Таблица 2.7. Основные характеристики тележек, применяемых в современных ваганах-самосвалах

Таблица 2.7. Основные характеристики тележек, применяемых

в современных вагонах-самосвалах

┌───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┐

│ Показатели │ Модели тележек │

│ ├────────────┬────────────┬───────────┤

│ │ 18-100 │ 18-522 │ 18-477 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Число осей │ 2 │ 3 │ 2 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Тип осей │ РУ1 │ РУ1-950 │ РУ1-950 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Диаметр шейки оси, мм │ 130 │ 130 │ 160 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Диаметр колеса, мм │ 950 │ 950 │ 950 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│Высота от головки рельса до опорной│ 803 │ 820 │ 788 │

│поверхности подпятника в свободном │ │ │ │

│ состоянии, мм │ │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Масса тележки, т │ 4,700 │ 9,600 │ 5,940 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Допускаемая нагрузка от колесной │ 288,0 │ 245,0 │ 343,0 │

│ пары на рельсы, кН │ │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ База тележки, мм │ 1850 │ 3400 │ 1850 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Гибкость рессорного подвешивания, │ 0,130 - │ 0,045 │ 0,066 │

│ м/МН │ 0,186 │ │ │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Конструктивная скорость, км/ч │ 120 │ 70 │ 120 │

├───────────────────────────────────┼────────────┼────────────┼───────────┤

│ Срок службы, годы │ 30 │ 15 │ 15 │

└───────────────────────────────────┴────────────┴────────────┴───────────┘

Колесные пары. Наиболее характерными неисправностями колес являются: износ поверхности их катания; износ гребней; образование ползунов, выщербин и отколов. При неправильном управлении тормозами или неисправности тормозного оборудования на поверхности катания колесных пар вагонов-самосвалов могут образовываться кольцевые выработки. Во время эксплуатации вследствие непрерывного трения гребня о головку рельса происходит износ гребня. Вследствие неправильной сборки тележек, букс и ненормальных условий работы колесной пары могут наблюдаться большие износы, подрезы гребней, что может явиться причиной схода вагонов-самосвалов. При длительном торможении или замедленном отпуске на поверхности катания колесных пар может образоваться смещение металла или "навар", отрицательно воздействующий на путь и ходовые части вагонов. На осях колесных пар могут возникать износы галтелей оси преимущественно от неправильной сборки букс и подшипников, риски и задиры на шейках осей в результате попадания на них механических примесей, потертости осей в средней ее части, трещины в местах больших потертостей. В результате схода вагонов-самосвалов у колесных пар, сформированных с нарушением технологии, может произойти сдвиг ступицы колеса.

Буксы. На буксах могут встречаться следующие неисправности: ослабление крепления торцевой гайки и стопорной планки; изломы внутренних колец подшипников; неравномерное прилегание и коррозия на посадочной поверхности закрепительных втулок; срыв резьбы, задиры, седловидность и бочкообразность на конусной и цилиндрической поверхности; трещины и отколы в корпусах букс; коррозия на их торцевой и посадочной поверхностях. Наиболее часто встречается износ наружных боковых поверхностей корпусов букс. На лабиринтных кольцах могут возникать трещины, вмятины, заусенцы. В трехосных тележках могут наблюдаться износы и трещины щечек балансира (вертикальных плоскостей) в местах размещения хоботов, износы отверстий в балансирах для валиков.

Рессорное подвешивание. В пружинах наиболее часто встречаются просадки, изломы и трещины в валиках. В деталях амортизаторов трехосных тележек (стакане, клине, нажимном клине и опорном кольце) характерными неисправностями являются трещины, изломы и износы, а также задиры на стакане и нажимном клине, в деталях фрикционных гасителей колебаний двухосных тележек - износ наклонных поверхностей фрикционных клиньев и планок.

Боковые рамы (боковины) тележек. В боковых рамах тележек могут возникать следующие неисправности: изгибы и изломы части кронштейнов; разработка отверстий в кронштейнах для валиков подвесок тормозных башмаков; износы в буксовых направляющих и направляющих поверхностях надрессорной балки; трещины в боковинах, особенно в углах проема для надрессорных балок.

Надрессорные, шкворневые и соединительные балки. В надрессорных балках двухосных тележек могут возникать следующие неисправности: износ (выработка) посадочной поверхности и внешнего буртика подпятника; износ или излом внутреннего бурта; трещины в опорной части подпятника; трещины по сварным соединениям опорных кронштейнов скользунов; трещины в верхнем поясе в месте расположения подпятника; износ направляющих поверхностей надрессорной балки и клиньев амортизатора; трещины в вертикальной стенке балки; трещины в литых коробках скользунов; трещины в ребрах и фланце подпятника; износ стенок отверстий державки "мертвой точки"; трещины, выработка поверхностей планок скользунов и регулирующих прокладок.

В шкворневых балках трехосных тележек наиболее характерными неисправностями являются: трещины в углах отверстий для горизонтальной тормозной тяги с выходом на подпятниковую плоскость; трещины, идущие от нижнего окна по центру подпятника, распространяющиеся на V-образное сечение балки и выходящие на вертикальные стенки, а также трещины и износы поверхностей планок скользунов и регулирующих прокладок.

Для соединительных балок восьмиосных тележек характерны следующие неисправности: износ посадочной поверхности центрального подпятника; образование наплывов в месте перехода посадочной плоскости подпятника; износ и выдавливание вкладышей по диаметру подпятника вверх; трещины в соединительных балках в зоне центрального подпятника и крайних подпятников; трещины и обрывы по сварным соединениям центральных скользунов; трещины в сварных швах верхнего пояса и в ребрах жесткости, в нижнем листе и вертикальных стенках.

Автосцепное устройство. Значительные по величине и частые перемещения относительно друг друга жестко взаимодействующих элементов автосцепного устройства вагонов-самосвалов приводят к его повышенному износу и частым отказам. Поэтому на выпускаемых в настоящее время вагонах-самосвалах устанавливают автосцепки типа СА-3М взамен СА-3 и поглощающий аппарат типа Ш-2-Т повышенной эффективности и надежности. В автосцепке наиболее часто возникают неисправности в элементах механизма, характерными из которых являются: откол сигнального отростка замка; излом шипа для навешивания замкодержателя; излом, износ или изгиб противовеса замкодержателя и предохранителя; износ поверхностей: подъемника замкодержателя, предохранителя, валика подъемника; трещины или изломы в замкодержателе.

В корпусе автосцепки могут возникать: трещины в зеве со стороны большого зуба в углах, образованных ударной стенкой зева и боковой стенкой большого зуба, а также боковой стенкой и тяговой стороной большого зуба; трещины в углах окна для замка и замкодержателя; излом или изгиб полочки для верхнего плеча предохранителя; трещины и износы в хвостовике. Значительное взаимодействие автосцепки и поглощающего аппарата приводит к ускоренному износу перемычки хвостовика и других элементов автосцепного устройства.

На центрирующих балочках наблюдаются: износы поверхностей для маятниковых подвесок, опорной части для автосцепки, боковых упоров и захватов. Основная неисправность опорной плиты - ее износ. На упорных угольниках наблюдаются износ их упорных поверхностей, а также трещины.

Основными неисправностями деталей расцепного привода являются износ их поверхностей и отверстий, трещины в кронштейне и державке расцепного привода. Характерными неисправностями автосцепного устройства большегрузных вагонов-самосвалов являются трещины в корпусе поглощающего аппарата и тяговом хомуте.

Тормозное оборудование. Вагоны-самосвалы оборудованы автоматическими тормозами, которые регулируют скорость движения поездов. Из основных причин, нарушающих нормальную работу автотормозов вагонов-самосвалов, можно выделить следующие: неисправности воздухораспределителя, реле давления; трещины, износы, изгибы рычажной передачи и неправильное ее регулирование; утечки воздуха из тормозной магистрали. При эксплуатации восьмиосных вагонов-самосвалов может происходить трение труб тормозной магистрали о гребни колесных пар при прохождении кривых участков, повреждение этих труб при выгрузке (например, скобой замкового механизма). Неотрегулированный выход штока тормозного цилиндра и рычажной передачи приводит к преждевременному износу рычажной передачи тормоза.

Пневматическая система разгрузки. Пневматическая система разгрузки состоит из разгрузочной магистрали с концевыми кранами и межвагонными соединительными рукавами, кранов управления разгрузкой, приборов разгрузки, приборов посадки или воздухозамедлителей и цилиндров разгрузки. При эксплуатации вагонов-самосвалов наибольшее число неисправностей возникает в цилиндрах разгрузки. Такими неисправностями являются: задиры и коррозия рабочей поверхности цилиндров; овальность и износ по внутреннему диаметру; механические повреждения элементов (трещины, вмятины, отколы); обрыв, изгиб штоков поршней цилиндров; слабое крепление валиков штоков цилиндров с кузовом; обрыв резьбы соединения гайки со стоком цилиндра; износ, разрыв манжет и уплотнительной прокладки поршня. В результате внешнего механического воздействия могут возникать трещины, изломы трубопроводов.

В приборах разгрузки характерными неисправностями являются: заклинивание поршня прибора; разрыв манжеты нижнего поршня; засорение прибора. Появление этих неисправностей может привести к невозможности опрокидывания кузова вагона-самосвала при разгрузке.

Основными неисправностями кранов управления разгрузкой являются их засорение, а также неисправности, появляющиеся в результате механических повреждений (трещины, изгибы, изломы).