и высокоскоростных систем для перевозок пассажиров, пространственным развитием транспортной сети в сложившихся и новых районах хозяйственного освоения, удаленных и малодоступных регионах.
Для обеспечения потребностей транспортного комплекса должна быть проведена масштабная модернизация в отраслях транспортного машиностроения, направленная на создание конкурентоспособных производств по выпуску современных видов продукции.
В связи с этим второй этап включает:
развитие конкурентного рынка доступных и качественных транспортных услуг для обеспечения потребностей интенсивного инновационного развития экономики и улучшения качества жизни населения, повышения конкурентоспособности, производительности и рентабельности транспортных систем;
выход на мировой уровень технологического и технического развития транспорта;
создание резервов, необходимых для обеспечения ускоренного развития транспортной системы Российской Федерации и повышения ее конкурентоспособности, эффективности и качества транспортного обслуживания, создания инфраструктурных условий для развития новых точек экономического роста в стране;
расширение опорной транспортной сети;
реализацию транзитного потенциала страны, в том числе совместных проектов в рамках Единого экономического пространства и с другими государствами;
диверсификацию направлений экспортных поставок российских углеводородов;
повышение роли транспортно-логистической инфраструктуры в организации товародвижения, а также превращение логистических транспортных центров в управляющие элементы системы товародвижения.
На этом этапе будет обеспечен переход к системному развитию транспортной системы страны на основе формирования единого транспортного пространства Российской Федерации, что включает:
создание единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций страны на базе развития путей сообщения всех видов транспорта;
увеличение пропускной способности и достижение лучших мировых показателей по скоростным параметрам транспортной инфраструктуры, а также рост доли высокоскоростных путей сообщения;
создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, интегрированной системы логистических парков, а также единой информационной среды технологического взаимодействия различных видов транспорта и участников транспортного процесса для формирования современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, на территории страны;
применение инновационных технологий строительства, реконструкции и содержания инфраструктуры.
На втором этапе транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны.
Сбалансированное развитие транспортной системы страны позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировом рынке, приблизить показатели мобильности населения к уровню развитых стран, что станет одним из важнейших факторов повышения качества человеческого капитала в стране, а также позволит снизить дифференциацию по доступности транспортных услуг для различных регионов и социальных групп общества.
Предусматривается обеспечить население качественными транспортными услугами в соответствии с социальными транспортными стандартами. Предполагается обеспечить постепенное повышение уровня этих стандартов по прогрессивной шкале.
Продолжится развитие всех видов транспорта. Особое внимание будет уделено комплексному развитию крупных транспортных узлов и созданию транспортно-логистической инфраструктуры.
Основные направления развития на втором этапе предусматривают:
в области железнодорожного транспорта - строительство глубокого обхода Московского железнодорожного узла, обхода Пермского железнодорожного узла, развитие направлений Чишмы - Бугульма - Инза и Челябинск - Орск - Новоперелюбская - Сенная, создание альтернативного транспортного направления "Белкомур" из Урала в порты Белого и Баренцева морей, строительство сплошных вторых путей на направлении Тында - Комсомольск-на-Амуре, а также существенное расширение полигона скоростного и высокоскоростного движения со строительством выделенных высокоскоростных магистралей;
в области дорожного хозяйства - развитие новых направлений автомобильных дорог, входящих в состав маршрутов федерального значения, не только обеспечивающих межрегиональные связи, но и позволяющих интегрировать разобщенную дорожную сеть отдельных областей в единую транспортную систему Российской Федерации, автомобильных дорог, соединяющих между собой административные центры субъектов Российской Федерации по кратчайшему расстоянию, региональных автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам пропуска, автомобильных дорог, обеспечивающих автотранспортные связи субъектов, расположенных на северо-востоке страны, с дорожной сетью Российской Федерации, автомобильных дорог, обеспечивающих подъезд от федеральной дорожной сети Российской Федерации к морским портам, и автомобильных дорог, обеспечивающих разгрузку крупных транспортных узлов, а также модернизацией существующих и строительством новых дорог в зоне Севера и районах нового освоения, комплексную модернизацию и развитие дорожной сети в крупнейших транспортных узлах Российской Федерации, строительство и реконструкцию автомобильных дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог;
в области автомобильного транспорта - завершение создания инфраструктуры для обеспечения полного и качественного удовлетворения потребностей населения и экономики страны в автотранспортных услугах, доведение конкурентоспособности российских перевозчиков до уровня мировых стандартов, создание системы обеспечения технологической, экологической и энергетической безопасности автотранспортной деятельности с учетом снижения негативных последствий автомобилизации;
в области развития общественного пассажирского транспорта общего пользования - развитие выделенной инфраструктуры для пассажирского транспорта общего пользования, систем городского внеуличного транспорта, а также развитие интермодальных систем перевозок пассажиров, модернизацию и рост парков подвижного состава;
в области воздушного транспорта - обеспечение эксплуатационной годности и сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта, расширение аэродромной сети, главным образом в результате развития региональной авиатранспортной инфраструктуры, не входящей в состав опорной сети, а также массовое обновление парка воздушных судов на основе авиатехники нового поколения;
в области морского транспорта - увеличение пропускной способности морских портов и повышение эффективности их работы в координации с созданием логистической системы, включающей как припортовые терминалы различного назначения, так и терминалы в крупных транспортных узлах страны (включая "сухие порты"), а также ростом дедвейта морского транспортного флота, зарегистрированного под российским флагом;
в области внутреннего водного транспорта - развитие инфраструктуры внутренних водных путей и речных портов для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также развитие туристического бизнеса.
Необходимым условием реализации Транспортной стратегии на всех этапах является улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте на основе формирования и отработки механизмов управления инвестициями, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей