5.2. Организация учета и оформление первичными учетными документами операций движения материальных запасов

К материальным запасам в учреждениях социального обслуживания населения относятся:

предметы, используемые в деятельности учреждения социального обслуживания населения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

предметы, используемые в деятельности учреждений социального обслуживания населения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам в соответствии с ОКОФ <*>.

--------------------------------

<*> Не относятся к основным средствам и учитываются в составе материальных запасов предметы, перечисленные в преамбуле ОКОФ.

Материальные запасы принимаются к бюджетному учету на основании сопроводительных документов поставщика (накладных и т.п.).

Во время приемки производится проверка соответствия объема, ассортимента, цен, качества материалов указанным в сопроводительном документе.

Получение материальных запасов оформляется распиской материально ответственного лица в сопроводительных документах поставщика.

Сопроводительные документы поставщика поступают от материально ответственного лица в бухгалтерию учреждения социального обслуживания населения после того, как материально ответственное лицо отразит все поступившие согласно документам материалы в Книге (Карточке) учета материальных ценностей.

Учет в книге ведется по наименованиям, сортам и количеству материалов, мягкого инвентаря, посуды с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

Бухгалтерия систематически осуществляет контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе (в местах хранения), а также производит сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе.

О результатах проверок должны быть сделаны соответствующие записи на отведенной для этого странице в конце книги.

При ограниченном объеме наименований материальных ценностей учет можно вести в карточке учета материальных ценностей.

Если при приемке материалов обнаружены количественные и качественные расхождения, а также расхождения по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика, то приемка приостанавливается и продолжается уже в присутствии комиссии, назначенной руководителем учреждения социального обслуживания населения.

По выявленным расхождениям составляется Акт о приемке материалов N М-7 (ф. 0315004), который является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акт о приемке материалов N М-7 (ф. 0315004) составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

Акт о приемке материалов составляется в двух экземплярах членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации.

Необходимые дополнительные данные, не выделенные в форме отдельными строками, записываются в разделе "Другие данные".

После приемки материалов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию учреждения социального обслуживания населения для учета движения материалов, другой - в соответствующее подразделение учреждения для направления претензионного письма поставщику.

Унифицированные формы первичных учетных документов для оформления списания материалов <*>

--------------------------------

<*> Унифицированные формы первичной учетной документации утверждены Инструкцией по бюджетному учету, Постановлением Госкомстата РФ N 78.

N формы

Код формы

Наименование формы

М-11

0315006

Требование-накладная

-

0504210

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения

-

0504230

Акт о списании материальных запасов

-

0504143

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря

3

0345001

Путевой лист легкового автомобиля

3 спец.

0345002

Путевой лист специального автомобиля

4-С

0345004

Путевой лист грузового автомобиля

4-П

0345005

Путевой лист грузового автомобиля

6 (спец.)

0345007

Путевой лист автобуса необщего пользования

Требование-накладная ф. N М-11 применяется для учета движения материальных ценностей внутри учреждения социального обслуживания населения - между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладную ф. N М-11 в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности.

Первый экземпляр служит основанием сдающему материально ответственному лицу для списания ценностей, второй - принимающему материально ответственному лицу для их оприходования.

Накладную ф. N М-11 подписывают материально ответственные лица, сдающие и получающие материальные ценности, и сдают в бухгалтерию для учета движения материалов.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) применяется для оформления передачи в эксплуатацию материальных ценностей на хозяйственные цели. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу с указанием выдаваемых материальных ценностей. Ведомость служит основанием для списания указанных ценностей с баланса учреждения социального обслуживания населения.

Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) применяется для списания с баланса материалов на основании документов, подтверждающих их количественный расход. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения социального обслуживания населения.

Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143) применяется для списания мягкого инвентаря и посуды. При этом списание посуды производится на основании данных Книги регистрации боя посуды (ф. 0504044).

Списание топлива и горюче-смазочных материалов производится на основании путевых листов.

Путевой лист легкового автомобиля ф. N 3 (ф. 0345001) является первичным документом по учету работы легкового автотранспорта и основанием для начисления заработной платы водителям.

Выписывается в одном экземпляре диспетчером или уполномоченным лицом. Путевой лист действителен только на один день или смену. На более длительный срок он выдается только в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).

В путевом листе обязательно должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать учреждения социального обслуживания населения, в оперативном управлении которого находится автомобиль.

Маршрут следования автомобиля, связанный с выполнением перевозок или служебного задания, записывается по всем пунктам следования с указанием адресов и названий организаций. Не допускаются при указании маршрута формулировки "поездки по городу", "выполнение служебного задания".

Заполнение раздела "Движение горючего" производится в полном объеме по всем реквизитам, исходя из фактических затрат и показателей приборов. В данном разделе отражается также выдача талонов на ГСМ в подотчет водителям с указанием количества топлива, серии и номера талонов.

Первичные документы по движению материальных запасов должны быть тщательно оформлены, содержать подписи лиц, совершивших операции, и коды соответствующих объектов учета.

Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных запасов возложен на главного бухгалтера учреждения социального обслуживания населения и руководителей соответствующих подразделений.