Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3.3. ВЫБОР СИСТЕМЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Основным критерием рациональности системы многостаночного обслуживания служат затраты времени на обработку деталей, которые могут быть определены путем расчета по соответствующим нормативам.

В условиях когда на всех станках в течение длительного периода времени выполняется одна и та же технологическая операция по обработке определенной детали, лучшие результаты дает циклическое обслуживание.

Если в условиях массового производства имеется группа станков и на каждом из них в течение длительного периода времени выполняется одна технологическая операция, но продолжительность операций на разных станках неодинакова, то возможно применение как циклической, так и нециклической системы обслуживания. Из трех возможных систем обслуживания - циклическая с простым циклом, циклическая со сложным циклом и циклическая (сторожевая) - оптимальный вариант выбирается на основе расчетов, проведенных методами технического нормирования.

Если время обработки деталей на станках имеет существенные различия

Т

max

(------ > 2), то при циклическом обслуживании применяются сложные циклы: к

Т

min

одним станкам за один цикл делается один подход, а к другим - два-три.

При определении оптимальности той или иной системы многостаночного обслуживания следует учитывать факторы, которые трудно поддаются расчету, но при прочих равных условиях могут рассматриваться как преимущества циклического обслуживания.

Во-первых, циклическое обслуживание создает предпосылки для ритмичности работы многостаночника и снижения нервного напряжения, что, в свою очередь, способствует росту производительности труда и снижению утомляемости.

Во-вторых, при циклическом обслуживании могут быть эффективно использованы замкнутые (кольцевые) маршруты многостаночника, сокращающие расстояние переходов.

В-третьих, регулярные микропаузы в работе многостаночника создают лучшие условия для его отдыха.

Повышение эффективности производства в условиях нециклического обслуживания может быть достигнуто путем установления определенной последовательности подходов к станкам.

Если все станки по стоимости и загрузке равноценны, то первым обслуживается тот станок, на котором раньше закончилась машинная работа.

При различной стоимости или загрузке оборудования регламентация труда многостаночников в условиях нециклической работы заключается в установлении системы приоритетов в обслуживании станков.

Поскольку нециклическое обслуживание относится к станкам, не связанным общим ритмом работы, приоритеты в обслуживании целесообразно устанавливать с учетом отношения времени обслуживания к потерям, связанным с простоем станка в ожидании обслуживания:

Т

в.н.

К = -------, (3.5)

ож С

ож

где Т - вспомогательное неперекрываемое время, мин.;

в.н.

С - потери, связанные с простоем станка в ожидании обслуживания, в

ож

расчете на 1 мин.

Чем меньше величина К , тем выше приоритет данного станка.

ож

В условиях серийного и мелкосерийного производства величина Т

в.н.

рассчитывается как средняя величина по группе операций, преобладающих на

данном станке.

Если в рабочее место многостаночника входят однотипные станки, то приоритет в обслуживании отдается более дорогим.

Пример. В табл. 3.2 приведены исходные данные для установления приоритетов по группе зуборезных станков, обслуживаемых одним рабочим.