Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Для детей в возрасте от 2 - 3 до 7 лет с нарушениями физического и умственного развития в системе Министерства просвещения СССР организуются специальные дошкольные учреждения. В задачу данных учреждений входит правильное сочетание воспитательной работы с полноценным лечением и комплексом оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию дефекта развития или восстановление утраченных функций, а также - подготовка детей к обучению в школе. В этих учреждениях предусматриваемся круглосуточное, в отдельных случаях дневное 12-часовое и круглогодичное пребывание детей.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями физического и умственного развития организуются в соответствии с номенклатурой, утвержденной по согласованию с Министерством здравоохранения СССР Приказом Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1972 г. N 125.

В соответствии с типовыми положениями и утвержденной номенклатурой дошкольные учреждения системы Министерства просвещения СССР для воспитания и обучения детей с нарушениями физического и умственного развития подразделяются на:

- дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих детей);

- дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения: слабовидящих, с остротой зрения от 0 до 0,4 (для постоянного пребывания); с косоглазием и амблиопией;

- дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: с нормальным интеллектом или вторичной задержкой психического и речевого развития, которые не нуждаются в индивидуальном уходе, могут самостоятельно себя обслуживать, но нуждаются в выполнении ортопедического режима и проведении соответствующей коррекционно-воспитательной работы;

- дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта: умственно отсталых детей - олигофренов в степени дебильности.

В случае необходимости, согласно действующим типовым положениям, допускается открытие дошкольных групп для детей с различными нарушениями физического и умственного развития в зданиях дошкольных учреждений общего типа или школ-интернатов соответствующего профиля, при условии обязательного соблюдения всех требований, предъявляемых к участку, планировке, составу, площадям и оборудованию помещений специальных дошкольных учреждений.

Допускается размещение дошкольных групп в учреждениях круглосуточного и круглогодичного пребывания для детей с нарушениями:

зрения и слуха (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией, глухих и слабослышащих) - при детских садах и яслях-садах общего типа или школах-интернатах для слабовидящих и глухих детей;

опорно-двигательного аппарата - в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита, с церебральными параличами и больных сколиозом;

интеллекта - в школах-интернатах с особым режимом для умственно отсталых детей.

Специфика режима лечебно-профилактической работы, воспитания и обучения детей в специальных дошкольных учреждениях, особенности физического и умственного развития аномальных детей требуют создания оптимальных условий для их пребывания: ограничения вместимости зданий и наполняемости групп, расширения состава и площадей помещений, соответствующих планировочных решений, благоустройства и специального оборудования здания и участка, достаточных уровней естественного и искусственного освещения, а также санитарно-технических устройств, обеспечивающих воздушно-тепловой режим, водоснабжение и канализацию зданий.

Настоящие методические указания составлены с учетом действующих номенклатуры, типовых положений и инструкции по проектированию дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития (ВСН-28-76), утвержденной Приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 31 декабря 1976 г. N 295. Они, в основном, определяют требования, отражающие специфику строительства и оборудования дошкольных учреждений для детей с нарушениями физического и умственного развития.

Организация правильного режима воспитания и лечения детей, возможность дифференцированного подхода при их проведении, а также успешное осуществление профилактических мероприятий во многом зависят от количества детей в группе и вместимости дошкольного учреждения в целом.

Количество мест в группах определяется в зависимости от возраста и профиля учреждения (таблица 1).