Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Организация и основные этапы создания локальных систем оповещения

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ

СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ

4.1. Мероприятия по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения проводятся под руководством руководителей этих объектов, являющихся по должности начальниками гражданской обороны (НГО), с участием органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации или города (городского района), а также соответствующих служб оповещения и связи гражданской обороны.

4.2. Основанием для начала работ по созданию локальной системы оповещения является приказ руководителя потенциально опасного объекта, в котором определяется заказчик работ, цель, задачи, порядок работы и источники финансирования, основные этапы создания и обязанности должностных лиц по их выполнению.

4.3. На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта штаб гражданской обороны объекта разрабатывает, согласовывает с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района) и представляет на утверждение план мероприятий по созданию локальной системы оповещения.

4.4. В плане мероприятий по созданию локальной системы оповещения весь период работ целесообразно разделить на три этапа:

подготовка к проектированию и проектирование локальной системы оповещения - 4 - 8 месяцев;

проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ - 8 - 12 месяцев;

приемка и ввод в эксплуатацию системы оповещения ГО - 4 - 8 месяцев.

4.5. На первом этапе:

разрабатывается техническое задание на разработку проекта по созданию локальной системы оповещения;

определяется проектная организация и заключается договор на выполнение проектных работ;

проводятся проектные работы;

осуществляется приемка и утверждение проекта.

4.6. Техническое задание на создание локальной системы оповещения является основным документом, определяющим требования к системе и порядок ее создания, в соответствии с которым осуществляются работы по ее созданию и приемка в эксплуатацию.

4.7. Техническое задание на создание локальной системы оповещения разрабатывается штабом ГО объекта с участием объектового подразделения связи на основе типового технического задания (Приложение 2) и согласовывается с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и службой оповещения и связи гражданской обороны.

При разработке технического задания (ТЗ) должны учитываться:

возможности аппаратуры оповещения П-166;

особенности организационно-технического построения объектовых сетей связи и вещания;

особенности организационно-технического построения территориальной и местной систем оповещения;

особенности организации сетей связи и вещания в районе размещения потенциально опасного объекта и перспективы их развития;

наличие и размещение попадающих в зону ответственности локальной системы оповещения населенных пунктов, других потенциально опасных объектов и объектов экономики, мест массового скопления населения и т.д.

4.8. Согласованное с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) техническое задание утверждается руководителем потенциально опасного объекта, проектной организацией и оформляется в виде приложения к договору на выполнение проектных работ.

4.9. Проект на создание локальной системы оповещения разрабатывается проектными организациями связи в соответствии со следующими основными документами:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.93 N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов";

техническим заданием на создание локальной системы оповещения;

СНиП 2.01.51-90.

4.10. Проект на создание локальной системы оповещения направляется на экспертизу в организации государственной вневедомственной экспертизы в субъекте Российской Федерации.

4.11. Проект на создание локальной системы оповещения с заключением организаций государственной вневедомственной экспертизы направляется на согласование в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района) и подразделения Госэкспертизы МЧС России для подготовки сводного экспертного заключения.

4.12. Проект на создание локальной системы оповещения утверждается руководителем потенциально опасного объекта при наличии положительного сводного экспертного заключения.

4.13. На основании утвержденного проекта на создание локальной системы оповещения, как правило, проводятся торги (тендеры) и заключается договор подряда на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения.

4.14. На втором этапе:

определяются генеральный подрядчик и субподрядчики на выполнение работ по созданию локальной системы оповещения;

заключаются договоры на закупку оборудования, проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ;

осуществляется в соответствии с проектом закупка оборудования и его поставка;

проводятся строительно-монтажные и пусконаладочные работы;

генеральным подрядчиком направляется заказчику уведомление о готовности локальной системы оповещения к приему в эксплуатацию.

4.15. Генеральный подрядчик работ по созданию локальной системы оповещения определяется заказчиком на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.16. Субподрядчики определяются генеральным подрядчиком по согласованию с заказчиком.

4.17. Договоры на создание локальной системы оповещения заключаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

между заказчиком и генеральным подрядчиком;

между генеральным подрядчиком и субподрядчиками.

4.18. К проведению монтажных и пусконаладочных работ по созданию локальной системы оповещения целесообразно привлекать местные организации связи.

4.19. В период проведения работ по созданию локальной системы оповещения, при необходимости, по согласованию с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации или города (городского района), совместно с службами оповещения и связи гражданской обороны разрабатывается и проводится комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования территориальной или местной системы оповещения.

4.20. Генеральный подрядчик после завершения строительно-монтажных работ в соответствии с договором подряда представляет заказчику необходимые документы, включая официальное извещение об окончании работ и готовности локальной системы оповещения к эксплуатации, а также предложения о сроках работы приемочной комиссии.

4.21. До приема локальной системы оповещения в эксплуатацию генподрядчик при участии заказчика:

организует выполнение пусконаладочных работ, включающих в себя проверку, регулировку, настройку, тренировку и электрические измерения индивидуального оборудования, а также их контрольную проверку (опробование), в процессе которых все параметры оборудования и системы должны быть доведены до нормативных;

совместно с заказчиком готовит справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утвержденному проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

разрабатывает и согласовывает с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, и службой оповещения и связи гражданской обороны программу и методику приемосдаточных испытаний и представляет их заказчику на утверждение.

4.22. На третьем этапе:

осуществляется приемка системы в эксплуатацию;

разрабатывается и представляется на утверждение приказ о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию.

4.23. Приемка в эксплуатацию локальной системы оповещения осуществляется в соответствии с законодательными актами, строительными нормами и правилами (СНиП), инструкциями и руководствами, действующими в Российской Федерации в период ее создания и приемки в эксплуатацию.

4.24. Основанием для начала приема локальной системы оповещения в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии, в котором определяются состав комиссии, сроки проведения, цель и задачи приемки, обязанности должностных лиц из состава комиссии.

4.25. Рекомендуется следующий состав приемочной комиссии:

председатель комиссии - заместитель руководителя потенциально опасного объекта (начальник штаба ГО объекта);

заместители(ль) председателя комиссии - начальник органа, осуществляющего управление гражданской обороны, начальник службы оповещения и связи гражданской обороны, представитель генерального подрядчика;

члены комиссии - начальники оперативного отдела и отдела связи органа, осуществляющего управление гражданской обороной, представители службы оповещения и связи гражданской обороны, генерального подрядчика, субподрядчиков и проектной организации.

4.26. Работу приемочной комиссии организует ее председатель. Необходимые условия для работы комиссии создают заказчик и генподрядчик.

4.27. На основании приказа руководителя потенциально опасного объекта о создании приемочной комиссии разрабатывается план работы приемочной комиссии, который после согласования с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службой оповещения и связи гражданской обороны, представляется на утверждение председателю комиссии.

4.28. В плане работы приемочной комиссии указываются: состав рабочих групп (не обязательно из состава комиссии) по проверке выполнения требований технического задания на создание локальной системы оповещения; дата проверки, пункты технического задания, выполнение которых проверяется; пункты программы и методики испытаний, в соответствии с которыми осуществляется проверка соответствия локальной системы оповещения требованиям технического задания.

Целесообразно из состава рабочих групп определять ответственного за своевременное проведение проверки, оформление и представление в комиссию протоколов испытаний.

4.29. В протоколе испытаний членами рабочей группы отражаются результаты испытаний, замечания и рекомендации по работе системы и делается вывод о выполнении проверяемого пункта технического задания.

При отсутствии согласованного мнения по результатам испытаний член рабочей группы имеет право отразить в протоколе особое мнение.

4.30. Протокол по результатам испытаний подписывается членами рабочей группы и представляется в приемочную комиссию для дальнейшего рассмотрения и утверждения председателем комиссии.

4.31. Приемочная комиссия по результатам рассмотрения протоколов испытаний оформляет акт, в котором указываются цель и основные результаты работы приемочной комиссии, основные замечания и рекомендации, высказанные членами рабочих групп, делается вывод о соответствии локальной системы оповещения требованиям технического задания и даются рекомендации по приему системы в эксплуатацию.

К акту прилагаются:

протоколы рабочих групп;

ведомость соответствия локальной системы оповещения требованиям технического задания;

замечания и рекомендации по результатам работы приемочной комиссии с указанием сроков их устранения и реализации, а также ответственных исполнителей.

4.32. Акт подписывается членами комиссии и представляется на утверждение руководителю потенциально опасного объекта.

При наличии у отдельных членов приемочной комиссии обоснованных возражений они должны быть рассмотрены до утверждения акта с участием организаций, представители которых входят в состав комиссии.

4.33. Если приемочная комиссия принимает решение о невозможности приемки локальной системы оповещения в эксплуатацию, то вместо акта составляется мотивированное заключение с обоснованиями, имеющими ссылки на действующие законодательные и нормативные акты (которое подписывается членами комиссии) и рекомендуемыми мерами по обеспечению ввода системы в эксплуатацию.

4.34. Председатель приемочной комиссии направляет руководителю потенциально опасного объекта акт приемки или мотивированное заключение о невозможности приемки системы в эксплуатацию.

4.35. Юридической основой принятия локальной системы оповещения в эксплуатацию является приказ руководителя потенциально опасного объекта о принятии локальной системы оповещения в эксплуатацию.

4.36. На принятую в эксплуатацию локальную систему оповещения штабом ГО объекта оформляется паспорт (Приложение 3), который утверждается руководителем потенциально опасного объекта.

4.37. Копии приказа руководителя потенциально опасного объекта о приеме локальной системы оповещения в эксплуатацию, акта приемки и паспорт локальной системы оповещения направляются в органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города (городского района).