<Письмо> Минфина РФ от 04.03.2009 N 03-02-07/1-108 <Об определении дат вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм налоговых деклараций>

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 4 марта 2009 г. N 03-02-07/1-108

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об определении дат вступления в силу и утраты силы приказов об утверждении форм деклараций и сообщает.

В силу пункта 5 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации положения о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, предусмотренные данной статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Следовательно, по общему правилу, нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Исключения предусмотрены для случаев вступления в силу актов, улучшающих положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей. Такие акты могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

При рассмотрении вопросов, связанных с применением приказов об утверждении форм налоговых деклараций (расчетов) и порядков их заполнения, следует принимать во внимание, что срок представления деклараций (расчетов) определяется законодательством о налогах и сборах как "не позднее установленного числа".

При этом согласно пунктам 3 и 4 статьи 80 Кодекса налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи.

Уточненная налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения (пункт 5 статьи 81 Кодекса).

Учитывая изложенное, со дня официального опубликования актов, утверждающих новые формы налоговых деклараций (расчетов), в которых указано на их вступление (применение) начиная с представления декларации (расчета) за соответствующий налоговый (отчетный) период, следует применять утвержденные ими формы налоговых деклараций (расчетов).

Вместе с тем, надлежит принимать во внимание, что представление в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговых деклараций (расчетов) является одной из обязанностей налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Кодекса). В случае, если налогоплательщиком представлена декларация (расчет) по форме, действующей на момент представления, на него не может быть возложена обязанность по представлению декларации (расчета) по новой форме, акт об утверждении которой опубликован в период представления декларации (расчета) и действие которого распространено с начала указанного периода (за соответствующий налоговый (отчетный) период).

Заместитель

директора Департамента

С.В.РАЗГУЛИН