2. Осуществление действий, направленных на достижение целей мероприятия по контролю
2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании").
При этом следует обращать внимание на:
- дату выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой продукции в обращение;
- дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию.
Это важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года) молоко и молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 29 декабря 2008 года), действуют до окончания сроков действия такого сертификата (декларации). Также и масложировая продукция, изготовленная или импортированная до 29 декабря 2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков ее годности или хранения. Таким образом, с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".
2.2. Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие последствия:
1. В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4 КоАП, в соответствии с которой возможно применение дополнительного наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом).
До применения административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, следует выдать предписание об устранении выявленного нарушения требований технических регламентов и о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам, в установленный срок.
В случае неисполнения такого предписания в установленный срок виновное лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). В данном случае правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом.
2. В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции должностное лицо приступает к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации.
Целями идентификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются:
- отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
- установление соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию;
- установление соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом.
Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в том числе:
1) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством:
- исследования сопроводительных документов;
- исследования соответствия сопроводительных документов маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему виду идентифицируемого продукта и упаковки;
2) испытания (исследования) молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях:
- недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов;
- если соответствие молока и продуктов его переработки требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию подтверждено;
- при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки;
3) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта.
При осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки соответствия молочной продукции требованиям технических регламентов осуществляется первая из перечисленных выше процедур, т.е. в первую очередь проводится экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Переход к процедурам, указанным в пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации о несоответствии идентифицируемой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В процессе идентификации молока и продуктов его переработки используются сведения, указанные в следующих статьях ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию":
- статья 2, устанавливающая перечень объектов технического регулирования;
- статья 4, определяющая понятия (молока, продуктов его переработки и др.);
- статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания;
- статья 26, устанавливающая показатели идентификации молока и продуктов его переработки.
Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".
В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в:
- нормативных документах федеральных органов исполнительной власти;
- сопроводительных документах на эти продукты;
- договорах поставок на эти продукты;
- спецификациях на эти продукты;
- информации на этикетках потребительских упаковок;
- других содержащих описание этих продуктов документах.
Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются:
- содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию;
- содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции является недостоверной.
Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда.
До принятия судом решения о принудительном отзыве фальсифицированных молока и продуктов его переработки должностным лицам Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры по:
- приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи соответствующего предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию");
- информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки (через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца).
Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст. 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются:
1) установление принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию";
2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
3) отнесение процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".
В соответствии с частями 5 - 7 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор) проводится в формах:
2) инструментального контроля.
При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".
При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его.
Статьей 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" предусмотрены следующие способы идентификации масложировой продукции (в зависимости от поставленных целей):
1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию":
- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в потребительской упаковке;
- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не потребительской упаковке;
- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах.
2) В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей:
- установление соответствия идентифицируемой продукции признакам, установленным ст. 3;
- установление соответствия идентифицируемой продукции информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах.
3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию":
- установление, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".
2.3. Оформление сведений, полученных по результатам оценки соответствия (идентификации) продукции обязательным требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает меры административного воздействия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.
При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицу).
┌─────────────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────┐
│ Полномочия, │ Полномочия, │ Полномочия, │
│ предусмотренные ФЗ │ предусмотренные ТР │предусмотренные ТР│
│"О техническом регулировании"│ на молоко │ на масложировую │
│ │ │ продукцию │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────┤
│ проводить проверку │ в случае выявления │ осуществлять │
│ достоверности полученной │ нарушений ТР принимать │ идентификацию │
│ информации о несоответствии │меры в целях недопущения│ объектов │
│ продукции требованиям │ причинения вреда жизни │ технического │
│ тех. регламентов (ст. 39) │ или здоровью граждан, │ регулирования │
├─────────────────────────────┤ окружающей среде │ тех. регламента │
│ требовать от изготовителя │ │ (ст. 26) │
│(продавца, лица, выполняющего│ │ │
│ функции иностранного │ │ │
│ изготовителя) материалы │ │ │
│ проверки достоверности │ │ │
│ полученной информации о │ │ │
│ несоответствии продукции │ │ │
│ требованиям тех. регламентов│ │ │
│ (ч. 1 ст. 38) │ │ │
├─────────────────────────────┤ ├──────────────────┤
│ согласовывать программу │ │ проводить отбор │
│мероприятий по предотвращению│ │ образцов │
│ причинения вреда, │ │ масложировой │
│ разработанную изготовителем │ │ продукции при │
│ (продавцом, лицом, │ │ проведении │
│ выполняющим функции │ │инструментального │
│ иностранного изготовителя) │ │контроля (ст. 26) │
│ (ч. 2 ст. 38) │ │ │
├─────────────────────────────┤ │ │
│ запрашивать у изготовителя │ │ │
│(исполнителя, продавца, лица,│ │ │
│ выполняющего функции │ │ │
│иностранного изготовителя) и │ │ │
│ иных лиц дополнительную │ │ │
│ информацию о продукции, │ │ │
│ процессах производства, │ │ │
│ эксплуатации, хранения, │ │ │
│ перевозки, реализации и │ │ │
│ утилизации, в том числе │ │ │
│ результаты исследований │ │ │
│ (испытаний) и измерений, │ │ │
│проведенных при осуществлении│ │ │
│ обязательного подтверждения │ │ │
│ соответствия (ст. 39) │ │ │
├─────────────────────────────┤ │ │
│ направлять запросы в другие │ │ │
│ федеральные органы │ │ │
│ исполнительной власти │ │ │
│ (ст. 39) │ │ │
├─────────────────────────────┤ │ │
│при необходимости привлекать │ │ │
│ специалистов для анализа │ │ │
│ полученных материалов │ │ │
│ (ст. 39) │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ выдавать предписание о │выдавать предписания об │ │
│ разработке изготовителем │ устранении нарушений │ │
│ (продавцом, лицом, │ и устанавливать │ │
│ выполняющим функции │ обоснованный с учетом │ │
│ иностранного изготовителя) │характера нарушений срок│ │
│ программы мероприятий по │ для исполнения │ │
│ предотвращению причинения │ предписаний │ │
│вреда, оказывать содействие в│ │ │
│ее реализации и осуществлять │ │ │
│ контроль за ее выполнением; │ │ │
│ запрашивать у изготовителя │ │ │
│ (продавца, лица, │ │ │
│ выполняющего функции │ │ │
│иностранного изготовителя) и │ │ │
│ иных лиц документы, │ │ │
│ подтверждающие проведение │ │ │
│ мероприятий, указанных в │ │ │
│ программе мероприятий по │ │ │
│ предотвращению причинения │ │ │
│ вреда; проверять соблюдение │ │ │
│сроков, указанных в программе│ │ │
│ (ст. 39) │ │ │
├─────────────────────────────┤ │ │
│ выдавать предписания об │ │ │
│ устранении нарушений │ │ │
│ требований технических │ │ │
│ регламентов в срок, │ │ │
│ установленный с учетом │ │ │
│характера нарушения (ст. 34) │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ выдавать предписание о │ выдавать предписания о │ │
│ приостановке реализации │ приостановке │ │
│ продукции при получении │ производства и │ │
│ информации о несоответствии │ реализации или только │ │
│ этой продукции требованиям │ реализации продуктов │ │
│ тех. регламентов и │ переработки молока, не │ │
│ необходимости принятия │ соответствующих │ │
│ незамедлительных мер по │ требованиям │ │
│ предотвращению причинения │ (ч. 1 ст. 18) │ │
│ вреда жизни и здоровью │ │ │
│ граждан при использовании │ │ │
│ этой продукции либо угрозы │ │ │
│ причинения такого вреда │ │ │
│ (ч. 3 ст. 39) │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ направлять в орган по │требовать предоставления│ │
│ сертификации, выдавший │информации о результатах│ │
│ сертификат, информацию о │ производственного │ │
│необходимости приостановления│ контроля │ │
│ или прекращения действия │ (часть 3 ст. 20) │ │
│ сертификата соответствия │ │ │
│ (ст. 34) │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ вправе выдавать лицу, │ направлять в органы, │ │
│ принявшему декларацию о │ выдавшие сертификат │ │
│ соответствии, предписание о │ соответствия, │ │
│ приостановлении или │ или органы, │ │
│ прекращении действия │ зарегистрировавшие │ │
│ декларации о соответствии с │ декларацию о │ │
│обязательным информированием │соответствии, информацию│ │
│ об этом федерального органа │ о необходимости │ │
│ исп. власти, организующего │ приостановления или │ │
│ формирование и ведение │ прекращения действия │ │
│единого реестра деклараций о │ декларации о │ │
│ соответствии (ст. 34) │ соответствии или │ │
│ │сертификата соответствия│ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ привлекать изготовителя │ принимать решение об │ │
│(исполнителя, продавца, лицо,│обращении в суд с иском │ │
│ выполняющее функции │о принудительном отзыве │ │
│ иностранного изготовителя) │ молока и продуктов его │ │
│ к ответственности, │ переработки, не │ │
│ предусмотренной │ соответствующих │ │
│ законодательством (ст. 34) │ требованиям настоящего │ │
├─────────────────────────────┤ Федерального закона │ │
│ обращении в суд с иском │ ├──────────────────┤
│ о принудительном отзыве │ │ │
│ продукции (ст. 39, ст. 40) │ │ │
├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │
│ принимать иные │осуществлять контроль за│ │
│ предусмотренные │утилизацией продукции, в│ │
│ законодательством РФ меры │ отношении которой │ │
│ в целях недопущения │ принято постановление │ │
│ причинения вреда │ об утилизации │ │
│(см. технические регламенты) │ (ч. 3 ст. 19) │ │
└─────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────┘
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей