I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма
Эффективное функционирование и развитие железнодорожного транспорта, составляющего основу транспортной системы страны, играет исключительную роль в создании условий для перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики, обеспечения лидерства Российской Федерации в изменяющейся мировой экономической системе.
На начало 2008 года эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования составила 85,2 тыс. км, в том числе протяженность участков, имеющих 2 и более пути, - 37,1 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных линий, обслуживаемых электрической тягой, составила 42,9 тыс. км (50,4 процента эксплуатационной длины).
При прогнозируемых темпах социально-экономического развития и намечаемых структурных преобразованиях грузооборот железнодорожного транспорта в 2020 году возрастет по сравнению с 2007 годом на 28,2 процента, а пассажирооборот во всех видах сообщения увеличится на 8 процентов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)
(см. текст в предыдущей редакции)
За время реализации подпрограммы "Железнодорожный транспорт" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)", разработанной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. N 232-р, достигнуты определенные результаты в укреплении материальной базы железнодорожного транспорта. Введены в эксплуатацию новые производственные мощности, проведена реконструкция и модернизация ряда действующих объектов инфраструктуры, в том числе по локомотивному и вагонному хозяйствам, путевому хозяйству, сигнализации и связи, по пограничным и припортовым станциям, снизился уровень износа основных фондов железнодорожного транспорта.
Однако достигнутые результаты являются недостаточными.
На сети железных дорог сохраняется значительное количество участков и станций, характеристики мощности которых не соответствуют текущим и перспективным потребностям в перевозках. Многие постоянные устройства и сооружения железнодорожного транспорта имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям. Неразвитость сети железных дорог, особенно в восточных районах страны, сдерживает экономическое и социальное развитие.
Практически отсутствуют высокоскоростные и скоростные железнодорожные линии, не полностью используются возможности железнодорожного транспорта для освоения городских и пригородных пассажирских перевозок. Сохраняется недостаточное обеспечение пассажирским подвижным составом. Парки локомотивов и грузовых вагонов крайне изношены. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается чрезмерно высоким, медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок. Необходимо существенное развитие транспортных коридоров.
Много нерешенных проблем и в области безопасности железнодорожного транспорта. В частности, все более острой становится проблема высокой загруженности крупнейших железнодорожных узлов.
В последние годы было ослаблено внимание государства к развитию материальной базы учебных заведений железнодорожного транспорта. В то же время, по оценкам, уже в период до 2030 года потребуется подготовить с учетом растущего спроса порядка 200 тыс. специалистов в области эксплуатации и строительства на железнодорожном транспорте.
Решение указанных проблем требует значительного увеличения объемов инвестиций в железнодорожный транспорт, в том числе и за счет расширения государственной поддержки.
Необходимо перейти от модернизации производственной базы железнодорожного транспорта к ее масштабному развитию.
Эффективное осуществление всего комплекса капиталоемких, взаимосвязанных и часто технологически сложных проектов развития, требующих координации усилий транспортных организаций, частных инвесторов и государства, возможно только при использовании программно-целевого метода управления в рамках реализации Федеральной целевой программы.
Происходящие изменения экономического, технического, правового и организационного характера, определяющие условия функционирования транспортной системы Российской Федерации, в том числе и железнодорожного транспорта, предопределили необходимость разработки новой редакции подпрограммы - состава мероприятий, сроков их реализации, объемов и источников финансирования.
Также в рамках подпрограммы будут реализованы мероприятия, направленные на опережающее социально-экономическое развитие Арктической зоны.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 N 1138)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей