Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена подпрограмма

I. Характеристика проблемы, на решение которой

направлена подпрограмма

В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года одной из стратегических задач государства в сфере функционирования и развития транспорта является создание условий для повышения качества жизни населения путем обеспечения доступа к безопасным и качественным транспортным услугам.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере транспорта, а также функции по техническому надзору и надзору за обеспечением транспортной безопасности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Проводимые Федеральной службой по надзору в сфере транспорта операции позволяют вскрыть значительное количество нарушений, произошедших на транспорте, и предпринять необходимые меры по их решению и предотвращению в будущем. Транспорт ввиду специфики своей работы является потенциальным источником опасности.

Необходимость совершенствования системы контроля и надзора на транспорте в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" обусловлена постоянно возрастающими требованиями к эффективности контроля и надзора за комплексной безопасностью, устойчивостью транспортной системы, а также за управлением транспортной системой в чрезвычайных и кризисных ситуациях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте огромное значение в достижении этой цели играет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта. Без их совершенствования управление в сфере обеспечения безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи.

В 2010 году деятельность Федеральной службы по надзору в сфере транспорта была направлена на предотвращение реальных угроз жизни и здоровью пассажиров, исключение происшествий на транспортном комплексе страны путем постоянного мониторинга безопасности и выполнения проверок предприятий и организаций отрасли. За 2010 год сотрудниками Службы проведено 82,4 тыс. контрольных мероприятий, по результатам которых выявлено 174 тыс. нарушений законодательства Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2011 году по сравнению с 2010 годом в области безопасности на транспорте произошли следующие изменения.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

На железнодорожном транспорте количество событий, связанных с нарушением правил безопасности движения, увеличилось на 5 процентов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

На автомобильном лицензируемом транспорте количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 24 процента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

На морском и речном транспорте количество нарушений увеличилось на 1,6 процента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

В гражданской авиации общее количество нарушений сократилось на 19,4 процента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако продолжают сохраняться риски возникновения происшествий с тяжелыми последствиями. Как показывает практика, в настоящее время в Российской Федерации не в полной мере удовлетворена потребность экономики и населения в безопасных и качественных услугах, реализуемых за счет контрольно-надзорных функций в сфере транспорта. Существующая система, на совершенствование которой направлены мероприятия подпрограммы "Государственный контроль и надзор в сфере транспорта" (далее - подпрограмма), характеризуется недостаточностью, несвоевременностью либо полным отсутствием систематизированной информации о нарушениях установленных норм и требований к обеспечению безопасности на транспорте.

Несмотря на предпринимаемые государством усилия для решения задачи по созданию условий для повышения качества жизни населения путем обеспечения доступа к безопасным и качественным транспортным услугам, остается низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте. В дорожно-транспортных катастрофах ежегодно погибает 23,5 человека в расчете на 100 тыс. населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет 9 - 10 человек. В среднем количество дорожно-транспортных происшествий на автомобильном транспорте в последние годы увеличивалось на 10 процентов в год. Транспортные происшествия негативно влияют на экономическое развитие страны. По оценкам экспертов, ежегодные потери от транспортных происшествий достигают 8 процентов валового внутреннего продукта.

Для снижения аварийности и риска возможных происшествий на транспорте необходимо:

повысить организационно-технологическую и исполнительскую дисциплину при осуществлении грузовой и пассажирской транспортной деятельности;

усилить информационный мониторинг при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов, а также в случае возникновения при этом угроз с целью их недопущения;

систематизировать инциденты с опасными грузами и случаи крушений при перевозке крупногабаритных грузов на транспорте.

Создание рынка конкурентоспособных транспортных услуг предполагает также развитие нормативно-правовой базы в сфере оказания транспортных услуг. При этом важнейшее значение для регулирования имеет создание эффективной обратной связи в виде системы контроля и надзора.

Наиболее острой проблемой контроля и надзора в сфере транспорта является недостаточность правового регулирования, четкости и полноты прав и обязанностей должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которая не позволяет в полной мере осуществлять государственный контроль (надзор) за субъектами транспортного комплекса и иной связанной с транспортным процессом деятельности, в том числе в сфере безопасности населения на транспорте и транспортной безопасности.

Большинство контрольных процедур носят чисто формальный характер. Функции контроля и надзора федеральными органами исполнительной власти в большинстве случаев реализуются путем проведения выездных и документарных проверок. Спецификой организации и проведения этих процедур обусловлена невозможность получения оперативной и достоверной информации о текущем состоянии исполнения соответствующих норм и требований к обеспечению безопасности на объектах транспортного комплекса.

Для повышения качества и эффективности контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности на объектах транспортного комплекса необходимы разработка и создание информационных систем, которые бы позволяли в дистанционном режиме осуществлять систематическое наблюдение, анализ и прогнозирование состояния безопасности, а также исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности на наиболее уязвимых объектах транспортной инфраструктуры (объектах 1-й категории) и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

В настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере транспорта остро нуждается в организации сети связи между головным центром управления, региональными управлениями и филиалами. Так, например, из 141 автомобильного пункта пропуска 47 не имеют никакой связи, 44 имеют лишь телефонную связь. Информационный обмен осуществляется путем передачи данных на переносных носителях, транспортируемых курьерами. Кроме того, отсутствие единого центра обработки данных приводит к тому, что серверы ряда информационных систем физически находятся на ресурсах разработчиков таких систем, что недопустимо. Ряд функций инспекторы выполняют вручную, без применения автоматизированных систем.

Серьезной проблемой на фоне интенсивного технического развития объектов транспортного комплекса является недостаточная оснащенность инспекторского состава, использование устаревших специальных комплектов, необходимых при проведении проверок и расследований транспортных происшествий.

На морском и внутреннем водном транспорте проблема обеспечения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы не может быть решена при современном (количественном и техническом) состоянии патрульного флота территориальных управлений государственного речного надзора, поскольку в эксплуатации в настоящее время находятся патрульные суда, которые физически и морально устарели. Средний возраст судов патрульного флота - 37 лет, треть судов - в возрасте свыше 40 лет. Кроме того, эксплуатируемые суда по проекту нескоростные, что существенно снижает эффективность контрольно-надзорной деятельности из-за ограничения возможности охвата одним инспектором нескольких поднадзорных объектов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Отсутствие современных средств доставки лиц инспекторского состава, осуществляющих функции расследования транспортных происшествий, увеличивает сроки прибытия инспектора к месту происшествия, тем самым увеличиваются непроизводительные простои судов внутреннего водного транспорта.

Оснащение территориальных управлений государственного речного и морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта скоростными патрульными катерами и увеличение их количества позволят сократить время доставки инспектора к месту совершения транспортного происшествия в среднем до одних суток, что сократит приведенные к 2010 году непроизводительные простои флота в ожидании прибытия инспектора-дознавателя на 192 тыс. тонн в год (7,5 процента). Также будет повышено качество расследований, поскольку в настоящее время ввиду отсутствия скоростных средств доставки инспекторов-дознавателей непосредственно к месту транспортного происшествия территориальные управления государственного речного и морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта вынуждены давать указание участникам транспортного происшествия о составлении схемы происшествия и оставлении места аварии для проследования в точку, доступную для прибытия на борт инспектора-дознавателя.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

В сфере воздушного транспорта значительный рост числа зарегистрированных и незарегистрированных воздушных судов авиации общего назначения повышает степень риска авиационных происшествий с воздушными судами коммерческой гражданской авиации.

Так, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, в 2011 году зафиксировано 107 случаев нарушения порядка использования воздушного пространства незарегистрированными воздушными судами, в том числе были зафиксированы случаи несоблюдения порядка использования воздушного пространства приграничной полосы и запретных зон. В 60 случаях подобные нарушения допускались эксплуатантами воздушных судов гражданской авиации (в том числе 24 случая использования воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации при разрешительном порядке использования воздушного пространства, 8 случаев несоблюдения условий, содержащихся в разрешении на использование воздушного пространства, 16 случаев использования воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения, 5 случаев пролетов воздушных судов контролируемого воздушного пространства без разрешения органов организации воздушного движения).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для предотвращения несанкционированных полетов воздушных судов авиации общего назначения и сверхлегких летательных аппаратов, а также аэростатических воздушных судов (в том числе незарегистрированных), выявления и прекращения деятельности незарегистрированных аэродромов и посадочных площадок территориальным управлениям государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта необходимо активно и своевременно реагировать на подобные нарушения воздушного законодательства Российской Федерации. Эта задача может быть решена указанными территориальными управлениями только при наличии в их составе мобильных транспортных средств - вертолетов.

Отсутствие информационных систем сбора и обработки данных (мониторинга), анализа уровня обеспечения безопасности населения на транспорте и поддержки принятия управляющих решений, а также автоматизации выполнения контрольных (надзорных) функций не позволяет эффективно и в полном объеме решать поставленные задачи.

Характерным примером мониторинга с использованием информационных систем, который до сих пор масштабно не реализован в Российской Федерации, является мониторинг обеспечения безопасности при перевозке опасных грузов.

Отсутствие данных о том, какое количество опасных грузов и какие опасные грузы перевозятся, с указанием местонахождения транспортного средства способствует созданию бесконтрольности ситуации, при которой лица, имеющие намерение совершить противоправное деяние, могут воспользоваться транспортным средством, перевозящим опасный груз, как орудием совершения противоправного деяния, что в случае совершения террористического акта вызовет техногенную катастрофу.

Для обеспечения сохранности автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, недопущения несанкционированного проезда по ним транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и тяжеловесные грузы, осуществляется весовой контроль грузовых транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Одной из важнейших задач в процессе выполнения поставленных перед контролирующими органами целей является обеспечение бесперебойности движения на автомобильных дорогах путем сокращения времени для проверки транспортных средств и оформления выявленных нарушений.

Абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 05.05.2013 N 401.

(см. текст в предыдущей редакции)

Сложившаяся практика предполагает взвешивание всех большегрузных транспортных средств на стационарных постах весогабаритного контроля. Это приводит к торможению транспортного потока за несколько километров до таких постов, а часто и к возникновению заторов на автомагистралях. Используемые на стационарных постах весогабаритного контроля весы предназначены лишь для взвешивания транспортных средств при скорости движения не более 10 км в час, что при современных потоках транспортных средств явно недостаточно.

Стационарные пункты весового контроля, организованные и обустроенные в 1995 - 1999 годах, не отвечают нормативным требованиям.

Из 54 стационарных постов весогабаритного контроля, расположенных на федеральных дорогах общего пользования федерального значения, на 46 постах весовое оборудование требует замены по причине выработки своего эксплуатационного ресурса. На 11 постах весовое оборудование не работает или отсутствует.

На 45 стационарных постах весогабаритного контроля отсутствует система видеоконтроля, а на 32 постах отсутствуют весы для контрольного взвешивания.

Следует отметить, что на восстановление дорожных покрытий вследствие причиняемых тяжеловесными транспортными средствами разрушений ежегодно требуется около 4,6 млрд. рублей.

В развитых странах Европы и Америки, обладающих широкой сетью платных или бесплатных скоростных автомобильных дорог, для выявления большегрузных транспортных средств, нарушающих правила перевозки грузов, используется принцип предварительной селекции. Суть метода состоит в том, что величина нагрузки на ось транспортного средства и его габариты оцениваются при движении без торможения транспортного потока. На стационарном посту весогабаритного контроля транспортной инспекцией производится серия более точных измерений параметров только тех автомобилей, которые выявлены как потенциальные нарушители.

Принцип селекции транспортных средств без снижения скорости потока позволяет осуществлять весовой контроль, не снижая пропускную способность автомобильных дорог и обеспечивая бесперебойное движение.

Указанный принцип заложен и в комплексе весогабаритного контроля нового поколения.

В рамках подпрограммы планируется реализовать систему взаимосвязанных мероприятий, которые обеспечат возможность оптимизации ресурсов, используемых для проведения проверок, а также создать логичную систему контрольных мероприятий, позволяющую осуществлять оперативный дистанционный контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности на наиболее уязвимых объектах транспорта, что, с одной стороны, обеспечит стабильность уровня безопасности населения, а с другой стороны, даст возможность оперативно реагировать на возникающие нарушения и оказывать соответствующее воздействие на субъекты транспортной инфраструктуры.

Кроме того, высвобождение людских ресурсов за счет автоматизации выполнения контрольно-надзорных функций, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований в сфере транспортной безопасности позволит перераспределить в сторону потенциально проблемных субъектов транспортной инфраструктуры необходимое количество выездных проверок и охват проверками большего количества объектов транспортной инфраструктуры.