О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год см. письмо Минздравсоцразвития РФ от 21.12.2009 N 20-0/10/2-10360.

Таблица 2. Пример расчета коэффициента удорожания стоимости медицинской помощи населением субъекта Российской Федерации

Таблица 2

Пример расчета коэффициента удорожания стоимости

медицинской помощи населением субъекта Российской Федерации

┌────────────────────────────────┬──────────────────┬─────────────────────┐

│ Возрастная группа │ Численность │ Коэффициент │

│ │ населения │ удорожания │

├────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤

│ 0 - 4 │ 109 050│ 1,62│

├────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤

│ 5 - 59 │ 1 677 313│ 1,00│

├────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤

│ 60 и старше │ 222 634│ 1,32│

├────────────────────────────────┼──────────────────┼─────────────────────┤

│ всего │ 2 008 997│ 1,069│

└────────────────────────────────┴──────────────────┴─────────────────────┘

Пример расчета: (109 050 x 1,62 + 1 677 313 x 1,0 + 222 634 x 1,32) / 2 008 997 = 1,069

Для определения стоимости территориальной программы ОМС необходимо величину подушевого норматива ее финансового обеспечения за счет средств ОМС умножить на районный коэффициент, затем - на численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации и на рассчитанный коэффициент удорожания стоимости медицинской помощи населением субъекта Российской Федерации. При этом следует учитывать, что установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 норматив финансового обеспечения Программы за счет средств ОМС на 2009 год в размере 4059,6 рубля на одного человека рассчитан с учетом макроэкономических показателей 2008 года и проектировок макроэкономических показателей на 2009 год.

На следующем этапе проводится оценка объема финансовых поступлений в территориальный фонд ОМС за счет:

- единого социального налога;

- других налоговых поступлений (единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого сельскохозяйственного налога);

- страховых взносов на ОМС неработающих граждан;

- прочих поступлений, включая дотации Федерального фонда ОМС.

Подушевой норматив финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий, в том числе за счет ОМС, следует указать в текстовой части территориальной программы государственных гарантий. При этом для определения сводной стоимости территориальной программы государственных гарантий следует дополнительно учесть затраты на прочие виды медицинской помощи, а также на содержание административно-управленческого персонала (АУП) системы ОМС.

Субъекты Российской Федерации вправе включать дополнительные объемы медицинской помощи и соответственно увеличивать стоимость территориальной программы государственных гарантий исходя из потребности населения в медицинской помощи, учитывая при этом финансовые возможности региона. Медицинская помощь гражданам, не подлежащим обязательному медицинскому страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, по видам, включенным в территориальную программу ОМС, оплачивается за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов.

15. При осуществлении субъектом Российской Федерации перехода к преимущественно одноканальному финансовому обеспечению территориальной программы государственных гарантий за счет средств ОМС (при условии утверждения размера подушевого норматива финансового обеспечения территориальной программы ОМС не ниже установленного на 2009 год - 4059,6 рубля с учетом районных коэффициентов) необходимо придерживаться установленного Правительством Российской Федерации норматива финансового обеспечения Программы и не допускать увеличения размера дефицита территориальной программы государственных гарантий по тем видам медицинской помощи, которые остаются на финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований.

16. Размер дефицита финансового обеспечения территориальной программы государственных гарантий в 2009 году определяется как разность утвержденной субъектом Российской Федерации стоимости территориальной программы государственных гарантий и потребности в финансовом обеспечении территориальной программы государственных гарантий, определяемой исходя из подушевого норматива финансового обеспечения Программы, установленного Правительством Российской Федерации на 2009 год, с учетом районных коэффициентов, численности населения субъекта Российской Федерации на начало 2009 года.

Размер дефицита финансового обеспечения территориальной программы ОМС в 2009 году определяется как разность утвержденной субъектом Российской Федерации стоимости территориальной программы ОМС и потребности в финансовом обеспечении территориальной программы ОМС, определяемой исходя из подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы ОМС, установленного Правительством Российской Федерации на 2009 год, с учетом районных коэффициентов, численности застрахованных граждан субъекта Российской Федерации на начало 2009 года.

17. Для определения размера бюджетных ассигнований, необходимого для финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, в части их расходов, не включенных в тариф, следует произвести расчет стоимости территориальной программы ОМС:

а) с учетом финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, по всем статьям расходов (полный тариф);

б) с учетом финансового обеспечения учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, только по статьям расходов, включенных в тариф ОМС.

18. Тарифы на медицинскую помощь, оказываемую в рамках территориальной программы ОМС, устанавливаются в субъекте Российской Федерации тарифным соглашением.

19. В соответствии с законодательством Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913 и иными нормативными и правовыми актами орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения совместно с территориальным фондом ОМС обеспечивают ведение раздельного учета объемов медицинской помощи и их финансового обеспечения по видам в соответствии с условиями предоставления в медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий (приложение 5).

20. Методика планирования кадровых ресурсов и количества коек для оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в рамках территориальной программы государственных гарантий представлена в приложении 6 и может быть рекомендована для обоснования ее ресурсного обеспечения.

21. Территориальная программа государственных гарантий на 2009 год в виде приложений должна содержать виды и условия оказания медицинской помощи в соответствии с разделом II, целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи в соответствии с разделом VI Постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. N 913, а также перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС.

Т.А.ГОЛИКОВА