Приложение N 3. О разъяснении отдельных вопросов применения отчетов об оценке, заключений о стоимости и т.п. в качестве основы для определения таможенной стоимости

Приложение N 3

О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

ПРИМЕНЕНИЯ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЙ О СТОИМОСТИ И Т.П.

В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Как показывает практика таможенного оформления новых и бывших в употреблении товаров и транспортных средств, наиболее часто для определения таможенной стоимости и (или) подтверждения сведений, заявленных в части таможенной стоимости, декларантами представляются отчеты об оценке товара, экспертные заключения о стоимости и прочие аналогичные документы (далее - Отчеты об оценке), выданные различными организациями, осуществляющими оценочную деятельность.

В случаях, когда в качестве основы для определения таможенной стоимости таможенным органом используется представленный декларантом Отчет об оценке, как правило, избирается 6 (резервный) метод определения, установленный ст. 24 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон).

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 19 и 20 - 23 Закона, то, как установлено Законом, она определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона на основе данных, имеющихся в Российской Федерации (п. 1 ст. 24 Закона).

Данным пунктом, прежде всего, подчеркивается обязанность соблюдения основных принципов определения таможенной стоимости, которые установлены ст. 12 Закона, а именно:

1. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению (например, представляемые декларантами документы), должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (п. 3 ст. 12 Закона).

Согласно данному пункту следует, что оценка товаров и транспортных средств должна в максимально возможной степени базироваться на стоимости сделки с ввозимыми товарами, имея в виду использование стоимости, основанной на фактических ценах, то есть ценах, по которым ввозимые товары продаются или предлагаются для продажи при обычном течении торговли в условиях конкуренции.

В связи с этим в Отчете об оценке для целей определения именно таможенной стоимости необходимо наличие следующей информации:

- подробное описание товара, позволяющее однозначно идентифицировать его с товаром, задекларированном по ГТД (объект оценки), с учетом всех его качественных характеристик и (или) технических параметров - для целей количественного определения;

- четкое значение цены товара (объекта оценки), то есть которая не является средним, примерным значением и т.п., - для целей количественного определения;

- источник информации, который был использован экспертом при определении стоимости товара (объекта оценки), то есть полное наименование каталога, справочника, интернет-сайта и т.п. с указанием номера страницы (в случае использования печатного издания), полного адреса (в случае использования электронного каталога или интернет-сайта) - для целей документального подтверждения и проверки достоверности.

2. Положения Закона не ограничивают полномочия таможенных органов проверить подлинность документов и достоверность содержащихся в них сведений в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации (п. 5 ст. 12 Закона).

Достаточно часто в Отчетах об оценке в качестве основы для определения стоимости товара (объекта оценки) экспертами указываются источники информации:

- которые отсутствуют в свободной продаже и (или) отсутствуют по объективным причинам в таможенных органах;

- доступ к которым ограничен и (или) является платным;

- приводятся ссылки на несколько различных источников информации (интернет-сайтов, справочников и т.п.);

- приводятся ссылки на источники, которые не содержат информации о стоимости товара (объекта оценки), а содержат только его описание и технические характеристики.

В этих случаях при использовании в качестве основы для определения таможенной стоимости Отчетов об оценке таможенный орган имеет право в целях соблюдения требований п. 3 ст. 12 Закона, а также на основании п. 4 ст. 323 ТК России в письменном виде запросить у декларанта (в случаях, когда Отчет об оценке представлялся в таможенный орган декларантом) копии соответствующих материалов, распечаток, страниц каталога и (или) справочника, которые были использованы экспертом.

Здесь необходимо отметить, что в данной части положения ст. 12 Закона корреспондируются с требованиями к описанию в Отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленными Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 254 (далее - Приказ МЭРТ РФ). Так, согласно п. 10 раздела IV Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного Приказом МЭРТ, в тексте Отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации, используемой в отчете, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, либо приложены копии материалов и распечаток.

Кроме того, в случае, если информация при опубликовании на сайте в сети Интернет не обеспечена свободным и необременительным доступом на дату проведения оценки и после даты проведения оценки или в будущем возможно изменение адреса страницы, на которой опубликована используемая в отчете информация или используемая информация, опубликованная не в периодическом печатном издании, то к отчету об оценке должны быть приложены копии соответствующих материалов.

3. В качестве основы для определения таможенной стоимости товаров не могут быть использованы произвольные или фиктивные стоимости (п. 6 ст. 12 и пп. 6 п. 3 ст. 24 Закона).

Согласно п. 8е) раздела III Федерального стандарта оценки N 3, утвержденного Приказом МЭРТ, в Отчете об оценке вне зависимости от вида объекта оценки должны содержаться следующие сведения:

- описание товара (объекта оценки),

- его количественные и качественные характеристики,

- информация о текущем использовании объекта оценки,

- другие факторы и характеристики, относящиеся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.

Данные требования в полной мере соотносятся с положениями Закона о том, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой информации (п. 3 ст. 12 Закона).

То есть наличие полного описания товара (объекта оценки) с указанием его фактического состояния (например, для бывших в употреблении товаров) и основных качественных и (или) технических параметров при одновременном наличии данных сведений в источнике информации, послужившем основой для определения экспертом его стоимости, позволяет таможенным органам их количественном определить.

Однако встречаются ситуации, когда за основу для определения стоимости экспертом используются источники информации о товарах, которые по некоторым параметрам и (или) характеристикам отличаются от объекта оценки (например, иной год выпуска, иные материалы, используемые для производства товара, отличающееся фактическое состояние бывшего в употреблении товара (например, более существенный износ), иные составляющие компоненты для товаров несерийного производства, отличное количество наработанных моточасов и т.д.). В связи с этим экспертами приводятся различные вычеты и (или) снижения взятой за основу базовой цены, применяются понижающие коэффициенты и прочие аналогичные расчеты.

При этом в Отчетах об оценке не приводятся какие-либо четкие ссылки на нормы закона, подтверждающие обоснованность произведенного экспертом снижения цены и (или) применения понижающего коэффициента, а также их размер, которые позволили бы таможенному органу провести соответствующую проверку их правильности и достоверности.

Таким образом, с точки зрения Закона, данные расчеты могут рассматриваться как произвольные или фиктивные стоимости, а, следовательно, согласно п. 6 ст. 12 и пп. 6 п. 3 ст. 24 Закона не могут быть использованы для целей определения таможенной стоимости.