Основные неисправности вагонов

Основные неисправности вагонов.

Вагоны для перевозки кокса, железорудных окатышей и агломерата относятся к вагонам открытого типа (полувагонам), оборудованным механизмом разгрузки с пневмоприводом, и предназначены для перевозки металлургического сырья как в пределах территории металлургических и горно-обогатительных комбинатов, так и по путям МПС. При выполнении перевозочного процесса и грузовых операций (погрузки-выгрузки) они получают различные повреждения и возникают неисправности. На кузове и раме возникают: трещины и деформации в вертикальных стойках боковых стен, отрыв их по сварным швам, изгибы, вмятины и надрывы верхней обвязки; прогиб нижней обвязки боковых стен; изгиб верхнего пояса разгрузочных люков; неплотности в местах сопряжения торцевых стен с горбылем бункера вагона; обрывы боковой штамповки рамы вагона, ограждений и лестниц переходных площадок, смотровых лестниц; деформации и коррозия листов обшивы, каркаса кузова и рамы вагона.

Все неисправности механизма разгрузки делят на две группы.

К первой группе относятся неисправности, касающиеся технического состояния деталей рычажной передачи. Наиболее характерными из них являются: излом или недостаточная упругость пружины, блокирующей защелки; изгиб или механические повреждения рычагов разгрузочных люков; изгиб или трещина щеки вилки поворота; износы рабочих поверхностей зуба блокировочной защелки, отверстий серьги, отверстий под валики у вилок поворота, овального отверстия головки штока пневмоцилиндра, вкладышей разгрузочных рычагов, отверстий под валик у рычагов разгрузочных люков, отверстий подшипников приводного вала. В пневмоцилиндре разгрузки встречаются: разрывы передней крышки цилиндра, разрывы манжеты поршня, отсутствие смазки в цилиндре, излом грундбуксы сальника штока поршня; нарушение герметичности между крышками и корпусом цилиндра. Возможны обрывы трубопровода централизованной системы смазки подшипников приводного вала.

Ко второй группе относятся неисправности, характеризующиеся отсутствием или повреждением деталей, обеспечивающих регулировку рабочей длины рычагов разгрузочных люков и переход ими через "мертвую точку". К этим деталям относятся вкладыши рычагов, регулировочные прокладки, круглая и специальная шайбы, шплинты.

В системе управления механизмом разгрузки характерными неисправностями являются: отсутствие или излом ручек концевого крана воздушной магистрали; излом или обрыв трубопровода магистрали в зонах концевого крана или тройника; ослабление или отсутствие крепления магистрали; отсутствие или деформация тяг кранов управления и разобщительного крана; утеря крепежных деталей (болтов, гаек); засорение подводящих трубопроводов; истирание пробковых кранов управления и разобщительного крана.

По автотормозному оборудованию основными неисправностями являются: заклинивание авторегулятора рычажной передачи; утеря ручек переключения режима работы воздухораспределителя; обрыв поддерживающих скоб горизонтальных рычагов; износы деталей тормозной рычажной передачи.

По ходовым частям различают неисправности колесных пар и рам двухосных тележек.

Основными неисправностями колесных пар являются: дефекты поверхности катания колес (прокат, ползун, износ гребня, кольцевые наплывы или отколы обода колеса, выщербины и навары, кольцевые выработки на ободе колеса, минимальная толщина обода и др.); трещины в диске и ступице колес; повреждения осей (поперечные, наклонные (более 30°) и продольные трещины длиной более 25 мм в средней части, риски или задиры на шейке оси, кольцевые выработки и вмятины в средней части оси глубиной более 2,5 мм, следы ожога электросваркой и др.); возможны также сдвиг колес по оси и изгиб осей.

У двухосных тележек типа ЦНИИ-ХЗ, имеющих литые боковые рамы, в процессе эксплуатации возникают трещины в рамах, излом литой надрессорной балки, трещины в ее стенках, излом коробки скользуна, трещины и износы в подпятнике, износы рабочих поверхностей клиньев фрикционных гасителей колебаний и фрикционных планок, ослабление заклепок крепления фрикционных планок. Интенсивному износу подвергаются подпятники, рабочие поверхности челюстных проемов боковых рам, колпаки скользунов.

В пружинах рессорных комплектов возникают изломы и трещины в витках, просадка пружин. В буксовых узлах с подшипниками скольжения наблюдаются неисправности подшипников (выкрошивание баббитового слоя, его износ и выплавление, износы и трещины корпуса подшипника), повреждения польстеров, загрязнение и обводнение осевой смазки.

В буксовых узлах с роликовыми подшипниками встречаются неисправности деталей подшипников (трещины внутренних и наружных колец, разрушение и износ роликов, трещины сепаратора, отколы бортов колец), ослабление или разрушение деталей осевого крепления подшипников (торцевой гайки, стопорной планки).

Техническое обслуживание вагонов с целью поддержания их исправного состояния в эксплуатации обеспечивается установленной системой их ремонта в сроки и в объемах, предусмотренных руководящими техническими материалами. При этом выполняются плановые виды ремонта (годовой и капитальный), а также текущий ремонт. При ремонте вагонов промышленного транспорта объем выполняемых работ определяется "Техническими указаниями по годовому ремонту и техническому обслуживанию вагонов предприятий" и "Техническими указаниями по капитальному ремонту вагонов предприятий". Ремонт вагонов, эксплуатируемых с выходом на пути МПС РФ, должен выполняться с учетом требований РТМ "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту" ЦВ/4859, 1992 г. и "Капитальный ремонт грузовых вагонов железных дорог РФ колеи 1520 мм" ЦВ/4204, 1985 г.

Ремонт вагонов осуществляется по следующей схеме: подготовка вагонов к ремонту; собственно ремонт вагонов; приемка вагона из ремонта.