Определение Конституционного Суда РФ от 01.10.2008 N 675-О-П "По жалобе общества с ограниченной ответственностью "ММК-Транс" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 октября 2008 г. N 675-О-П
ПО ЖАЛОБЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"ММК-ТРАНС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 173 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.О. Красавчиковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы ООО "ММК-Транс",
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "ММК-Транс" (город Москва) оспаривает конституционность пункта 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 его статьи 170, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 данного Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 данного Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, не позволяющие плательщикам налога на добавленную стоимость по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода реализовать право на возмещение из бюджета сумм превышения налоговых вычетов над суммой исчисленного налога на добавленную стоимость, а также исключающие возможность восстановления данного срока, пропущенного по уважительным причинам, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 57.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, 20 февраля 2004 года ООО "ММК-Транс" представило в инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по городу Москве налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за январь 2004 года, в которой сумма налога, подлежащая возмещению, заявлена не была, а 30 декабря 2004 года - уточненную налоговую декларацию, в которой сумма налога, подлежащая возмещению, была заявлена в размере 14 809 518 рублей. Поскольку при этом ООО "ММК-Транс" не представило документы, подтверждающие право на заявленный налоговый вычет, налоговый орган решением от 18 апреля 2005 года N 1504 отказал ему в возмещении налога на добавленную стоимость.
Арбитражный суд города Москвы решением от 6 июля 2005 года, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, в удовлетворении требования ООО "ММК-Транс" об обязании налогового органа возместить путем зачета сумму налога на добавленную стоимость в размере 14 809 518 рублей за январь 2004 года отказал, сославшись на то, что документы, подтверждающие право на заявленные налоговые вычеты, были представлены в налоговый орган 25 апреля 2005 года, в то время как требования об их предоставлении направлялись в адрес налогоплательщика 27 января 2005 года и 9 марта 2005 года, письма же с просьбой о продлении срока представления указанных документов были направлены ООО "ММК-Транс" в налоговый орган спустя месяц после получения повторного требования. Признав данные обстоятельства свидетельствующими о невыполнении ООО "ММК-Транс" в установленный срок законных требований налогового органа, в результате чего документы, подтверждающие право на заявленный налоговый вычет, налоговым органом не проверялись, арбитражный суд в свою очередь счел их проверку недопустимой в силу статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации. В надзорной инстанции дело не рассматривалось.
Определением от 20 декабря 2006 года, оставленным без изменения апелляционной, кассационной и надзорной инстанциями, Арбитражный суд города Москвы отказал ООО "ММК-Транс" в удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу решения того же арбитражного суда от 6 июля 2005 года. Арбитражный суд пришел к выводу, что действия налогового органа не противоречат конституционно-правовому смыслу отдельных положений Налогового кодекса Российской Федерации, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 12 июля 2006 года N 266-О и N 267-О, принятие которых заявитель со ссылкой на пункт 6 статьи 311 АПК Российской Федерации указал в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
19 февраля 2007 года ООО "ММК-Транс" представило в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в порядке устранения выявленных недостатков уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2004 года, в которой сумма налога к возмещению была заявлена в меньшем размере и составила 14 807 640 рублей. Одновременно с декларацией были предоставлены документы, подтверждающие применение заявленных налоговых вычетов. Решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6 от 13 июля 2007 года N 57-14/770, которым ООО "ММК-Транс" было отказано в возмещении налога на добавленную стоимость со ссылкой на пункт 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Москвы признал недействительным решением от 9 ноября 2007 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 мая 2008 года, принятым по кассационной жалобе Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 6, судебные акты судов первой и апелляционной инстанций были отменены и вынесено новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных ООО "ММК-Транс" требований. При этом арбитражный суд указал, что уточненная налоговая декларация за январь 2004 года была подана в феврале 2007 года и в силу статей 81 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации является самостоятельным объектом налоговой проверки, а не продолжением обращения, сделанного в декабре 2004 года, а потому, исходя из статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей срок, за пределами которого налогоплательщик не имеет права на возмещение налога из бюджета, вывод арбитражных судов противоречит закону.
В Определении от 8 апреля 2004 года N 169-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что, устанавливая в главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации налог на добавленную стоимость и закрепляя - с учетом его экономической природы - правила исчисления данного налога, в том числе особенности механизма исчисления итоговой суммы налога, федеральный законодатель определил, что положительная разница между суммами, получаемыми налогоплательщиками от покупателей, и суммами налога, фактически уплачиваемыми налогоплательщиками поставщикам товаров (работ, услуг), подлежит уплате налогоплательщиком в бюджет по результатам налогового периода, а отрицательная - возврату (зачету) налогоплательщику из бюджета.
В Определении от 3 июля 2008 года N 630-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал также, что, исходя из экономической сущности налога на добавленную стоимость как косвенного налога (налога на потребление), федеральный законодатель предусмотрел многоступенчатый механизм его исчисления и уплаты, в рамках которого статьей 173 Налогового кодекса Российской Федерации для расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, предусмотрена необходимость определения как сумм налога, исчисленных с налоговой базы (со стоимости реализованных товаров, работ, услуг), так и сумм налога, предъявленных по покупкам, приобретенным для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налоговому вычету. При этом налогоплательщику в пределах срока, установленного пунктом 2 данной статьи, предоставлена возможность возмещать налог из бюджета и при отсутствии переплаты (переплаченной в бюджет суммы), а именно в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров (работ, услуг).
Таким образом, вопрос, поставленный в жалобе ООО "ММК-Транс", разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющих свою силу решениях. Согласно части второй статьи 74 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" во взаимосвязи с его статьями 3, 6, 36, 79, 85, 86, 87, 96 и 100 выраженные в этих решениях правовые позиции, равно как и данное в них конституционно-правовое истолкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, являются общеобязательными, в том числе для судов.
3. Доводы, приведенные заявителем в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что фактически он выражает несогласие с вынесенными по делу с его участием судебными актами, в которых, как он утверждает, арбитражными судами не были учтены уважительные причины пропуска срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, для представления документов, подтверждающих право на заявленные налоговые вычеты. Между тем проверка законности и обоснованности решений судов арбитражной юрисдикции к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится, равно как и разрешение поставленного в жалобе вопроса о необходимости нормативного закрепления условий восстановления (либо приостановления или прерывания течения) срока, пропущенного плательщиками налога на добавленную стоимость, в том числе при наличии уважительных причин.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
1. Признать жалобу ООО "ММК-Транс" не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Конституционного Суда
Российской Федерации
О.С.ХОХРЯКОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей