Решение Верховного Суда РФ от 14.11.2008 N ГКПИ08-1821 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приложения N 5 "Тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Костромская городская телефонная сеть" на территории Костромской области" к приказу ФСТ РФ от 02.11.2007 N 356-c/1>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
с участием прокурора Масалова Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Федорова Петра Алексеевича о признании недействующими статей 2 и 3.1.1 Приложения N 5 "Тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Костромская городская телефонная сеть" на территории Костромской области" к Приказу Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2007 г. N 356-с/1,
Приказом Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2007 г. N 356-с/1 утверждены Тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Костромская городская телефонная сеть" на территории Костромской области (Приложение N 5). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 14 декабря 2007 г. N 10737, опубликован в "Российской газете", N 290, 26.12.2007.
Статьей 2 Тарифов установлены предельные максимальные тарифы, в т.ч. для абонентов-граждан, использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, 120 рублей в месяц за предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
Дополнительно к установленному тарифу с абонентского номера индивидуального пользования взимается плата в размере 80 рублей в месяц за предоставление местного телефонного соединения при отсутствии технической возможности осуществления повременного учета (статья 3.1.1).
П.А. Федоров обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими статей 2 и 3.1.1 Приложения N 5, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат статье 16 Федерального закона "О защите прав потребителей", пунктам 2, 88, 89, 96 Правил оказания услуг местной внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, а также нарушают его права, т.к. незаконно устанавливают дополнительную плату за пользование абонентской линией.
П.А. Федоров извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители Федеральной службы по тарифам Ч.С. Ушаков, Н.Г. Федорова, Министерства юстиции Российской Федерации Т.В. Мартынова возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Л.Ф. Масаловой, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи" предусмотрено, что тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с данным Федеральным законом.
Во исполнение этой нормы Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 24 октября 2005 г. N 637 утвердило Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, а также Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.
В соответствии с пунктом 7 Перечня к одной из услуг общедоступной электросвязи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, отнесена услуга в виде предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
Из этого следует, что услуга по предоставлению абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа является самостоятельной услугой общедоступной электросвязи, тариф на которую подлежит государственному регулированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, является Федеральная служба по тарифам, согласно пункту 1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 332.
Этим Положением к полномочиям Федеральной службы по тарифам отнесено установление тарифов на предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи (подпункт 5.3.1.29); тарифы на предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) (подпункт 5.3.1.30); тарифы на предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа (подпункт 5.3.1.31.1).
Федеральная служба по тарифам, реализуя предоставленные ей полномочия, утвердила предельные максимальные тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Костромская городская телефонная сеть" на территории Костромской области, которые не противоречат указанным Федеральным законам.
Нельзя согласиться и с доводом заявителя о незаконном взимании с абонента ежемесячной платы за предоставление в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
Абонентская линия служит для передачи сообщений (при телефонных соединениях) и передачи сообщений электросвязи, содержащих служебную информацию, позволяющую осуществлять техническое сопровождение процесса оказания услуги, следовательно, предоставление абонентской линии независимо от ее типа в постоянное пользование абонента является услугой связи.
В силу статьи 2 Федерального закона "О связи" под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 310, определено, что абонентская линия - это линия связи, соединяющая пользовательское (оконечное) оборудование с оконечным элементом сети связи; местное телефонное соединение - телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения (пункт 2).
Оказание услуг телефонного соединения (местного, внутризонового, междугородного) и предоставление абоненту доступа к сети связи технологически неразрывно связаны с наличием в его пользовании абонентской линии.
Посредством предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии обеспечивается возможность пользоваться услугами телефонной связи 24 часа в сутки, в т.ч. при отсутствии телефонных соединений по абонентской линии осуществляется передача сигнального трафика между оконечным пользовательским оборудованием абонента и средствами связи оператора связи, что является деятельностью по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи.
Таким образом, взимание платы с абонента производится не за предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа, а за предоставление оператором связи доступа к сети местной телефонной связи, то есть за предоставление иной услуги общедоступной электросвязи.
Поскольку тарифы определяют затраты на обслуживание средств связи, которые используются при установлении телефонного соединения и находятся в постоянной готовности к использованию при установлении соединения, то относятся к услуге общедоступной электросвязи и подлежат государственному регулированию.
Пунктом 13 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, установлено, что при отсутствии технической возможности осуществления оператором связи повременного учета продолжительности местных телефонных соединений (разговоров) тариф устанавливается с использованием абонентской системы оплаты местных телефонных соединений (разговоров) исходя из среднего объема местных телефонных соединений (разговоров) на соответствующих сетях местной телефонной связи данного оператора связи, функционирующих в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Абонент, которому оператор связи, в данном случае ОАО "Костромская городская телефонная сеть", оказывает услуги: предоставление местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов), при отсутствии технической возможности осуществления повременного учета продолжительности местных телефонных соединений с использованием абонентской системы оплаты, исходя из среднего объема местных телефонных соединений, и предоставление абоненту в постоянной пользование абонентской линии независимо от ее типа, обязан осуществлять оплату предоставляемых услуг по соответствующим тарифам, установленным оператором связи в пределах до максимальных значений, утвержденных оспариваемым нормативным актом.
Несостоятелен довод заявителя о противоречии статей 2 и 3.1.1 Приложения N 5 статье 16 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 г. N 2300-1, предусматривающей недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя. Тарифы приняты в развитие Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, в оспариваемых нормах не содержится такого рода предписаний, а установлены предельные максимальные тарифы на соответствующие услуги связи, подлежащие государственному регулированию.
Довод заявителя о противоречии оспариваемых норм пунктам 88, 89, 96 Правил оказания услуг местной внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи является необоснованным, поскольку данные нормы регулируют форму и порядок расчетов за оказанные услуги телефонной связи, в то время как оспариваемые положения - максимальные тарифы на услуги местной телефонной связи.
Утверждение П.А. Федорова о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 утратило силу, ошибочно. Пунктом 5 названного Постановления Правительства Российской Федерации признан утратившим силу пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 242 "Об утверждении Правил государственного регулирования тарифов на универсальные услуги связи".
Учитывая, что оспариваемое нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав граждан (абонентов), использующих услуги телефонной связи для личных, семейных, домашних нужд и других, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
заявление Федорова Петра Алексеевича о признании недействующими статей 2 и 3.1.1 Приложения N 5 "Тарифы на услуги местной телефонной связи, предоставляемые ОАО "ЦентрТелеком", ОАО "Костромская городская телефонная сеть" на территории Костромской области" к Приказу Федеральной службы по тарифам от 23 ноября 2007 г. N 356-с/1, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей