6. Задачи, направленные на достижение цели 6 "Снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду"
6. Задачи, направленные на достижение цели 6
"Снижение негативного воздействия транспортной системы
на окружающую среду"
Для достижения цели 6 необходимо решить следующие основные задачи:
модернизация транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду;
повышение доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий;
повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран;
обеспечение экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждение и сокращение их образования;
внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте;
привлечение граждан и организаций к участию в общественной экспертизе и решении вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса.
Решение задачи модернизации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, направленной на снижение их негативного воздействия на окружающую среду, предусматривает:
обустройство автомобильных дорог современными инженерными средствами защиты окружающей среды от вредных воздействий, включая искусственные и растительные барьеры для снижения загрязнения прилегающих территорий и уровня шумового воздействия;
реализацию комплекса мер, направленных на повышение технического уровня транспортных средств, впервые регистрируемых на территории Российской Федерации. Внедрение ограничений на поставку в Российскую Федерацию транспортных средств (в том числе воздушных судов), имеющих низкие показатели экологичности, мотивирование их замены на более эффективные. Усиление контроля за техническим состоянием эксплуатируемых автомобилей по экологическим показателям;
переход на мировые экологические стандарты в отношении потребляемого топлива с возможностью эксплуатации транспортных средств предыдущих поколений в течение переходного периода;
сокращение объемов воздействий, выбросов и сбросов, количества отходов на всех видах транспорта за счет профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала, обучения эффективным приемам управления и режимам вождения транспортных средств, способам рационализации маршрутов движения;
сокращение негативного воздействия транспорта на окружающую среду в городских агломерациях за счет внедрения интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих снижение заторов на дорогах и оптимизацию скоростей движения транспортных потоков;
разработку и внедрение новых способов содержания автодорог общего пользования в зимний период, позволяющих уменьшить отрицательное влияние противогололедных материалов;
разработку и внедрение новых конструктивно-технологических решений и материалов, позволяющих снизить пылеобразование на автодорогах, и предотвратить водную эрозию, а также нарушение природных ландшафтов (эстакады, тоннели);
ввод в эксплуатацию на морском транспорте необходимого количества судов обеспечивающего флота, в том числе природоохранных. Ориентирование транспортных фирм на приобретение 2-корпусных судов для перевозки нефтеналивных грузов;
разработку комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности в Арктике, включающего создание портов-убежищ, ремонтных баз и приемных портовых сооружений для судовых отходов;
создание на внутреннем водном транспорте специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - совершенствование методов государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды на транспорте, обустройство транспортных коммуникаций средствами защиты окружающей среды от негативного воздействия транспорта, совершенствование структуры парков транспортных средств по экологическим критериям, повышение квалификации кадров, снижение транспортной нагрузки в населенных пунктах, обеспечение экологической безопасности в Арктике;
на морском и внутреннем водном транспорте - строительство современного природоохранного флота;
на автомобильном транспорте - обновление парка автотранспортными средствами с лучшими экологическими параметрами, совершенствование подготовки водителей и персонала за счет обучения методам, позволяющим снизить негативное воздействие автотранспорта на окружающую среду;
на воздушном транспорте - повышение экологических требований к воздушным судам (по уровню шума и эмиссии).
Решение указанной задачи позволит модернизировать или заменить транспортные средства и объекты инфраструктуры транспорта на более экологичные либо внедрить нормативы, технические средства и технологии, направленные на улучшение их экологических характеристик.
Решение задачи повышения доли использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий предусматривает:
мотивирование перехода к использованию экологически чистых видов топлива, гибридных, электрических, водородных двигателей транспортных средств, возобновляемых источников энергии, материалов и технологий, минимизирующих негативное воздействие на окружающую среду;
меры экономического стимулирования экологичных транспортных технологий, оптимизацию тарифной политики на основе критериев энергоэффективности и экологического воздействия на окружающую среду;
поддержку сезонной деятельности внутреннего водного транспорта как наиболее экологичного вида транспорта - обеспечение доступа к адекватным кредитным ресурсам;
расширение использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей транспортных средств, возобновляемых источников энергии, материалов и технологий, оптимизация тарифной политики на основе критериев энергоэффективности и экологического воздействия на окружающую среду;
на железнодорожном транспорте - увеличение масштабов использования электротяги и снижение выбросов загрязняющих веществ;
на морском транспорте - использование в качестве топлива сжиженного природного газа;
на внутреннем водном транспорте - развитие обеспечивающего флота;
на воздушном транспорте - внедрение новых экологически чистых веществ для авиационных технологий, сокращение использования вредных веществ, разработка технологий их утилизации, реализация исследовательских программ в области авиационных видов биотоплива.
Решение указанной задачи позволит увеличить использование экологически чистых видов топлива и электроэнергии и снизить объемы выбросов загрязняющих веществ от транспортного комплекса.
Решение задачи повышения энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран предусматривает:
разработку и реализацию комплекса мер, направленных на расширение применения более экономичных транспортных средств;
разработку и стимулирование внедрения транспортными предприятиями энергоэффективных технологий перевозочного процесса.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - использование транспортных средств с более низким расходом моторного топлива, внедрение ресурсосберегающих технологий перевозочного процесса, рационализация маршрутов движения транспортных средств, строительство объектов энергетики для нужд транспортной инфраструктуры, использующих возобновляемые источники энергии;
на воздушном транспорте - снижение потребления топлива в аэропортах и воздушными судами, введение стандартов по выбросам углекислого газа.
Решение указанной задачи должно обеспечить устойчивый рост энергоэффективности транспортного комплекса Российской Федерации.
Решение задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами транспортного комплекса, предупреждения и сокращения их образования предусматривает:
оснащение объектов транспортной инфраструктуры очистными сооружениями и повышение их эффективности, сокращение водозабора, применение современных технологий и способов сбора и утилизации отходов;
сокращение количества отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;
использование механизма государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах по созданию в портах технических средств для приема и утилизации судовых отходов.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - создание современной инфраструктуры экологически безопасного сбора, хранения, удаления, обезвреживания, переработки и размещения отходов от деятельности транспортного комплекса;
на железнодорожном транспорте - сокращение количества отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании железных дорог;
в дорожном хозяйстве - сокращение количества неутилизируемых отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог;
на морском транспорте - создание в портах инфраструктуры для приема и утилизации судовых отходов, внедрение метода очистки отработанных газов от высокосернистого дизельного топлива;
на воздушном транспорте - внедрение экологически безопасных технологий утилизации авиатехники, строительство очистных сооружений в аэропортах, внедрение технологий повторного использования технических вод, сбора и утилизации мусора, утилизации противообледенительной жидкости.
Решение указанной задачи позволит снизить объемы выбросов, стоков и отходов в транспортном комплексе.
Решение задачи внедрения систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте предусматривает:
создание системы мониторинга и информационно-аналитической системы оценки уровня негативного воздействия транспорта на окружающую среду в территориальном разрезе и по видам транспорта;
разработку организационно-экономической модели и создание комплексной институциональной системы управления качеством в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:
в транспортном комплексе - создание комплексной информационно-аналитической системы экологического мониторинга и контроля экологической обстановки на объектах транспортной инфраструктуры, обустройство экоаналитических лабораторий и постов экологического контроля, внедрение практики проведения экологических аудитов и экологического страхования рисков, совершенствование методов и организационной модели государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды на транспорте;
на воздушном транспорте - актуализация форм государственной статистической отчетности, внедрение системы сбора статистической информации об использовании парка воздушных судов авиации общего назначения и объемах израсходованного топлива наземным транспортом аэропортов, создание информационного интернет-портала по проблеме снижения выбросов парниковых газов гражданской авиацией.
Решение указанной задачи позволит создать эффективную систему управления снижением негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Решение задачи привлечения граждан и организаций к участию в общественной экспертизе и решению вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности транспортного комплекса, предусматривает:
использование механизмов общественных советов, организаций и объединений при экспертизе текущего состояния и мер по повышению экологической безопасности транспортного комплекса;
совершенствование работы с обращениями граждан и организаций по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Реализация этих мер обеспечит возможность гражданам, организациям и их объединениям оперативно сообщать и получать необходимую информацию по экологической безопасности транспорта, проведение публичных общественных обсуждений экологических рисков и последствий реализации транспортных проектов, создание в федеральных и региональных органах исполнительной власти в сфере транспорта общественных советов по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности, создание комплексной системы работы с обращениями граждан.
Решение указанной задачи позволит повысить информированность общества о работе по обеспечению экологической безопасности транспортного комплекса и вовлечь различные общественные организации и объединения в работу по формированию и пропаганде эффективных мер, направленных на снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду.
Основные мероприятия по решению задач в рамках достижения цели 6 приведены в приложении N 4 к Транспортной стратегии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей